ГБОУ СО "Санаторная 
школа-интернат г.Калининска"

ГБОУ СО "Санаторная
школа-интернат г.Калининска"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волейбол"

 Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  физкультурно-спортивной   направленности «Волейболу»

Возраст обучающихся: 8 – 16 лет  Срок  реализации: 1 год

Автор-составитель: Кузнецов Валерий Валерьевич педагог дополнительного образования, Калининск, 2018-2019

                                                                         Содержание

I. Пояснительная записка………………………………………………………………3

I.1. Введение…………………………………………………………………………….3

I.2. Нормативно-правовые  основания проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волейбол»…………..3

I.3. Направленность программы……………………………………………………….4

I.4. Новизна программы……………………………………………………………......4

I.5. Актуальность программы………………………………………………………….4

I.6. Педагогическая целесообразность программы…………………………………..5

I.7. Отличительная особенность  программы………………………………………...5

I.8. Адресат программы………………………………………………………………..5

I.9. Объём и сроки освоения программы, режим занятий…………………………...6

I.10. Особенности организации образовательного процесса………………………..6

I.11. Цель программы………………………………………………………………......6

I.12. Задачи программы………………………………………………………………...6

I.13. Ожидаемые результаты программы……………………………………………..7

I.14. Способы определения результативности………………………………………..7

I.15. Формы подведения итогов реализации программы…………………………….8

II. Учебно-тематический план…………………………………………………………8

III. Содержание тем учебного курса………………………………………...9

IV. Методическое обеспечение  программы……………………………………… . 11

 IV. 1. Методы и технологии преподавания……………………………………… . .11

IV. 2. Методика организации воспитательной работы…………………………… .14

IV. 3. Методика контроля освоения программы в части практической подготовки……………………………………………………………………………..15

V. Список литературы………………………………………………………………   16

VI. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы «Волейбол »…………………………………  18

I. Пояснительная записка

I.1. Введение

 В  настоящее  время    в  системе  физического  воспитания  подрастающего поколения  становится  актуальной  проблема    использования  ресурсов    занятий  в  физкультурно-спортивных  секциях  и  клубах  не  только   для   достижения     единичных    высоких    спортивных     результатов,   но   и  для    повышения  системного  образовательного результата, ориентированного на привлечение  как можно большего числа обучающихся    к занятиям физкультурой и  спортом.   Волейбол –  не только массовый вид спорта в  России,   но   и  один из   лучших   способов   укрепления   здоровья.   Благодаря   своей  доступности  он  охватывает  спортсменов  любителей  всех  возрастов  и  уровней  подготовки.  Систематические   занятия    волейболом    помогают   укрепить   здоровье,   воспитывают   волю   и  характер, являются хорошим средством профилактики правонарушений и  асоциального поведения, развивают коммуникабельность, формируют  принятые в обществе  этические нормы  общения и поведения  в коллективе детей и взрослых.

 I.2. Нормативно-правовые  основания проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волейбол »

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  «Волейбол»   разработана   в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральным Законом «Об образовании в РФ», № 273-ФЗ от 29.12.2012;

- Федеральным  Законом  «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 14.12.2007 № 329-ФЗ;

- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию  и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Письмом Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; 

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-  Приказом  Минспорта России от 27 декабря 2013 года № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;

- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

(разработчики Минобрнауки России, ГАОУ ВО «Московский государственный

педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования, АНО дополнительного профессионального образования «Открытое

образование».  Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  «Волейбол»  (далее Программа) составлена на основе примерной программы для детско-юношеских спортивных школ (Квашук П.В., Бакланов Л.Н., Левочкина О.Е.; Федеральное агентство  по физической культуре и спорту:  Волейбол. Программа.- М.: Советский спорт, 2009) и адаптирована к условиям деятельности  ГБОУ СО «Санаторная школа-интернат г. Калининска».

 I.3. Направленность программы

 Направленность  программы – физкультурно-спортивная.

В   содержание   примерной   программы   внесены   изменения, учитывающие   материально - техническую  базу  ГБОУ СО «Санаторная школа-интернат г. Калининска»,  интересы  обучающихся и их родителей (законных представителей),   опыт    педагогов дополнительного образования спортивного профиля.   Изменения  в программе соответствуют    организационно-педагогическим              условиям      проведения      учебно-тренировочного  процесса,  учебным  тематическим  планам  и  требованиям  к  содержанию   программ дополнительного образования детей.

