ГБОУ СО "Санаторная 
школа-интернат г.Калининска"

ГБОУ СО "Санаторная
школа-интернат г.Калининска"

Медицинская деятельность

План лечебно – оздоровительной работы на 2019-2020 учебный год

 Пояснительная записка

В уставе Всемирной организации здравоохранения говориться, что здоровье-это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблеме здоровья.

В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что  только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны.

Физическое воспитание должно являться неотъемлемой частью жизни ребенка с самого рождения, а задача укрепления здоровья одна из приоритетных в работе ОУ. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но так же и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер.

ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска" является лечебно-профилактическим, оздоровительным учреждением для детей с малыми и затухающими формами туберкулеза.

У инфицированных детей риск заболевания туберкулезом в современных условиях, намного выше, чем у неинфицированных Уровень инфицирования  непосредственно отражает эпидемиологию туберкулеза.

В результате лечебно-профилактических мероприятий (превентивная терапия, вакцинация, туберкулинодиагностика, Ro-обследования, постановка DST, витаминотерапия) отмечается выраженные снижения инфицированности у детей и подростков, снижение заболеваемости и смертности от туберкулеза. У детей стали преобладать ограниченные продуктивные формы туберкулеза, реже встречаются тяжелые формы туберкулеза.

Лечение туберкулеза у детей и подростков проходит в 3 этапа:

- стационарное лечение;

- санаторное лечение.

- пребывание в специализированных учреждениях санаторного типа.

Наша ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска" является 3-м этапом в лечении туберкулеза. В результате пребывания в данном оздоровительному учреждении улучшается здоровье, повышается иммунитет и сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

ГБОУ СО «Санаторная школа-интернат г.Калининска» ставит перед собой задачу разработать систему  оздоровительной работы учреждения.

Цель данной работы:

Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения здоровья.

Ожидаемые результаты:

1.  Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние здорового образа жизни на состояние здоровья;

2.  Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни;

3.  Овладения навыками самооздоровления;

4.  Снижение уровня заболеваемости;

Основные принципы работы:

1.  Подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.

2.  Участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

3.  Решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности.

4.  Поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.

5.  Реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

 Основные направления работы

Профилактическое-

1.  Обеспечение благоприятной адаптации;

2.  Выполнение сангигиенического режима;

3.  Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;

4.  Проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Организационное –

1.  Организация здоровьесберегающей среды ОУ;

2.  Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностик;

3.  Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;

4.  Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;

5.  Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

Лечебное

Медицинский контроль за состоянием здоровья детей и подростков включает в себя:

- диспансерный осмотр в первые месяцы пребывания детей в санаторной школе-интернате (сентябрь - октябрь) врачами специалистами в составе: отоларинголога, офтальмолога, ортопеда, психоневролога, стоматолога;

- ежемесячные углубленные врачебные осмотры учащихся с определением месячной прибавки веса и заполнения данных осмотра в историю болезни, ежедневный осмотр температурящих детей и подростков;

- ежедневное измерение температуры тела всем детям и подросткам;

- определение физического развития по всем показателям в динамике три раза в год (сентябрь, январь, май);

- контроль за физическим воспитанием детей и подростков, эффективность которого оценивается на основании сравнительных показателей физического развития детей и подростков в начале и в конце учебного года;

- проведение не менее трех раз в год клинического анализа крови, анализа мочи и обследования на яйца глистов, дважды в год (осенью и весной) - туберкулиновых проб и рентгенологических исследований;

- консультация педиатра-фтизиатра противотуберкулезного диспансера (два раза в год).

 ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ.

Задачи физического воспитания школьников:

1. Охрана и укрепление здоровья, совершенствование их физического здоровья, повышение сопротивляемости организма, улучшение умственной и физической работоспособности.

2. Воспитание у детей личной физической культуры. Формирование потребностей в физическом совершенствовании, вооружение знаниями, умениями и навыками, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Физическое здоровье детей укрепляется такими средствами:

- полноценное питание детей.

- закаливающие процедуры.

- гигиена режима.

Принципы организации питания:

Общая калорийность питания должна быть на 15 - 20% выше калорийности питания здоровых детей и подростков. Рацион питания увеличен за счет повышения содержания в пище, главным образом, белков животного происхождения, повышающих сопротивляемость организма к туберкулезу.

Рекомендуемые суточные нормы пищевых веществ (в граммах) для детей и подростков больных туберкулезом.

