ГБОУ СО "Санаторная 
школа-интернат г.Калининска"

ГБОУ СО "Санаторная
школа-интернат г.Калининска"

Социально-педагогическая служба

Информация о мерах социальной поддержки обучающихся

 

Право на оказание мер социальной поддержки  имеют обучающиеся из малообеспеченных семей и дети, находящиеся на опеке.

Для обучающихся ГБОУ СО  «Санаторная школа-интернат г.Калининска» ежедневно организовано пятиразовое горячее льготное питание (завтрак, 2 завтрак, обед, полдник, ужин).

Администрация школы информирует родителей из малообеспеченных семей о наличии льготных путевок в оздоровительные лагеря и санатории Саратовской области по информации центра социальной занятости населения г. Калининска и помогает в оформлении документов для оздоровительного отдыха и лечения.

ГБОУ СО «Санаторная школа-интернат г.Калининска» обеспечивает всех обучающихся бесплатными учебниками, предоставляет возможность использовать сеть Интернет, все образовательные ресурсы школы.

Все категории обучающихся в период обучения в школе имеют право на бесплатное медицинское обслуживание и ежегодную диспансеризацию специалистами из ОДКБ г. Саратова. По итогам диспансеризации обучающиеся проходят рекомендованный врачами курс лечения.

Специалисты школы оказывают обучающимся и родителям социальную, психологическую и правовую помощь.

 

Аналитические справки

 Аналитическая справка по результатам диагностики готовности первоклассников к школьному обучению  и выявлению уровня адаптации на   2017/2018 учебный год

Психологическая диагностика готовности к школьному обучению и выявлению уровня адаптации учащихся 1-х классов проходила в период с 04.09.2017 по 01.10.2017 г. В ней приняли участие 11 обучающихся

Для оценки сформированности универсальных учебных действий первоклассников использовался следующий комплект диагностических методик: для оценки личностных ууд - методика самооценки( Демо-Рубинштейн), методика «Мотивация учебной деятельности»                       (Н.Г. Лускановой), методика «Что такое хорошо и что такое плохо»;для оценки регулятивных ууд - методика «Графический диктант»( Д. Б. Эльконина);для оценки познавательных ууд - методика «Ответь на вопросы»(Й. Ерасику) ;для оценки коммуникативных ууд- методика«Рукавички» (Г.А.Цукерман), методика «Решение ситуаций».Для оценки уровня адаптации первоклассников методика: изучение особенностей адаптации первоклассников в школе.(методика Ковалевой Л. М.)

Личностные УУД

Методика самооценки Демо-Рубинштейн

Цель: исследование особенностей самооценки

Выводы:

У 82% (9чел.) обучающихся завышенная самооценка, что является для первоклассников возрастной нормой.

В беседе дети объясняют свой выбор так:, «Я самый лучший»,«Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так,

что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слаборазвитой рефлексией способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

Ведь первоклассник да и нередко ребята второго класса в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая,  потому что у меня пятерка звездочка», «бабочка», «солнышко»,

)»; «Я плохая, потому что у меня тройка«дождик», «черточка», «см.»).

        9% (1 чел.) детей имеют адекватную самооценку. У данных детей сформировано положительное отношение к себе, они умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать»

       9% (1чел.) имеют несколько заниженную самооценку. Симптомы заниженной самооценки: тревожность, неуверенность ребенка в своих силах и возможностях, отказ от трудных (объективно и субъективно) заданий, феномен «выученной беспомощности». Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может сказать: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье.

Рекомендации:

Коррекции заниженной самооценки — адекватная оценка учителя с акцентом на достижения и успехи ребенка, даже если он и не дает правильного итогового результата; адекватное описание того, что уже достигнуто и что еще нужно сделать для достижения цели.

Завышенная самооценка. Здесь необходимо спокойное и доброжелательное отношение учителя, адекватная оценка, не затрагивающая личности самого учащегося, продуманная система требований, доброжелательность и поддержка, оказание помощи в том, что составляет трудности для ученика.

Методика Н.Г. Лускановой «Мотивация учебной деятельности»

Цель: определение школьной мотивации

Выводы:

        27,3% (3 чел.)  обучающихся хорошая школьная мотивация. Дети успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является нормой

         54,5% (6 чел.) положительное отношение к школе. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но зачастую ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравиться чувствовать себя учеником. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей мере.

       18,2%(2 чел.)  низкая школьная мотивация. Дети на уроке часто занимаются посторонними делами, играми. У таких детей затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии нестойкой адаптации к школе.

Рекомендации: повышать мотивацию учебной деятельности  по средствам игр.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель: выявить нравственные представления учеников.