I.4. Новизна программы

 Новизну         программы      определяет   комплексность   решения   образовательных   и  воспитательных  задач  при  ее  реализации,  применение  здоровьесберегающих  технологий,  которые являются приоритетными в деятельности  ГБОУ СО «Санаторная школа-интернат г. Калининска». Программа  позволяет  добиться  системности  в  работе  по  привлечению  обучающихся   к  дополнительному  образованию по спортивному профилю,     формированию        у   них   положительного       интереса    к   физкультуре и спорту, здоровому образу жизни. 

I.5. Актуальность программы

Актуальность программы   определяется запросом со стороны обучающихся школы  и их родителей на программы физкультурно-спортивного направления,  анализе многолетнего  педагогического опыта и потенциале ГБОУ СО «Санаторная школа-интернат г. Калининска».  Запрос родителей обучающихся на программы  физкультурно-спортивной направленности  и многолетний педагогический опыт  основывается на следующей информации.   В последнее десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей и подростков, чей   образ жизни в настоящее время отличается сниженной физической активностью, агрессивностью информационной среды, направленностью на виртуальные способы общения. Занятия спортом, в частности, по мнению  родителей и педагогов,   будут способствовать  вовлечению  детей в  массовые виды спорта, что в свою очередь, положительно скажется  на их  физическом  и нравственном состоянии,  будет формировать

позитивную  психологию общения и коллективного взаимодействия,

способствовать  повышению самооценки.  Кроме того, систематические занятия

спортивной деятельностью компенсируют у обучающихся  дефицит   двигательной активности, приобщат к здоровому образу жизни,  будут содействовать  укреплению здоровья, расширят кругозор детей, помогут  найти

друзей и единомышленников в социуме. К тому же, в процессе занятий и

соревнований  у детей  воспитываются и морально-волевые качества: смелость, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм, способность к преодолению трудностей любого характера, что в настоящее время крайне важно для  социализации детей и подростков, формировании важных социальных компетенций.

I.6. Педагогическая целесообразность программы

   Педагогическая целесообразность программы заключается в создании  в  школе особой   развивающей  среды  для выявления и развития  возможностей детей в  командном игровом спорте, приобщения  обучающихся,  независимо от возраста,  пола и физической подготовки  к занятиям спортом вообще, что может способствовать не только их  дальнейшему физическому совершенствованию, но  и приобщению к здоровому образу жизни в целом,  раскрытию и формированию лучших человеческих качеств.

I.7. Отличительная особенность  программы

    Отличительная особенность  программы заключается в том, что основой подготовки занимающихся в секции детей и подростков  является не только технико-тактическая подготовка, но и общефизическая подготовка, направленная на более высокий показатель физического развития школьников.  Кроме того, теоретический материал программы  позволит расширить  кругозор  детей в области спорта вообще, сформирует  интерес занимающихся к лыжному  виду спорта, положительному  влиянию спорта на здоровье.  Программа  учитывает различный уровень физической подготовки детей,  их возрастные особенности, индивидуальные  личносто-психологические характеристики.

I.8. Адресат программы

В ГБОУ СО «Санаторная школа-интернат г. Калининска» обучаются дети из малообеспеченных, многодетных семей, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию,  дети с ослабленным здоровьем. Большая часть детей – иногородние.  При наборе  и зачислении детей для обучения по данной программе  учитывается следующие факторы:

- положительная мотивация  к занятиям командным игровым  спортом;

- отсутствие медицинских противопоказаний для занятий   спортом.  Программа рассчитана для смешанных групп  мальчиков и девочек в возрасте   от 8 до 16 лет.

I.9. Объём и сроки освоения программы, режим занятий

 Программа рассчитана на 1 год (108 часов, включая осенние и весенние

каникулы).  Учебный год начинается 01 сентября и завершается 31 мая. Объём программы –   108 часов, периодичность занятий: 3 раза в неделю по 1 часу.

I.10. Особенности организации образовательного процесса

Для реализации данной программы используется  очная форма обучения.

Состав группы – постоянный.

Формы организации деятельности детей на занятии – групповые и индивидуальные.

Формы проведения занятий: беседа, наблюдение, учебно-тренировочное занятие, спортивная игра, соревнование, выполнение тестовых заданий и др. 

