ГБОУ СО "Санаторная 
школа-интернат г.Калининска"

ГБОУ СО "Санаторная
школа-интернат г.Калининска"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Лыжные гонки"

 

 

Министерство образования Саратовской области

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области «Санаторная школа-интернат г.Калининска»

 

 

Принята на заседании                                            Утверждаю:

педагогического совета                                          Директор школы:

от 31.08.2015 г.                                                          ___________/ Л.Ю. Мортова/

Протокол №_8                                                     «_01_» _сентября__ 2015 г.

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая

программа  физкультурно-спортивной направленности

«Лыжные гонки»

 

 

Возраст обучающихся: 8 – 16 лет

                                          Срок  реализации: 1 год

 

 

 

Автор-составитель:

Кулишов Виктор Николаевич,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининск, 2015

                                                                           

 

Содержание

I. Пояснительная записка                                                          3

I.1. Введение                                                                              3

I.2. Нормативно-правовые  основания проектирования дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей

программы «Лыжные гонки"                                                  3

I.3. Направленность программы                                             4

I.4. Новизна программы                                                         4

I.5. Актуальность программы                                                4

I.6. Педагогическая целесообразность программы              5

I.7. Отличительная особенность  программы                       5

I.8. Адресат программы                                                         5

I.9. Объём и сроки освоения программы, режим занят       6

I.10. Особенности организации образовательного процесса  6

I.11. Цель программы                                                           6

I.12. Задачи программы                                                        6

I.13. Ожидаемые результаты программы                             7

I.14. Способы определения результативности                     7

I.15. Формы подведения итогов реализации программы    8

II. Учебно-тематический план                                              8

III. Содержание тем учебного курса                                    9

IV. Методическое обеспечение  программы                      11

 IV. 1. Методы и технологии преподавания                       11

IV. 2. Методика организации воспитательной работы      14

IV. 3. Методика контроля освоения программы в части

практической подготовки                                                  15

V. Список литературы                                                       16

VI. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной 

общеразвивающей программы «Лыжные гонки»            18

VII. Условия реализации программы                                18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Пояснительная записка

 

I.1. Введение

   В  настоящее  время    в  системе  физического  воспитания  подрастающего поколения  становится  актуальной  проблема    использования  ресурсов    занятий  в  физкультурно-спортивных  секциях  и  клубах  не  только   для   достижения     единичных    высоких    спортивных     результатов,   но   и  для    повышения  системного  образовательного результата, ориентированного на привлечение  как можно большего числа обучающихся    к занятиям физкультурой и  спортом.  Лыжи –  не только массовый вид спорта в  России,   но   и  один из   лучших   способов   укрепления   здоровья.   Благодаря   своей  доступности  он  охватывает  спортсменов  любителей  всех  возрастов  и  уровней  подготовки.  Систематические   занятия   лыжной подготовкой    помогают   укрепить   здоровье,   воспитывают   волю   и  характер, являются хорошим средством профилактики правонарушений и  асоциального поведения, развивают коммуникабельность, формируют  принятые в обществе  этические нормы  общения и поведения  в коллективе детей и взрослых.

 

I.2. Нормативно-правовые  основания проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Лыжные гонки»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  «Лыжные гонки»   разработана   в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральным Законом «Об образовании в РФ», № 273-ФЗ от 29.12.2012;

- Федеральным  Законом  «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 14.12.2007 № 329-ФЗ;

- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию  и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Письмом Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; 

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-  Приказом  Минспорта России от 27 декабря 2013 года № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;

- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

(разработчики Минобрнауки России, ГАОУ ВО «Московский государственный

3

педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования, АНО дополнительного профессионального образования «Открытое

образование».

 Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  «Лыжные гонки»  (далее Программа) составлена на основе примерной программы для детско-юношеских спортивных школ (Квашук П.В., Бакланов Л.Н., Левочкина О.Е.; Федеральное агентство  по физической культуре и спорту: Лыжные гонки. Программа.- М.: Советский спорт, 2009) и адаптирована к условиям деятельности  ГБОУ СО «Санаторная школа-интернат г. Калининска».

                                                                                                                                                                                                                                       

I.3. Направленность программы

 Направленность  программы – физкультурно-спортивная.