Выводы:

       63,6% (7 чел.) высокий уровень :такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.                      36,4% (4 чел.)   средний уровень :такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной комфортности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников

Низкий уровень отсутствует.

Рекомендации: Повышать нравственный уровень обучающихся по средствам познавательных бесед.

Регулятивные УУД

Методика«Графический диктант»

Цель: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Выводы:

У 9% (1 чел.)- Все 4 узора в целом соответствуют диктуемым, не допущено ни одной ошибки. Он внимательно слушал задания и четко выполнял указания учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Также ребенок способен продолжить работу самостоятельно.

Ошибки исправляет самостоятельно.

У 18,2% (2 чел.) Все 4 узора частично соответствуют диктуемым, но в одном или в нескольких встречаются ошибки, а некоторые выполнены безошибочно.  Умеют слушать и выполнять задания педагога, но могут отвлечься на посторонние раздражители и допустить ошибки, работая самостоятельно.

У 72,8%(8 чел.) Практически все узоры выполнены неправильно, включая тренировочный.  Дети невнимательно слушают учителя, не сразу выполняют указания, отвлекаются на посторонние раздражители и неспособны самостоятельно продолжить работу. Они не контролируют учебные действия, не замечают допущенных ошибок. Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий.

Рекомендации:

Поддержка и развитие сформированного уровня контроля.

Включить в урок упражнения на развитие объема и концентрации внимания.

Познавательные УУД

Задание «Ответь на вопросы»Й. Ерасику

Цель: определить уровень вербального мышления, умения логически мыслить и отвечать на вопросы.

Выводы:

36,4% (4 чел.) -высокий уровень развития вербального мышления .Дети хорошо и правильно отвечали на вопросы, давали интересные и логически верные ответы.

27,2%(3чел.)-средний уровень развития вербального мышления. Дети хорошо отвечали на вопросы , но некоторые вопросы вызвали затруднения.

27,2%(3 чел.)-низкий уровень развития вербального мышления  –путались в ответах, не логически  рассуждали и отвлекались от темы разговора.

Рекомендации:

Классному руководителю рекомендуется провести индивидуальную работу по следующим направлениям:

Развивать мышление по средствам специальных  тренировочных упражнений на развитие логики .

Коммуникативные УУД

Методика«Рукавички» (Г.А.Цукерман)

Цель: выявить коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества(кооперация)

Выводы:

У 36,4% обучающихся  рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек;

сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла

положительное одобрение.

У 36,4%  обучающихся работают в паре ситуативно

У 27,2% обучающихся  низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.

Рекомендации: Поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке в парах и группах, У детей с низким уровнем важно положительное одобрение со стороны взрослого, выработка активной позиции при общении ,поощрения за минимальный результат.

Методика «Решение ситуаций»

Цель :определение стиля поведения ребенка в конфликтной ситуации

Полученные данные позволяют выявить стиль поведения ребенка:

0% активно-положительный

27,2 % (3 чел.) нейтральный

0 % пассивно- страдательный

72,8% (8чел.) активно –агрессивный

Изучение особенностей адаптации первоклассников в школе.(методика Ковалевой Л.М.)

Цель: выявление уровня и особенностей адаптации.

45,5% (5 чел)- нормальная адаптация

45,5% (5чел) - средняя степень дезадаптации. Это связано с отсутствием саморегуляции поведения и внимания , проявления гиперактивности  у учащихся, отсутствие волевых усилий для выполнения поставленных задач.

9%(1чел)-дезадаптация-«группа риска»

Таким образом, можно сделать вывод о том, что адаптация в 1-а классе прошла удовлетворительно, но все же остаются некоторые проблемы, связанные с формированием сознательной учебной дисциплины и навыков самоконтроля. Развитие  мотивационной, эмоционально-волевой сфер происходит согласно возрастным особенностям.

Общие рекомендации учителю начальных классов

Таким образом, развитие системы универсальных учебных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностных и познавательных сфер ребенка.

В целях повышения уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников  учителю первого класса рекомендуется:

- продолжить работу по формированию и развитию у первоклассников универсальных     учебных действий:

-      для развития личностных УУД педагогам необходимо проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, создавать на уроках ситуацию успеха, поощрять за положительный результат;

-      для развития регулятивных УУД – формировать произвольность учебной деятельности через постановку цели, составление плана, обращение к алгоритмам выполнения учебных действий, привлечению учащихся к проектно-исследовательской деятельности;

-      для формирования познавательных УУД – привлекать учащихся к работе с разными источниками информации, развивать основные мыслительные операции, умения устанавливать логические связи, используя для этого задания проблемно-поискового характера;

-      для развития коммуникативных навыков у учащихся педагогу рекомендуется формировать навыки позитивного общения, используя групповые формы работы на уроках, положительное одобрение за результат.