I.11. Цель программы

Цель программы:

привлечение  обучающихся  к регулярным занятиям спортом посредством организованных занятий   спортом, удовлетворение их индивидуальных потребностей в нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

I.12. Задачи программы

  Обучающие:

- формирование представления о  командном игровом  спорте, его возникновении, развитии и правилах соревнований;

- приобретение теоретических знаний в области  командном игровом спорте,  и практических навыков;

- обучение основам техники  игры в волейбол;

- формирование знаний о закаливающих процедурах и укреплении здоровья;   

- формирование знаний  о технике  безопасности при занятиях   спортом, приёмах страховки и самостраховки.

 Развивающие:

- развитие мотивации  и положительного отношения ребёнка к занятиям  спортом;

- развитие всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений;

- развитие волевых качеств - смелости, решительности, самообладания;

- развитие лидерских качеств, инициативы и социальной активности;

- развитие морально-волевых качеств;

- способствование укреплению здоровья, закаливанию организма и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

 Воспитательные:

- воспитание  трудолюбия, сознательной  дисциплины, внимания, настойчивости и волевых качеств;

- воспитание  сознательного интереса к занятиям   спорта;

- воспитание  стремления к здоровому образу жизни;

- воспитание  духовно-нравственных качеств поведения в коллективе.

I.13. Ожидаемые результаты программы

Результатом освоения дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы  «Волейбол» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений, навыков:

обучающиеся

 будут  знать / понимать:

- историю развития волейбола спорта в мире и России;

- влияние физкультуры и спорта  на укрепление здоровья, профилактику

заболеваний и увеличение продолжительности жизни;
- требования техники безопасности к занятиям  спортом;
- способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;

- характеристику техники командного игрового спорта, правила соревнований по волейболу;

будут уметь:

 – владеть техникой основных волейбольных ходов;
– выполнять приемы страховки и самостраховки;
– выполнять комплексы упражнений по общей физической и специальной физической  подготовке;
– оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
– выполнять требования физической и спортивной подготовки во время соревнований и при сдаче контрольных нормативов;
– использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.

Обучающиеся по данной программе смогут  решать следующие жизненно-практические задачи:

-  анализировать свои действия и давать им оценку;

- ответственно относиться к учебно-образовательному процессу,  поручениям, обязанностям;

- владеть  знаниями о чувстве товарищества и нравственных правилах поведения в коллективе;

- иметь потребность в самообразовании в области физической культуры и спорта, здорового образа жизни.

I.14. Способы определения результативности

   Проверка знаний и умений  обучающихся проводится на каждом занятии. Уровень развития физических  качеств и технической подготовленности оценивается по результатам участия в групповых и  школьных соревнованиях.

 

Уровень   общей   физической и специальной физической   подготовленности   определяется   при   сдаче   контрольных  нормативов по ОФП и СФП, проводимых в начале, середине  и   конце учебного года.   Критериями 

успешности  обучения  служат    положительная  динамика  уровня  общей   физической  подготовленности, специальной физической подготовки,  определяемая  по  результатам  контрольных  нормативов  по  ОФП  и СФП и желание продолжить занятия на следующем этапе подготовки.

I.15. Формы подведения итогов реализации программы

Формами  подведения итогов реализации программы являются:

- сдача контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке;

 - участие в соревнованиях различного уровня (школьных, районных, региональных);

- участие в спортивных праздниках.

II. Учебно-тематический  план

 

№ норматива­
п/п

Контрольные нормативы

Пол

Показатели

н

с

в

1

Верхняя передача мяча в стену, на расстоя­нии не менее одного метра (кол-во раз)

Юн.

12

14

16

Дев.

9

11

14

2

Нижняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз)

Юн.

10

12

14

Дев.

8

10

12

3

Передача мяча в парах,
без потерь. Расстоя­ние 5–6 м (кол-во раз)

Юн.

17

20

25

Дев.

12

15

20

4

Подача (нижняя/верхняя), количество попа­даний в площадку

Юн.

5

10

15

Дев.

3

6

10

5

Подача (нижняя/верхняя), количество попа­даний в левую/ правую половину площадки, по заданию преподавателя

Юн.

2

3

4

Дев.

1

2

3

6

Передача на точность через сетку, из зоны 4 в зону 6,из 5 попыток

Юн.

3

4

5

Дев.

3

4

5

7

Нижние передачи над собой

Юн.

15

20

25

Дев.

10

15

20

8

Верхние передачи над собой

Юн.

15

20

25

Дев.

