ГБОУ СО "Санаторная 
школа-интернат г.Калининска"

ГБОУ СО "Санаторная
школа-интернат г.Калининска"

Правовое воспитание

Детская познавательная передача «Мы имеем право!»

1 ведущий: Здравствуйте, уважаемые телезрители! В эфире школьная телестудия «Радуга» государственного образовательного учреждения «Санаторная школа-интернат» г. Калининска с детской познавательной передачей «Мы имеем право!»

2 ведущий: Сегодня речь пойдет о правах ребенка в нашей стране. Вы познакомитесь с историей создания таких важных документов, как Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка. Мы еще раз напомним вам основные права ребенка, закрепленные в Конвенции. И еще вас ждет много другой интересной информации. Не отключайтесь, будьте с нами!

1 ведущий: Мы начнем нашу передачу с представления нескольких видеороликов. Прокомментировать их мы попросим гостью студии социального педагога нашей школы Ирину Владимировну Иванову. А вы, ребята, пока смотрите, подумайте над вопросами: должно ли так быть? Итак, внимание на экран.

1 ролик: Сценка из школьной жизни.

(На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их).

Таня: Оля, ты идёшь с нами на физкультуру?

Оля: Нет, я освобождена.

(все уходят, кроме 2-ой девочки. Она садится и начинает рисовать)

Оля. Ой, ластика нет. У кого же взять? У Наташи возьму. (Оля роется в портфеле у второй. Находит блокнот, читает. Затем находит дневник и читает его. В это время входит Наташа)

Наташа. Почему ты открыла мой портфель? И почему ты читаешь мой дневник?

Оля. А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

2 ролик: Сценка «В армии»

3 ролик: 17 –летний подросток пришел просить о приёме на работу в летнее время.

- Я согласен на любую работу. Надо маме помочь.

- Это мать тебе должна еще помогать! Сколько тебе лет?

- Уже 17! Имею право работать!

- Мал еще, через год приходи!

Звучит песня из к/ф «Приключения Электроника» «Мы маленькие дети!»

2 ведущий: Итак, Ирина Владимировна, вы очень внимательно смотрели ролики.

Скажите, как часто в нашей жизни нарушаются права человека? И что вы скажете о героях видеороликов? Их что-то объединяет?

Ирина Владимировна: Ребята! Наше государство правовое, поэтому большинство отношений между людьми все-таки строятся на правовой основе. Но есть и случаи нарушения прав человека. О некоторых из них и шла речь в показанных роликах. Но это, скорее, не правило, а исключение. Конечно, такого не должно быть. И подобные отношения между людьми всегда будут порицаемы. Поэтому, когда такие случаи происходят, человек должен воспользоваться своими правами. Существует много правовых документов, в которых эти права закреплены. И создавались эти документы не один год

1 ведущий: Продолжить вашу мысль, Ирина Владимировна, мы обратимся в малую студию к нашим помощникам – экспертам.

Выходят 4 помощника-эксперта

1 помощник: Давно и очень давно, еще в древние времена, у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство.

2 помощник: Но и государство не всегда могло защитить всех своих граждан. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросали его вниз со скалы. В то время даже не рассматривалась мысль, что если слабый человек будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным, что больных необходимо лечить, а слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец Александр Васильевич Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник

Очень долгое время в истории человечества царил закон «око за око, зуб за зуб», не прекращались кровопролитные войны, торжествовали месть, злоба, обида.

3 помощник: После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война — самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека — документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.

4 помощник: Всеобщая декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще — и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства. Именно поэтому в 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием “Конвенция о правах ребенка.

2 ведущий: Сейчас, уважаемые ребята, мы представим вашему вниманию презентацию учащихся 5 класса Паши Огнева и Мушараф Саидовой о правах детей. Будьте внимательны, запоминайте!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

После окончания презентации выходят чтецы

Чтецы: Только ты на свет родился,

Право первое твоё:

Получи, чтоб им гордиться,

Имя личное своё.

Очень трудно самому

Жить на свете одному.

Правом с мамой жить и с папой

Пользуйтесь везде, ребята.

Есть ещё такое право –

Помнить, думать и творить

И другим свои раздумья,

Если хочешь, подарить.

Я росточком не доволен

И пока не так силён,

Но не смей мне делать больно –

Есть у нас такой закон.

Если жар всё тело ломит

И совсем не до игры,

То позвать врача на помощь

Тоже право детворы.

Чтоб с наукой подружиться,

С книжкой в маленькой руке

Правом пользуюсь «учиться

На родимом языке».

Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки –

Это право есть у нас.

Я могу свой детский праздник,

Как и взрослый, отмечать.