В   содержание   примерной   программы   внесены   изменения, учитывающие   материально- техническую  базу  ГБОУ СО «Санаторная школа-интернат г. Калининска»,  интересы  обучающихся и их родителей (законных представителей),   опыт    педагогов дополнительного образования спортивного профиля.   Изменения  в программе соответствуют    организационно-педагогическим              условиям      проведения      учебно-тренировочного  процесса,  учебным  тематическим  планам  и  требованиям  к  содержанию   программ дополнительного образования детей.

 

I.4. Новизна программы

 Новизну         программы      определяет   комплексность   решения   образовательных   и  воспитательных  задач  при  ее  реализации,  применение  здоровьесберегающих  технологий,  которые являются приоритетными в деятельности  ГБОУ СО «Санаторная школа-интернат г. Калининска». Программа  позволяет  добиться  системности  в  работе  по  привлечению  обучающихся   к  дополнительному  образованию по спортивному профилю,     формированию        у   них   положительного       интереса    к   физкультуре и спорту, здоровому образу жизни. 

I.5. Актуальность программы

Актуальность программы   определяется запросом со стороны обучающихся школы  и их родителей на программы физкультурно-спортивного направления,  анализе многолетнего  педагогического опыта и потенциале ГБОУ СО «Санаторная школа-интернат г. Калининска».  Запрос родителей обучающихся на программы  физкультурно-спортивной направленности  и многолетний педагогический опыт  основывается на следующей информации.   В последнее десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей и подростков, чей   образ жизни в настоящее время отличается сниженной физической активностью, агрессивностью информационной среды, направленностью на виртуальные способы общения. Занятия спортом, лыжным спортом, в частности, по мнению  родителей и педагогов,   будут способствовать  вовлечению  детей в  массовые виды спорта, что в свою очередь, положительно скажется  на их  физическом  и нравственном состоянии,  будет формировать

4

позитивную  психологию общения и коллективного взаимодействия,

способствовать  повышению самооценки.  Кроме того, систематические занятия

спортивной деятельностью компенсируют у обучающихся  дефицит   двигательной активности, приобщат к здоровому образу жизни,  будут содействовать  укреплению здоровья, расширят кругозор детей, помогут  найти

друзей и единомышленников в социуме. К тому же, в процессе занятий и

соревнований по лыжному спорту у детей  воспитываются и морально-волевые качества: смелость, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм, способность к преодолению трудностей любого характера, что в настоящее время крайне важно для  социализации детей и подростков, формировании важных социальных компетенций.

 

I.6. Педагогическая целесообразность программы

   Педагогическая целесообразность программы заключается в создании  в  школе особой   развивающей  среды  для выявления и развития  возможностей детей в лыжном спорте, приобщения  обучающихся,  независимо от возраста,  пола и физической подготовки  к занятиям спортом вообще, что может способствовать не только их  дальнейшему физическому совершенствованию, но  и приобщению к здоровому образу жизни в целом,  раскрытию и формированию лучших человеческих качеств.

 

I.7. Отличительная особенность  программы

    Отличительная особенность  программы заключается в том, что основой подготовки занимающихся в секции детей и подростков  является не только технико-тактическая подготовка, но и общефизическая подготовка, направленная на более высокий показатель физического развития школьников.  Кроме того, теоретический материал программы  позволит расширить  кругозор  детей в области спорта вообще, сформирует  интерес занимающихся к лыжному  виду спорта, положительному  влиянию спорта на здоровье.  Программа  учитывает различный уровень физической подготовки детей,  их возрастные особенности, индивидуальные  личносто-психологические характеристики.

 

I.8. Адресат программы

В ГБОУ СО «Санаторная школа-интернат г. Калининска» обучаются дети из малообеспеченных, многодетных семей, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию,  дети с ослабленным здоровьем. Большая часть детей – иногородние.  При наборе  и зачислении детей для обучения по данной программе  учитывается следующие факторы:

- положительная мотивация  к занятиям лыжным спортом;

- отсутствие медицинских противопоказаний для занятий лыжным спортом.  Программа рассчитана для смешанных групп  мальчиков и девочек в возрасте   от 8 до 16 лет.

 

 

5

I.9. Объём и сроки освоения программы, режим занятий

 Программа рассчитана на 1 год (36  недель, включая осенние и весенние

каникулы).  Учебный год начинается 01 сентября и завершается 31 мая. Объём программы –   216 часов, периодичность занятий: 3 раза в неделю по 2 занятия, (1 занятие – 45 минут).