10

15

20

 III. Содержание тем учебного курса

Раздел 1.

Теоретическая подготовка

1.   Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении  волейбола. Волейбол  в России и мире. Порядок и содержание работы секции. Значение  волейбола в жизни наро­дов  Англии. Эволюция волейбола и волейбольного снаряжения. Первые соревнования  по волейболу в России и за рубежом. Популярность волейбола  в России.

Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Со­ревнования юных  волейболистов.

  2. Техника безопасности. Профилактика травматизма. Техника безопасности на занятиях  волейболом.

Поведение на улице во время движения к месту занятия. Выбор места для проведения занятий и соревнований. Особенности орга­низаций занятий в спортзале. Помощь при ушибах, растяжении.

Недопустимость употребления алкоголя, курения при заняти­ях волейболом.

3. Закаливание, режим дня, врачебный контроль и гигиена спортсмена.

Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви волейболиста. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных занятий. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Зна­чение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Объективные и субъективные критерии самоконтроля, подсчет пульса.

 

Раздел 2.                                           Практическая подготовка

Общая физическая подготовка.

Теория: Понятие ОФП. Функции ОФП.

Практика:

Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на раз­витие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости. Эстафеты и прыжковые упраж­нения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты. Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.

Тема 1. Специальная физическая подготовка.

Теория: Понятие СФП. Функции СФП.

Практика:

  Имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, пре­имущественно направленные на увеличение аэробной возможности организма и развитие волевых качеств, специфических для волейболиста. Комплексы специальных упражнений  для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.

Тема 2. Техническая подготовка.

Теория: Назначение и функции  технической подготовки.

Практика:

Обучение общей схеме выполнения  подачи, блоков. передачи. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой  бросков, на развитие равновесия при прыжках, на согласованную работу рук и ног при передвижении спиной вперед. Совершенствование основных элементов  игры в волейбол.  Обучение поворотам на месте и в движении.   

Тема 3.  Контрольные упражнения и соревнования.

Упражнения для оценки разносторонней физической подготов­ленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие в 3-6 соревнованиях по общей физической  подготовке  в годичном цикле; участие в 3-6 соревнованиях по волейболу в годичном цикле.

 IV. Методическое обеспечение  программы

   IV. 1. Методы и технологии преподавания

   Учебный материал программы рассчитан на группу мальчиков и девочек 8 – 16 лет. Занятия проводятся с учетом особенностей возраста, пола и подготовленности занимающихся.

Теоретические сведения занимающимся рекомендуется сообщать во время практических занятий, уделяя этому 5-10 мин.

Основной формой практических действий  является занятие, которое строится по общепринятой схеме. Для поддержания  постоянного интереса к занятиям их необходимо проводить таким образом, чтобы ребята по возможности быстрее могли увидеть результаты этих занятий. С этой целью они должны быть насыщены доступными, постепенно усложняющимися упражнениями по общей и специальной физической подготовке, выполняя которые учащиеся стремились бы добиться нового конкретного результата.

Большое значение в поддержании интереса к занятиям имеют соревнования, игры и игровые задания, применяемые на протяжении всего периода обучения.

Игры и игровые задания следует проводить целенаправленно. Выбор игры, ее организация зависят от подготовленности занимающихся, их организованности и педагогических задач конкретного занятия.

В соответствии с поставленными задачами занятия по  волейболу делятся на вводные, учебные, контрольные и смешанные.

Вводные занятия предусматривают проведение бесед для сообщения теоретических сведений, ознакомления с задачами. Часть времени вводного занятия обязательно отводится на практические занятия  игры в волейбол.

Учебные занятия. На занятиях такого типа в первую очередь проводится первоначальное обучение технике волейбольных ходов.

 

Контрольные занятия. На занятиях этого типа  обучающиеся выполняют тестовые задания  в части практической подготовки.  Контрольные занятия иногда проводятся в форме соревнований.

 

Самоконтроль в подготовке

Самоконтроль играет в подготовке юных волейболистов  важную роль. Для самоконтроля предлагается несколько простых и доступных для занимающихся самонаблюде­ний за своим физическим развитием и состоянием здоровья. Их цель - сохранение спортивной работоспособности и совершенство­вание подготовленности юных  волейболистов. Комплекс достаточно простых методов самонаблюдения дает возможность получить субъективные и объективные данные. Рекомендуется ежедневно учитывать самочувствие, желание выполнять тренировочные и со­ревновательные нагрузки, длительность ощущения усталости после них, характер сна, аппетит, сердцебиение и др. 