Если я проголодаюсь,

Пищу вправе получать.

Будь ты слабым или сильным,

Белым, чёрным – всё равно!

Ты родился быть счастливым –

Это право всем дано! (хором)

1 ведущий: Конечно, наши юные правоведы рассказали лишь о некоторых правах детей. А всего в Конвенции о правах ребенка – 54 статьи, законодательно закрепляющих права детей.

2 ведущий: Чтобы ребёнок чувствовал себя защищенным, он должен знать свои права, должен уметь ориентироваться в жизненных ситуациях, быть грамотным и образованным человеком. Учиться этому он должен с раннего школьного возраста.

1 ведущий: Сейчас мы представим вам эпизоды учебных занятий на правовую тематику, которые продемонстрируют, как легко в игровой форме можно учиться правовым знаниям.

Итак, внимание на экран.

  • 1 эпизод : Ребята, вы все любите сказки? Вот сейчас и проверим, помните ли вы, в каких сказках нарушались права литературных героев.
  • В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).
  • Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Заяц и лиса»”).
  • В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).
  • Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).
  • В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).
  • В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотенью”).

2 эпизод: А теперь, ребята, вам предстоит разобраться в нескольких ситуациях литературно-правовой викторины.

“Литературно-правовая викторина”

(на доске прикрепляются заранее приготовленные вопросы ситуаций)

Викторину проводит учитель.

1ситуация : «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какое право Золушки нарушено? (Ответ: нарушена ст. 31 Конвенции, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)

2 ситуация: Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

(Ответ: Согласно статьи №1 Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.)

3 ситуация: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным
(Ответ: Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Об этом говорит статья № 23 Конвенции о правах ребёнка)

4 ситуация: Гуси-лебеди по приказу Бабы – Яги уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какое право ребенка было нарушено? (Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась раньше).

2 ведущий: Статья 2 Конвенции о правах ребёнка говорит о том, что у всех детей равные права, не зависимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений. В Саратовской области проживают представители многих национальностей. И, согласно закону, они имеют полное право говорить на родном языке, чтить традиции и культуру родного народа.

1 ведущий: Согласно переписи населения, в Саратовской области сейчас проживает 2293129 русских (это 85,94% от общего числа жителей области). Второе место занимают казахи – их 78320 человек. На третьем месте украинцы. Их 67300 человек. Татар – 57580 человек. Армян 24976 челочек. Рядом с нами проживают также азербайджанцы, поляки, молдаване, чеченцы, грузины и многие-многие другие. Согласно переписи проживает даже один эскимос.

2 ведущий: В нашей области проживает 12093 немца, существуют немецкие школы, выпускаются теле- и радиопередачи на немецком языке. И сейчас в нашей передаче прозвучит песня на немецком языке в исполнении ученицы 9 класса Афсаны Мамедханлы.

Песня

1 ведущий: Наша передача подходит к концу. Сегодня прозвучало много нужной и полезной для детей информации. Хочется обратиться к вам, Ирина Владимировна, с просьбой подвести итоги сегодняшней встречи.

Ирина Владимировна: Мы сегодня говорили о правах ребенка. А я вспомнила случай, невольным свидетелем которого стала недавно. Была я у своей подруги в гостях. У нее сыновья-двойняшки, ученики 6-го класса. По граждановеденью они как раз изучали свои права. И вот подруга стала мне на них жаловаться: «Мои дети стали слишком грамотные». В доме звучат такие диалоги:

— Сходи за хлебом в булочную!

— Не имеешь права эксплуатировать ребенка.

— Вымой посуду!

— Не имеешь права использовать детский труд.

— Помой руки!

— Это насилие над личностью!

— Выключи телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю.

— Это проявление жестокости.

Слушала я жалобы своей подруги, а на языке вертелось очень известное высказывание Карла Маркса: «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав». Утверждая, что каждый человек обладает правами, мы говорим также, что каждый человек обязан соблюдать права других людей. Вот об этом, ребята, никогда не надо забывать. Культурный человек – это человек, который знает свои права и выполняет свои обязанности перед обществом, своей семьёй, друзьями, школой. Я желаю вам быть именно такими. Удачи вам!

2 ведущий: Спасибо, Ирина Владимировна, спасибо вам, ребята. Время эфира подходит к концу. Эту передачу хочется завершить доброй, позитивной песней в исполнении ребят из нашей школы-интерната. До свидания!

Звучит песня «Солнечный круг»

Разработку внеклассного мероприятия подготовила:

М.В. Васылык, уполномоченный по защите прав участников общеобразовательного процесса, учитель физики.

Copyright © ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска", 2011-2012
Cоздание и управление сайтом - CMS SiteEdit