 

I.10. Особенности организации образовательного процесса

Для реализации данной программы используется  очная форма обучения.

Состав группы – постоянный.

Формы организации деятельности детей на занятии – групповые и индивидуальные.

Формы проведения занятий: беседа, наблюдение, учебно-тренировочное занятие, спортивная игра, соревнование, выполнение тестовых заданий и др. 

 

I.11. Цель программы

Цель программы:

привлечение  обучающихся  к регулярным занятиям спортом посредством организованных занятий лыжным спортом, удовлетворение их индивидуальных потребностей в нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

 

I.12. Задачи программы

  Обучающие:

- формирование представления о лыжном спорте, его возникновении, развитии и правилах соревнований;

- приобретение теоретических знаний в области лыжного спорта и практических навыков;

- обучение основам техники  передвижения на лыжах;

- формирование знаний о закаливающих процедурах и укреплении здоровья;   

- формирование знаний  о технике  безопасности при занятиях лыжным спортом, приёмах страховки и самостраховки.

 

Развивающие:

- развитие мотивации  и положительного отношения ребёнка к занятиям лыжным спортом;

- развитие всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений;

- развитие волевых качеств - смелости, решительности, самообладания;

- развитие лидерских качеств, инициативы и социальной активности;

- развитие морально-волевых качеств;

- способствование укреплению здоровья, закаливанию организма и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

 

 

6

Воспитательные:

- воспитание  трудолюбия, сознательной  дисциплины, внимания, настойчивости и волевых качеств;

- воспитание  сознательного интереса к занятиям лыжным  видом спорта;

- воспитание  стремления к здоровому образу жизни;

- воспитание  духовно-нравственных качеств поведения в коллективе.

 

I.13. Ожидаемые результаты программы

Результатом освоения дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы  «Лыжные гонки» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений, навыков:

обучающиеся

 будут  знать / понимать:

- историю развития лыжного спорта в мире и России;

- влияние физкультуры и спорта  на укрепление здоровья, профилактику

заболеваний и увеличение продолжительности жизни;
- требования техники безопасности к занятиям лыжным спортом;
- способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности
;

- характеристику техники лыжных ходов, правила соревнований по лыжным гонкам;

будут уметь:

 – владеть техникой основных лыжных ходов;
– выполнять приемы страховки и самостраховки;
– выполнять комплексы упражнений по общей физической и специальной физической  подготовке;
– оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
– выполнять требования физической и спортивной подготовки во время соревнований и при сдаче контрольных нормативов;
– использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.

Обучающиеся по данной программе смогут  решать следующие жизненно-практические задачи:

-  анализировать свои действия и давать им оценку;

- ответственно относиться к учебно-образовательному процессу,  поручениям, обязанностям;

- владеть  знаниями о чувстве товарищества и нравственных правилах поведения в коллективе;

- иметь потребность в самообразовании в области физической культуры и спорта, здорового образа жизни.

 

I.14. Способы определения результативности

   Проверка знаний и умений  обучающихся проводится на каждом занятии. Уровень развития физических  качеств и технической подготовленности оценивается по результатам участия в групповых и  школьных соревнованиях.

7

Уровень   общей   физической и специальной физической   подготовленности   определяется   при   сдаче   контрольных  нормативов по ОФП и СФП, проводимых в начале, середине  и   конце учебного года.   Критериями 

успешности  обучения  служат    положительная  динамика  уровня  общей   физической  подготовленности, специальной физической подготовки,  определяемая  по  результатам  контрольных  нормативов  по  ОФП  и СФП и желание продолжить занятия на следующем этапе подготовки.

 

I.15. Формы подведения итогов реализации программы

Формами  подведения итогов реализации программы являются:

- сдача контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке;

 - участие в соревнованиях различного уровня (школьных, районных, региональных);

- участие в спортивных праздниках.

 

II. Учебно-тематический  план

 

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел I. Теоретическая подготовка

1.

Вводное занятие.

 Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России и мире.

2

2

 

Опрос, самоанализ

2.

Техника безопасности. Профилактика травматизма.

2

2

 

Опрос

3.

 Закаливание, режим дня, врачебный контроль и гигиена спортсмена.

1

1

 

 

Опрос, самоанализ

4.