 IV. 2. Методика организации воспитательной работы

Личностное развитие детей - одна из основных задач в работе педагога дополнительного образования. Высокий профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.

Специфика воспитательной работы на занятиях спортивной секции состоит в том, что педагог проводит ее во время тренировочных занятий и дополнительно на различных мероприятиях.

На протяжении всего периода занятий педагог формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).

Воспитательные средства:

- личный пример и педагогическое мастерство педагога;

- высокая организация тренировочного процесса;

-  атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;

 - дружный коллектив;

 - система морального стимулирования;

- воспитательные мероприятия.

Важное место в воспитательной работе отводится соревнованиям. Кроме формирования  у воспитанников  понятия об общечеловеческих ценностях, необходимо серьезное внимание обратить на этику спортивной борьбы. Здесь важно сформировать у занимающихся должное отношение к запрещенным приемам и действиям в спорте (неспортивное поведение, взаимоотношения спортсменов, тренеров, судей и зрителей). Перед соревнованиями необходимо настраивать юных спортсменов не только на достижение победы, но и на проявление  морально-волевых качеств.

 IV.3. Методика контроля освоения программы в части практической подготовки

  В целях контроля освоения обучающимися программы в части практической подготовки используются следующие тестовые задания:

1. При проведении тестирования по физической подготовке (ОФП+СФП) следует обратить внимание на соблюдение требований инструкции и создании условий для выполнения упражнений.

1.1. Подтягивание (для оценки силы и силовой выносливости  мышц плечевого пояса).

И.П. – вис хватом сверху на перекладине, руки на ширине плеч. Сгибание рук до положения «подбородок над перекладиной», возвращение в  исходное положение  до полного выпрямления  в локтевом суставе.

Методические указания: раскачивание тела на перекладине, сгибание ног, перехват рук не допускаются. Критерием служит максимальное число подтягиваний за 30 сек.

1.2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (для оценки уровня силовой (динамической) выносливости  мышц плечевого пояса, а также статической выносливости мышц спины, брюшного пресса, таза и ног).

И.П. – упор лёжа. Сгибание рук до касания грудью пола (скамейки), разгибание – до полного выпрямления рук.

Методические указания: ладони на ширине плеч, локти направлены назад – в стороны. Голова, туловище и ноги составляют прямую линию, которая сохраняется  на протяжении всего выполнения упражнения. Даётся одна попытка. Фиксируется количество отжиманий  при условии правильного выполнения теста в произвольном темпе без  отдыха. Критерием служит максимальное число отжиманий за 1 мин.

1.3. Поднимание туловища  из положения лёжа на спине (для оценки уровня  силовой (динамической) выносливости  мышц  брюшного пресса).

И.П. –  лёжа на спине, руки в замок за головой, ноги согнуты в коленях на 90 градусов, ступни зафиксированы. Сесть, локтями коснуться  коленей, лечь.

Методические указания: фиксируется  максимальное количество подъёмов за 30 

секунд в  одной попытке.  Упражнение выполняется на гимнастическом мате.

1.4. Прыжки через скакалку (для оценки уровня  развития скоростных и координационных способностей).

И.П. – скакалка сзади. Фиксируется максимальное количество прыжков за 1 минуту в одной попытке. Критерием служит максимальное количество прыжков за минуту.

1.5.  Бег 60 метров с высокого старта (для оценки уровня развития скоростных и координационных способностей).

Тестирование проводится на дорожке стадиона. Количество стартующих в забеге определяется условиями, при которых бегущие не мешают друг другу. Разрешается одна попытка.  После 10-15-минутной разминки даётся старт.  Критерием служит минимальное время.

1.6. Бег 500 метров (для определения общей выносливости).

 Проводится на ровной  местности в спортивной обуви без шипов. Тестирование проводится после предварительной разминки. Разрешается переходить на ходьбу. Время фиксируется с точностью до 0,1с. Критерием служит минимальное время.

1.7.  Оценка специальных физических качеств   включает прохождение на лыжах классическим стилем 1000 м. Критерием служит минимальное время.