-         для повышения уровня адаптации - способствовать развитию у детей умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами. Способствовать снижению уровня тревожности у учащихся.

Учитывайте личностные особенности детей и требуйте от них то, что они могут выполнить. Не сравнивайте ребенка с окружающими.Чаще используйте упражнения на релаксацию, телесный контакт.

 

                                                                         Педагог – психолог: Козынченко Е.Н.

 

Аналитическая справка
по результатам изучения уровня адаптации учащихся к школьному обучению в 5 классе2016/2017 учебный год
        Психологическая диагностика проходила в период с 3.10.2016 по 15.10.2016 г.

Исследование проводилось в форме группового исследования, в процессе которого применялись следующие психологические диагностики:

Для оценки уровня адаптации пятиклассников использовался следующий комплект диагностических методик: методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса; социометрия взаимоотношений  в классном коллективе ,методика изучения социально психологической адаптации к школе Э.М. Александровой.

Изучение эмоционально-психологического климата в классном коллективе.

Цель: изучение уровня сплоченности в классе

В понятие психологического климата  включают систему межличностных отношений  психологических по природе (симпатия, антипатия,  дружба), психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие); систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.

77,8% (7 чел) высоко оценивают психологический климат в классе. Детям нравятся люди ,с которыми они учатся.

22,2% (2 чел) школьникам скорее безразличен психологический климат класса, вероятно, есть другая группа , где общение для него значимо .

Таким образом, эмоционально-психологический климат (сплоченность ученического коллектива) в 5 классе находится на высоком уровне.

Изучение уровня тревожности учащихся

Цель: Выявить уровень тревожности у подростков (Филлипс)

ТРЕВОГА - эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий (словарь практического психолога)

На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживание в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение и др.

На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.

Общая сводная:

Уровень

тревожности

 Виды                                                                                тревожности

 

 «А»

(норма)

 

«Б»

(повышенный)

 

«В»

(высокий)

Общая тревожность

55,6%(5чел)

33,3%(3чел)

11,1%(1чел)

Переживание социального стресса

88,9%(8чел)

11,1%(1чел)

0% (0чел)

Фрустрация потребности в достижении успеха

 

55,6%(5чел)

 

44,4%(4чел)

 

0% (0чел)

Страх самовыражения

33,3%(3чел)

33,3%(3чел)

33,3%(3чел)

Страх ситуации проверки знаний

33,3%(3чел)

33,3%(3чел)

33,3%(3чел)

Страх не соответствия ожиданиям окружающих

 

44,4%(4чел)

 

22,2%(2чел)

 

33,3%(3чел)

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

 

77,8%(7чел)

 

11,1%(1чел)

 

11,1%(1чел)

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

44,4%(4чел)

44,4%(4чел)

11,1%(1чел)

 

Таким образом, мы видим, что наибольшее количество человек показавшие высокий уровень тревожности по поводу проверки знаний, страх самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям окружающих. В первую очередь это присуще учащимся с заниженной самооценкой и недостаточной уверенностью в своих силах.

Методика изучения социально психологической адаптации к школе Э.М. Александровой.

Цель: выявление уровня адаптации.

Анализ данных по исследованию адаптационного периода по результатам данной методики обучающихся 5-х классов показал, что в классе:

 66,7% (6 чел) – зона адаптации

(33,3%(3 чел) -  зона не полной адаптации  

0%-зона нарушение адаптации(дезадаптация).

Таким образом, анализируя все данные психологического исследования можно сделать вывод, что адаптация у пятиклассников проходит благополучно.

Школьной дезадаптации  у учащихся нет.

Дети чувствуют себя в школе комфортно, но испытывают школьную тревожность.

Рекомендации педагогам: 

-Для детей необходимо создавать условия, при которых они будут иметь возможность реализовывать свои потребности в успехе, признании, самовыражении. Рекомендуются занятия на повышение самооценки и уверенности в себе, развитие мотивации достижения, снижение тревожности.

-Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала. Это важно потому, что именно "ориентированность на ошибку", которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, - одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.

 Рекомендации родителям:

  • Необходимо понять и принять тревогу ребенка - он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом.
  • Помогайте ребенку преодолеть тревогу - создавайте условия, в которых ему будет менее страшно.
  • Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям - оговаривайте то, что будет происходить.
  • Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.
  • Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их. 
  • Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта.
  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
  • Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
  • Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
  • Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
  • Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

                                                                                            Педагог-психолог: Козынченко Е.Н.

Copyright © ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска", 2011-2012
Cоздание и управление сайтом - CMS SiteEdit