Лыжный инвентарь, выбор, хранение, уход за ним. Лыж­ные мази, парафин.

2

2

 

Опрос

5.

Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам.

3

3

 

Опрос, самоанализ, учебная игра

Раздел II. Практическая подготовка.

 

1.

Общая физическая подготовка

110

 

110

Тестовые задания,  соревнование

2.

Специальная физическая подготовка

60

 

60

Тестовые задания, соревнование

3.

Техническая подготовка

22

 

22

Зачёт, соревнование

4.

Контрольные упражнения и соревнования

14

 

14

Тестовые задания,  соревнование

 

Итого:

216

10

200

 

 

III. Содержание тем учебного курса

Раздел 1.

Теоретическая подготовка

Тема 1. Вводное занятие. (2 ч.) Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России и мире. Порядок и содержание работы секции. Значение лыж в жизни наро­дов Севера. Эволюция лыж и снаряжения лыжника. Первые соревнования лыжников в России и за рубежом. Популярность лыжных гонок в России.

Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Со­ревнования юных лыжников.

Тема  2. Техника безопасности. Профилактика травматизма. Техника безопасности на занятиях лыжным спортом. (2 ч.)  

Поведение на улице во время движения к месту занятия. Выбор места для проведения занятий и соревнований. Особенности орга­низаций занятий на склонах. Помощь при ушибах, растяжении, об­морожении.

Недопустимость употребления алкоголя, курения при заняти­ях лыжным спортом.

Тема 3. Закаливание, режим дня, врачебный контроль и гигиена спортсмена. (1 ч.)

Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных занятий. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Зна­чение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Объективные и субъективные критерии самоконтроля, подсчет пульса.

9

Тема 4. Лыжный инвентарь, выбор, хранение, уход за ним. Лыж­ные мази, парафин. (2 ч.). Выбор лыж. Способы обработки скользящей поверхности лыж. Выбор лыжных палок. Уход за лыжным инвентарем. Свойства и назначение лыжных мазей и парафинов. Факторы, влияющие на вы­бор мази. Обувь, одежда и

снаряжение для лыжных гонок.

Тема 5.  Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам. (3 ч.)

Значение правильной техники для достижения высоких спортив­ных результатов. Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках. Стойка лыжника, скользящий шаг, повороты, отталкивание ногами, руками при перед­вижении попеременным двухшажным и одновременными ходами. Типичные ошибки при освоении общей схемы попеременного двухшажного и одновременных лыжных ходов.

Отличительные особенности конькового и классического способов передвижения на лыжах. Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке спортсмена. Подготовка к соревнованиям, оформление стартового городка, разметка дистанции. Правила пове­дения на соревнованиях.

 

Раздел 2.                            Практическая подготовка

Тема 1. Общая физическая подготовка. (110 ч.)

Теория: Понятие ОФП. Функции ОФП.

Практика:

Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на раз­витие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости. Эстафеты и прыжковые упраж­нения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты. Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.

Тема 2. Специальная физическая подготовка. (60 ч.)

Теория: Понятие СФП. Функции СФП.

Практика:

Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, пре­имущественно направленные на увеличение аэробной возможности организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжника. Комплексы специальных упражнений на лыжах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.

Тема 3. Техническая подготовка. ( 22 ч.).

Теория: Назначение и функции  технической подготовки.

Практика:

Обучение общей схеме выполнения классических и коньковых способов передвижения на лыжах. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную

10

работу рук и ног при передвижении на лыжах различными способами. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегчённых условиях. Обучение технике спуска со склонов  в высокой, средней, низкой стойках. Обучение преодолению подъёмов «ёлочкой», «полуёлочкой», 

ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении.   

Тема 4.  Контрольные упражнения и соревнования. (14 ч.)

Упражнения для оценки разносторонней физической подготов­ленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие в 3-6 соревнованиях по общей физической  подготовке  в годичном цикле; участие в 3-6 соревнованиях по лыжным гонкам на дистан­циях 1-2 км. в годичном цикле.

 

IV. Методическое обеспечение  программы

   IV. 1. Методы и технологии преподавания

   Учебный материал программы рассчитан на группу мальчиков и девочек 8 – 16 лет. Занятия проводятся с учетом особенностей возраста, пола и подготовленности занимающихся.