 V. Список литературы

1. Cписок литературы, использованной при написании программы

 

  1. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение, 2011. – 77с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).
  2. Волейбол в школе. Пособие для учителя/В.А. Голомазов, В.Д. Ковалёв, А.Г. Мельников. – М.: «Просвещение», 1976. 111с.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5–9 классы: проект. (Стандарты второго поколения). – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. 61с.
  4. Справочник учителя физической культуры/П.А. Киселёв, С.Б. Киселёва. – Волгоград: Учитель, 2011.
  5. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. – М.: Физическая культура и спорт, 1983.
  6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2001.
  7. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, 2010г. Раздел 3. Х-Х1 классы. Часть1. п.1.4.2. Спортивные игры. Программный материал по спортивным играм (Х-Х1 классы). Волейбол (юноши и девушки). Часть111. Внеклассная работа. Спортивные секции. Волейбол. (Авторы программы: доктор педагогических наук В.И.Лях и кандидат педагогических наук А.А. (Задания)

VI.  Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы «Волейбол»

 Начало учебного года – первый рабочий день сентября.

Окончание учебного года – 31 мая.

Продолжительность учебного года – 108 часов.

Режим занятий: 3 раза в неделю по 1 часу.

Контроль уровня   общей   физической и специальной физической   подготовки   осуществляется   при   сдаче   контрольных  нормативов по ОФП и СФП, проводимых в сентябре, мае учебного года (по ОФП),  январе, марте учебного года  (по СФП). Итоговая аттестация проходит  в мае по окончании полного курса обучения по образовательной программе.

VII.  Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

Для успешной реализации данной программы необходимо иметь:

- спортивный и тренажёрный  залы для тренировок, светлые  и хорошо проветриваемые;

- площадка для проведения занятий по лёгкой атлетике;

- раздевалка;

- эспандер резиновый - 15 шт;

- мячи набивные разного веса (1,2,3,5кг.) – по 8 шт.;

- мячи баскетбольные - 6 шт.;

- мячи волейбольные – 15 шт.;

-  скакалки - 15 шт.;

- секундомер – 1 шт.;

- рулетка – 1 шт.;

- аптечка – 1 шт.

2. Кадровое обеспечение:

   С группой обучающихся работает 1 (один) педагог дополнительного образования.

 «Дополнительное образование на современном этапе», 108 ч.

  Медицинский контроль осуществляют  1 врач-фтизиатр и  4 медицинских сестры (по графику).

3.  Информационное обеспечение:

-  Сайт Министерства спорта Российской Федерации: www.minsport.gov.ru;

-  - htts://ru.wikipedia.org/wiki;

- Спортивная электронная библиотека:  htt://libsport. ru;  Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту:  htt://libspotedu. Ru

IIIV. Календарно-тематический план

 

занятия


Тема занятия

1

Дата проведения

Д/З

План

Факт

1

1.Техника безопасности на занятиях по спортивным играм.2. Перемещения и стойка волейболиста. З. Передача мяча двумя руками сверху. Краткие исторические сведения о возникновении  волейбола. Волейбол  в России и мире.

1

 

 

учебник

2

1. ОФП. 2. Перемещения и стойка волейболиста. З. Передача мяча двумя руками сверху. 4.Подвижные игры с элементами волейбола. Закаливание, режим дня, врачебный контроль и гигиена спортсмена.

1

 

 

учебник

3

1. Развитие быстроты перемещения.2. Прием и передача мяча снизу двумя руками. Подвижные игры с элементами волейбола.

1

 

 

учебник

4

1. ОФП. 2.Передеача мяча сверху двумя руками в средней и низкой стойках и после перемещения. 3.Подвижные игры и эстафеты.

1

 

 

учебник

5

1. Передача и прием мяча сверху двумя руками после перемещений. 2. Техника приема и передачи мяча снизу двумя руками. Подвижные игры с элементами волейбола.

1

 

 

учебник

6

1.ОФП. 2. Прием и передача мяча двумя руками снизу. 3. Ознакомление с основными правилами игры в волейбол.

1

 

 

учебник

7

1. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху и снизу двумя руками. 2. СФП. Подвижные игры с элементами волейбола.

1

 

 

учебник

8

1. Развитие быстроты и прыгучести. 2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху и снизу двумя руками. З. Введение в начальные игровые ситуации.

1

 

 

учебник

9

1. Развитие быстроты и прыгучести. 2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. З. Введение в начальные игровые ситуации.

1

 

 

учебник

10

1. Физическая подготовка. 2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху и снизу двумя руками. З..Подвижные игры с элементами волейбола.

1

 

 

учебник

11

1. Развитие быстроты и прыгучести 2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху и снизу двумя руками. З. Нижняя прямая подача.

1

 

 

учебник

12

1. Физическая подготовка. 2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху и снизу двумя руками. З. Совершенствование навыков нижней прямой подачи мяча.

1

 

 

учебник

13

1. Нижняя прямая подача. 2. Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом. 3.Введение в начальные игровые ситуации.

1

 

 

учебник

14

1. Нижняя прямая подача мяча. 2.Передачи мяча сверху двумя руками, над собой – на месте и после перемещения различными способами. 3. Введение в начальные игровые ситуации.

1

 

 

учебник

15

1. Нижняя прямая подача мяча. 2.Передачи мяча сверху двумя руками, над собой – на месте и после перемещения различными способами. 3Подвижные игры и эстафеты.

1

 

 

учебник

16

1.Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. 2.Нижняя прямая подача. 3.ОФП.

1

 

 

учебник

17

1.Передача мяча двумя руками сверху на месте через сетку. 2.Нижняя прямая подача. 3.Игра «Пионербол» с элементами волейбола.

1

 

 

учебник

18

1.Передача мяча над собой. 2.Передача мяча двумя сверху у стены. 3. Игра «Пионербол» с элементами волейбола.

1

 

 

учебник

19

1.Передачи мяча сверху двумя руками, над собой – на месте и после перемещения различными способами. 2. Введение в начальные игровые ситуации. 3.Игра «Пионербол» с элементами волейбола.

1

 

 

учебник

20

1.Передача мяча двумя руками сверху через сетку с перемещением. 2.Нижняя прямая подача. 3. Игра «Пионербол» с элементами волейбола

1

 

 

учебник

21

1.Передача мяча двумя сверху у стены. Нижняя прямая подача. Игра «Пионербол» с элементами волейбола.

1

 

 

учебник

22

1.Передача мяча двумя руками сверху и снизу через сетку с перемещением. 2. Нижняя прямая подача. 3.Игра «Пионербол» с элементами волейбола.

1

 

 

учебник

23

1. Передачи мяча сверху и снизу двумя руками в разные зоны соперника. 2.Прием подачи. 3.Введение в начальные игровые ситуации.

1

 

 

учебник

24

1. Передачи мяча сверху и снизу двумя руками в разные зоны соперника. 2.Прием подачи. 3.Введение в начальные игровые ситуации.

1

 

 

учебник

25

1. Передачи мяча сверху и снизу двумя руками в разные зоны соперника. 2.Прием подачи. 3.Введение в начальные игровые ситуации.

1

 

 

учебник

26

1.Прием и передача мяча. 2.Нижняя прямая подача по указанным зонам. 3.ОФП.

1

 

 

учебник

27

1.Прием и передача мяча. 2.Нижняя прямая подача по указанным зонам. 3.Эстафеты.

1

 

 

учебник

28

1.Развитие силовой выносливости. 2.Прием и передача мяча. 3.Нижняя прямая подача по указанным зонам.

1

 

 

учебник

29

1.Развитие скорости 2.Прием и передача мяча. 3.Нижняя прямая подача по указанным зонам.

2

 

 

учебник

30

1.Общая и специальная подготовка. 2.Прием подачи. 3.Нижняя прямая подача по указанным зонам.

2

 

 

учебник

31

1. Обучение защитным действиям. 2. Совершенствование навыков нижней подачи. 3.Учебная игра

2

 

 

учебник

32

1.Защитные действия. 2. Подводящие упражнения для нападающих действий. 3.Учебная игра.

2

 

 

учебник

33

1. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча. 2. Совершенствование навыков приема мяча снизу и сверху с падением. З. Изучение индивидуальных тактических действий в защите.

2

 

 

учебник

34

1. Развитие прыгучести. 2.Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча. 3.Совершенствование навыков приема мяча снизу и сверху с падением.

2

 

 

учебник

35

1. Прямой нападающий удар. 2. Совершенствование навыков приема мяча снизу и сверху с падением. З. Изучение индивидуальных тактических действий в защите.

2

 

 

учебник

36

1. Прямой нападающий удар. 2.Навыки приема и передачи мяча после перемещений и падения. 3.Учебная игра

2

 

 

учебник

37

1.Контрольное испытание по общей физической подготовке. 2.Двухсторонняя контрольная игра.