Теоретические сведения занимающимся рекомендуется сообщать во время практических занятий, уделяя этому 5-10 мин.

Основной формой практических действий  является занятие, которое строится по общепринятой схеме. Для поддержания  постоянного интереса к занятиям их необходимо проводить таким образом, чтобы ребята по возможности быстрее могли увидеть результаты этих занятий. С этой целью они должны быть насыщены доступными, постепенно усложняющимися упражнениями по общей и специальной физической подготовке, выполняя которые учащиеся стремились бы добиться нового конкретного результата.

Большое значение в поддержании интереса к занятиям имеют соревнования, игры и игровые задания, применяемые на протяжении всего периода обучения.

Игры и игровые задания следует проводить целенаправленно. Выбор игры, ее организация зависят от подготовленности занимающихся, их организованности и педагогических задач конкретного занятия.

В соответствии с поставленными задачами занятия по лыжной подготовке делятся на вводные, учебные, контрольные и смешанные.

Вводные занятия предусматривают проведение бесед для сообщения теоретических сведений, ознакомления с задачами. Часть времени вводного занятия обязательно отводится на практические занятия на лыжах.

Учебные занятия. На занятиях такого типа в первую очередь проводится первоначальное обучение технике лыжных ходов, спусков и поворотов.

Смешанные занятия. Помимо изучения нового материала, на них совершенствуется техника передвижения на лыжах, изученная ранее. В ходе лыжной подготовки могут проводится различные варианты смешанных занятий с включением упражнений для развития скорости и выносливости в сочетании с обучением и совершенствованием техники передвижения на лыжах, приемом

11

 

учебных нормативов и подведение итогов обучения.

 

Контрольные занятия. На занятиях этого типа  обучающиеся выполняют тестовые задания  в части практической подготовки.  Контрольные занятия иногда проводятся в форме соревнований.

 

В учебной работе по лыжной подготовке и лыжному спорту используются три основных метода обучения: демонстрации, слова и упражнения (практического выполнения). Указанные методы имеют ряд разновидностей.

Методический прием – это часть целостного метода. Например, демонстрация (показ) поворота в движении из упора на лыжах – это метод, а замедленный показ только части поворота – подготовительных движений и входа в поворот – методический прием. Совокупность нескольких методов или разновидностей принято называть методикой обучения.

Метод демонстрации. При обучении способам передвижения на лыжах этот метод чаще всего применяется в виде показа всего способа в целом или отдельных его деталей. Показ способа передвижения должен быть образцовым по форме и характеру движений. В начале лучше демонстрировать способ передвижения в целом, затем, если возможно, по частям, а потом вновь в целом. Желательно продемонстрировать способ передвижения в замедленном виде.

Метод слова. При обучении технике лыжного спорта широко используются объяснение приема, действия, а также замечания и пояснения непосредственно в процессе выполнения упражнений. Метод слова применяется с целью создания у обучающихся ясного представления о форме движений, для раскрытия их характера при показе упражнения и помощи ученику в анализе и исправлении ошибок во время непосредственного выполнения способа передвижения. Учитывая особенности лыжного спорта, когда показ и объяснение часто проходят в неблагоприятных метеорологических условиях, педагог  должен избегать длительных объяснений. Необходимо кратко охарактеризовать изучаемый способ для всей группы, а остальные замечания по возможности делать в процессе передвижения. Речь педагога  должна быть громкой и литературно правильной. Кроме этого, необходимо использовать принятую в лыжном спорте терминологию.

Метод упражнения (практического выполнения) позволяет полученные представления о технике перенести на практическое освоение движений. Основная цель данного метода – воспитать у обучающихся умения и навыки, необходимые при занятиях лыжным спортом. Этот метод имеет две взаимосвязанные разновидности – метод целостного упражнения и метод расчлененного упражнения.

Метод целостного упражнения наиболее распространен в лыжном спорте. Он с успехом может быть использован для изучения самого сложного способа передвижения на лыжах, различных ходов, поворотов в движении и т. д. С этой целью можно использовать выполнения способа передвижения в целом, но в

12

облегченных условиях (например, одновременные ходы изучаются под уклон). В

этом случае ученики могут сосредоточить все внимание на правильном выполнении движений, а не на максимальных усилиях при отталкивании.