2

 

 

учебник

38

1.Развитие специальной ловкости. 2.Упражнения для обучения блокированию. 3.Учебная игра

2

 

 

учебник

39

1.Нападающий удар по неподвижному мячу. 2.Упражнения для обучения блокированию. 3. Учебно – тренировочная игра в волейбол.

2

 

 

учебник

40

1.Прямой нападающий удар. 2.Одиночное блокирование. 3.Учебно – тренировочная игра.

2

 

 

учебник

41

1. Развитие прыгучести .2. Обучение индивидуальным и групповым тактическим действиям в нападении. 3.Учебно – тренировочная игра.

2

 

 

учебник

42

1.Совершенствование нападающего удара и приёма мяча снизу. 2.Одиночное блокирование. 3.Двухсторонняя игра.

2

 

 

учебник

43

1.Совершенствование нападающего удара и приёма мяча снизу. 2.Одиночное блокирование. 3.Двухсторонняя игра.

2

 

 

учебник

44

1. Совершенствование навыков блокирования. 2. Совершенствование навыка прямого нападающего удара. З. Обучение индивидуальным и групповым тактическим действиям в нападении.

2

 

 

учебник

45

1.Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. 2.Учебно – тренировочная игра

2

 

 

учебник

46

1.ОФП. 2 Совершенствование навыков защитных действий. 3.Учебная игра

2

 

 

учебник

47

1.Круговая тренировка на развитие силовых качеств. 2.Приемы и передачи мяча. 3.Учебная игра

2

 

 

учебник

48

1.Развитие силовых качеств посредством подвижных игр с элементами волейбола.

2

 

 

учебник

49

1. Совершенствование навыков защитных действий и действия в нападении посредством учебно-тренировочной игры. 2.Круговая тренировка на развитие силовых качеств.

2

 

 

учебник

50

1. Совершенствование навыков защитных действий. 2. Совершенствование техники нижней прямой подачи. 3. Обучение командным тактическим действиям в нападении.

2

 

 

учебник

51

1.Эстафеты с различными видами спортивных игр. 2. Совершенствование прямого нападающего удара. 3.Развитие прыгучести

2

 

 

учебник

52

1.Совершенствование техники нападающего удара и постановки блока.

2.Двухсторонняя игра в волейбол. 3.Подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола.

2

 

 

учебник

53

1.Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. 2.Учебно – тренировочная игра

2

 

 

учебник

54

1.Прыжковая  и силовая работа на развитее точных приемов и передач. 2.Учебно-тренировочная игра

2

 

 

учебник

55

1.Развитие силовых качеств. 2.Учебно-тренировочная игра с тактическими действиями в защите и нападении.

2

 

 

учебник

56

1. Совершенствование навыков защитных действий и действия в нападении посредством учебно-тренировочной игры. 2.Круговая тренировка на развитие силовых качеств.

2

 

 

учебник

57

1. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча. 2. Совершенствование навыков приема мяча снизу и сверху с падением. З. Изучение индивидуальных тактических действий в защите.

2

 

 

учебник

58

1. Передачи мяча сверху и снизу двумя руками в разные зоны соперника. 2.Прием подачи. 3.Учебно – тренировочная игра.

2

 

 

учебник

59

1.Учебно-тренировочная игра с тактическими действиями в защите и нападении.

2

 

 

учебник

60

1.Прыжковая  и силовая работа на развитее точных приемов и передач. 2. Изучение индивидуальных тактических действий в защите. 3.Учебная игра

2

 

 

учебник

61

1.Развитие силовых качеств посредством подвижных игр с элементами волейбола.

2

 

 

учебник

62

1.Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. 2. Изучение индивидуальных тактических действий в защите. 3.Учебная игра

2

 

 

учебник

63

1.Контрольное испытание по общей физической подготовке. 2.Двухсторонняя контрольная игра.

2

 

 

учебник

64

1.Групповые тактические действия в нападении. 2.Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями.

2

 

 

учебник

65

1.Развитие силовых качеств. 2.Учебно-тренировочная игра с тактическими действиями в защите и нападении.

2

 

 

учебник

66

1.Групповые тактические действия в нападении. 2.Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями.

2

 

 

учебник

67

1.Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. 2. Изучение индивидуальных тактических действий в защите. 3.Учебная игра

2

 

 

учебник

68

1.Итоговое занятие. 2.Двухсторонняя игра

2

 

 

учебник

 

 

Copyright © ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска", 2011-2012
Программа управления сайтами - CMS SiteEdit