Метод расчлененного упражнения чаще всего применяется при изучении сложных движений или упражнений (например, попеременного четырехшажного хода), а также с учениками, которые не могут сразу освоить данный способ передвижения. При этом методе основное внимание обращается на изучение,

совершенствование и закрепление отдельных частей и элементов способа.

Сочетание методов обучения является важным фактором, повышающим качество учебного процесса по лыжной подготовке и лыжному спорту.

   Организуя тренировочный процесс,  необходимо помнить о том, что: 
- двигательные действия должны соответствовать полу, возрасту и физической подготовленности каждого занимающегося; 
- должны учитываться величина нагрузки, интервалы отдыха, интенсивность выполнения упражнений; 
- должен быть обеспечен медицинский контроль, должны быть соблюдены санитарно-гигиенические требования к помещению для занятий и к личной гигиене спортсмена.

  Контроль за уровнем нагрузки на занятиях проводится по карте педагогического наблюдения за степенью утомления обучающихся:

 

Объект наблюдения

Степень и признаки утомления

Небольшая

Средняя

Большая (недопустимая)

 

Цвет кожи лица

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Редкое покраснение, побледнение или синюшность.

 

Речь

Отчетливая

Затрудненная

Крайне затрудненная или невозможная.

Мимика

Обычная

Выражение лица напряженное

Выражение страдания на лице.

Потливость

Небольшая

Выраженная верхней половины тела

Резкая верхней половины тела и ниже пояса, выступание соли.

Дыхание

Учащенное, ровное

Сильно учащенное

Сильно учащенное, поверхностное, с отдельными глубокими вдохами, сменяющимися беспорядочным дыханием.

Движения

Бодрая походка

Неуверенный шаг, покачивание

Резкое покачивание, дрожание, вынужденная поза с опорой, падение.

Самочувствие

Жалоб нет

Жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиение, одышку, шум в ушах.

Жалобы на головокружение, боль в правом подреберье, головная боль, тошнота, иногда икота, рвота

 

Самоконтроль в подготовке

Самоконтроль играет в подготовке юных лыжников  важную роль. Для самоконтроля предлагается несколько простых и доступных для занимающихся самонаблюде­ний за своим физическим развитием и состоянием здоровья. Их цель - сохранение спортивной работоспособности и совершенство­вание подготовленности юных лыжников. Комплекс достаточно простых методов самонаблюдения дает возможность получить субъективные и объективные данные. Рекомендуется ежедневно учитывать самочувствие, желание выполнять тренировочные и со­ревновательные нагрузки, длительность ощущения усталости после них, характер сна, аппетит, сердцебиение и др. 

 

IV. 2. Методика организации воспитательной работы

Личностное развитие детей - одна из основных задач в работе педагога дополнительного образования. Высокий профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.

Специфика воспитательной работы на занятиях спортивной секции состоит в том, что педагог проводит ее во время тренировочных занятий и дополнительно на различных мероприятиях.

На протяжении всего периода занятий педагог формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).

Воспитательные средства:

- личный пример и педагогическое мастерство педагога;

- высокая организация тренировочного процесса;

-  атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;

14

 - дружный коллектив;

 - система морального стимулирования;

- воспитательные мероприятия.

Важное место в воспитательной работе отводится соревнованиям. Кроме формирования  у воспитанников  понятия об общечеловеческих ценностях, необходимо серьезное внимание обратить на этику спортивной борьбы. Здесь важно сформировать у занимающихся должное отношение к запрещенным приемам и действиям в спорте (неспортивное поведение, взаимоотношения спортсменов, тренеров, судей и зрителей). Перед соревнованиями необходимо настраивать юных спортсменов не только на достижение победы, но и на проявление  морально-волевых качеств.

 

IV.3. Методика контроля освоения программы в части практической подготовки

  В целях контроля освоения обучающимися программы в части практической подготовки используются следующие тестовые задания:

1. При проведении тестирования по физической подготовке (ОФП+СФП) следует обратить внимание на соблюдение требований инструкции и создании условий для выполнения упражнений.

1.1. Подтягивание (для оценки силы и силовой выносливости  мышц плечевого пояса).

И.П. – вис хватом сверху на перекладине, руки на ширине плеч. Сгибание рук до положения «подбородок над перекладиной», возвращение в  исходное положение  до полного выпрямления  в локтевом суставе.

Методические указания: раскачивание тела на перекладине, сгибание ног, перехват рук не допускаются. Критерием служит максимальное число подтягиваний за 30 сек.

1.2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (для оценки уровня силовой (динамической) выносливости  мышц плечевого пояса, а также статической выносливости мышц спины, брюшного пресса, таза и ног).

И.П. – упор лёжа. Сгибание рук до касания грудью пола (скамейки), разгибание – до полного выпрямления рук.

Методические указания: ладони на ширине плеч, локти направлены назад – в стороны. Голова, туловище и ноги составляют прямую линию, которая сохраняется  на протяжении всего выполнения упражнения. Даётся одна попытка. Фиксируется количество отжиманий  при условии правильного выполнения теста в произвольном темпе без  отдыха. Критерием служит максимальное число отжиманий за 1 мин.

1.3. Поднимание туловища  из положения лёжа на спине (для оценки уровня  силовой (динамической) выносливости  мышц  брюшного пресса).

И.П. –  лёжа на спине, руки в замок за головой, ноги согнуты в коленях на 90 градусов, ступни зафиксированы. Сесть, локтями коснуться  коленей, лечь.

Методические указания: фиксируется  максимальное количество подъёмов за 30 

15

секунд в  одной попытке.  Упражнение выполняется на гимнастическом мате.

1.4. Прыжки через скакалку (для оценки уровня  развития скоростных и координационных способностей).

И.П. – скакалка сзади. Фиксируется максимальное количество прыжков за 1 минуту в одной попытке. Критерием служит максимальное количество прыжков за минуту.

1.5.  Бег 60 метров с высокого старта (для оценки уровня развития скоростных и координационных способностей).

Тестирование проводится на дорожке стадиона. Количество стартующих в забеге определяется условиями, при которых бегущие не мешают друг другу. Разрешается одна попытка.  После 10-15-минутной разминки даётся старт.  Критерием служит минимальное время.

1.6. Бег 500 метров (для определения общей выносливости).

 Проводится на ровной  местности в спортивной обуви без шипов. Тестирование проводится после предварительной разминки. Разрешается переходить на ходьбу. Время фиксируется с точностью до 0,1с. Критерием служит минимальное время.

1.7.  Оценка специальных физических качеств   включает прохождение на лыжах классическим стилем 1000 м. Критерием служит минимальное время.

 

V. Список литературы

1. Cписок литературы, использованной при написании программы

 

1. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 368 с.

2. Верхошанский Ю.В.. Основы специальной физической подго­товки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

3. Ермаков В.В. Техника лыжных ходов. - Смоленск: СГИФК, 1989.

4. Квашук П.В., Бакланов Л.Н., Левочкина О.Е.; Федеральное агентство  по физической культуре и спорту: Лыжные гонки. Программа.- М.: Советский спорт, 2009.

5. Ковязин В.М. Мастер спорта по лыжным гонкам: Учебное пособие – Тюмень, «Вектор Бук», 2009. – 212 с.

6. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

(разработчики Минобрнауки России, ГАОУ ВО «Московский государственный

педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования, АНО дополнительного профессионального образования «Открытое

образование»

8. Никитушкина Н.Н. Управление методической деятельностью спортивной школы: наун.-метод. пособие/Н.Н. Никитушкина, И.А. Водянникова. – М.: Советский спорт, 2012. –200 с.

16

9. Основы управления подготовкой юных спортсменов/ Под общ. ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982.

10. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию  и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

13. Раменская Т.Н. Техническая подготовка лыжника. - М.: Физ­культура и спорт, 1999.

14. 6. Раменская Т.Н. Специальная подготовка лыжника. Учебная книга  «СпортАкадемПресс» Москва, 2001.

15. Федеральный  Закон  «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 14.12.2007 № 329-ФЗ

16. Федеральный Закон  «Об образовании в РФ», № 273-ФЗ от 29.12.2012

17. Филин ВН., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1980.

 

2. Список рекомендуемой литературы для педагога

1. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М.: Физкультура и спорт, 2000.

2. Кубеев А.В., Манжосов В.Н., Баталов А.Г. Исследование информативности показателей при оценке и нормировании интенсивности тренировочных нагрузок (Методическая разработка для студентов ГЦОЛИФК). – М., 2000.

3. Манжосов В.Н. Тренировка лыжника-гонщика. – М.: Физкультура и спорт, 1999.

4. Мартынов В.С. Комплексный контроль в циклических видах спорта: Дисс.  докт. пед. наук. – СПб., 2002

5. Матвеев Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки // Теория и практика физической культуры, №2, №3, 2000.

6. Поварницин А.П. Волевая подготовка лыжника-гонщика. – М.: Физкультура и спорт, 2002.

 

3. Список рекомендуемой литературы для детей и родителей

 

1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М., 1988.

2. Бутин И.М. Проложи свою лыжню. – М: Просвещение, 2001.

3. Ермаков В.В. Техника лыжных ходов.- Смоленск: СГИФК, 2001.

4. Лях В.И. Мой друг – физкультура. 1-4класс. М.: Просвещение, 2011г.

17

5. Мартынов В.С. Комплексный контроль в лыжных видах спорта.- М., 2000.

6. Мищенко В.С. Функциональные возможности спортсменов. – Киев: Здоровье, 2006.

7. Поварницин Л.П. Волевая подготовка лыжника-гонщика. - М.: Физкультура и спорт, 2002.

 

VI.  Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы «Лыжные гонки»

 

Начало учебного года – первый рабочий день сентября.

Окончание учебного года – 31 мая.

Продолжительность учебного года – 36 недель.

Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа.

Контроль уровня   общей   физической и специальной физической   подготовки   осуществляется   при   сдаче   контрольных  нормативов по ОФП и СФП, проводимых в сентябре, мае учебного года (по ОФП),  январе, марте учебного года  (по СФП). Итоговая аттестация проходит  в мае по окончании полного курса обучения по образовательной программе.

 

Календарь занятий

I полугодие

II полугодие

Всего недель/ часов

Летние каникулы

Количество  недель

Кол-во часов

Формы аттестации

Кол-во  недель

Кол-во часов

Формы аттестации

17

102

Тестовые задания, соревнования

19

114

Тестовые задания, соревнования

36/216

01.06.-

31.08

13 недель

Итого по программе: 216 часов

 

VII.  Условия реализации программы

 

1. Материально-техническое обеспечение:

Для успешной реализации данной программы необходимо иметь:

- спортивный и тренажёрный  залы для тренировок, светлые  и хорошо проветриваемые;

- площадка для проведения занятий по лёгкой атлетике;

- раздевалка;

- лыжная база для хранения лыж, инструмент для ремонта лыж и палок;

- лыжи спортивные с креплениями и с палками – на весь состав обучающихся;

- лыжные ботинки на весь состав  обучающихся;

- смазочный (лыжная мазь, парафин, ускорители и т.д.) и расходный материал - 10-12 комплектов на сезон;

- эспандер резиновый - 15 шт;

- мячи набивные разного веса (1,2,3,5кг.) – по 8 шт.;

- мячи баскетбольные - 6 шт.;

18

- мячи футбольные – 5 шт.;

-  скакалки - 15 шт.;

- секундомер – 1 шт.;

- рулетка – 1 шт.;

- аптечка – 1 шт.

 

2. Кадровое обеспечение:

   С группой обучающихся работает 1 (один) педагог дополнительного образования.

   Образование: окончил Саратовский государственный педагогический институт по специальности: физическое воспитание.   Курсы повышения квалификации прошёл  с 01.07.2013 г. по 31.07.2013 г. в ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по Р.П. «Дополнительное образование на современном этапе», 112 ч.

  Медицинский контроль осуществляют  1 врач-фтизиатр и  4 медицинских сестры (по графику).

 

3.  Информационное обеспечение:

-  Сайт Министерства спорта Российской Федерации: www.minsport.gov.ru;

-  Федерация лыжных гонок России: www.flgr.ru.;

- htts://ru.wikipedia.org/wiki;

- Электронный учебник. Бутин И.М. Лыжный спорт:Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.-368 с.

(eknigi.org/ zdorovie/65790-lyzhnyj-sport.html);

-  Журнал «Советский спорт»:  www.sovsportizdat.ru;

- Журнал «Лыжный спорт»: www.skisport.ru.;

-  Журнал теория и практика физической культуры:   htt://lib.spotedu. ru/ press /tpfk;

- Спортивная электронная библиотека:  htt://libsport. ru;

- Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту:

    htt://libspotedu. ru.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

Copyright © ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска", 2011-2012
Cоздание и управление сайтом - CMS SiteEdit