Возраст

Белки

Жиры

Углеводы

Калории

от 7 до 11 лет

111,7

128,8

424

3209-3000

от 11 до 16 лет

130

133

498

3715-3500

В процентном отношении отдельные ингредиенты суточного рациона питания должны распределяться следующим образом:

Возраст

Белки

Содержание дневного жира

Углеводы

Калорийность рациона

от 7 до 16 лет

15 – 20%

25 – 30%

50 – 55%

3000 – 3500%

Питание в течение дня распределено следующим образом: 1-ый завтрак - 25%, 2-ой завтрак - 10%, обед - 40%, полдник - 5%, ужин - 20%.

Обеспечение достаточного содержания в пище витамина C, B и Д.

Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития организма ребенка.

Основные факторы закаливания:

-закаливающие воздействия органично вписываются в каждый элемент режима дня.

-закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности.

-закаливание проводится на положительном фоне и при тепловом комфорте организма ребенка.

В ОУ проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:

- облегченная одежда для детей в ОУ;

-соблюдение сезонной одежды на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья;

-соблюдение температурного режима в течение дня;

-дыхательная гимнастика после сна.

Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребенка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.

Укрепление здоровья средствами физического воспитания:

- повышение устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды;

- совершенствование реакций терморегуляции и закаливание организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям;

- повышение физической работоспособности;

- повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья.

Основные принципы организации физического воспитания в ОУ:

1. Физическая нагрузка должна быть адекватной возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.

2. Сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами.

3. Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений для повышения выносливости.

4. Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья.

Формы организации физического воспитания:

-физкультурные занятия в зале и на спортивной площадке;

-физкультминутки;

-спортивные игры;

-утренняя гимнастика;

-индивидуальная работа с детьми;

- занятия ЛФК.

Гигиена режима:

1. Выполнение санитарных требований к помещению, участку, оборудованию.

2. Рациональное построение режима дня.

3. Охрана жизни и деятельности детей.

4. Санитарно-просветительная работа (с сотрудниками и родителями).

5. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня.

Рекомендуемый режим дня для учащихся санаторной школы-интерната

7:00 Подъем

7:05 – 7:20 Утренняя гимнастика, водные процедуры

7:20 – 7:40 Утренний туалет, уборка спальни

7:40 – 8:00 Завтрак (выдача лекарств)

8:00 – 8:30 Лечебные процедуры, прогулка, свободное время

8:30 – 9:15 1 урок

9:25 – 10:10 2 урок

10:10 – 10:20 Перемена

10:20 – 11:05 3 урок

11:05 – 11:25 Организация питания - завтрак

11:25 – 12:10 4 урок

12:10 – 12:30 Организация прогулки на свежем воздухе

12:30 – 13:15 5 урок

13:15 – 13:25 Перемена

13:25 – 14:10 6 урок

14:25 – 15:00 Обед (выдача лекарств)

15:00 – 16:30 Дневной сон (на свежем воздухе)

16:30 – 17:00 Уборка спальни, полдник

17:00 – 18:30 Самостоятельные учебные занятия, измерение температуры

18:30 – 19:10 Прогулка

19:10 – 20:10 Общественно-полезный труд, кружковая работа, лечебные процедуры

20:10 – 20:30 Ужин (выдача лекарств)

20:30 – 21:00 Свободное время (прогулка)

21:00 – 21:30 Вечерний туалет, уход за одеждой и обувью

21:30 – 7:00 Сон

Характерной особенностью режима санаторной школы-интерната для туберкулезных детей и подростков является: пребывание на свежем воздухе не менее трех часов в день, достаточная продолжительность сна, рациональное питание, правильное чередование учебных занятий с отдыхом и обеспечение широкого комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.

Для сохранения высокой работоспособности, большой эффективности занятий рекомендовано:

- строгое соблюдение установленной "Положением" длительности урока 35 минут в начальной школе и 40 минут в средней школе. При этом 30 (35) минут отводится на учебные занятия и 5 минут - на физкультурные паузы.

Первоклассникам для облегчения адаптации к школе целесообразно введен тренирующий режим учебного дня: в сентябре - октябре 3 урока по 30 минут; в ноябре - декабре 4 урока по 30 минут; начиная со второго полугодия продолжительность урока может быть увеличена до 35 минут. За счет сокращения длительности уроков дети и подростки могут больше времени находиться на открытом воздухе;

- максимальное использование на уроке наглядных пособий, технических средств обучения, дидактического материала и других элементов преподавания с целью сделать урок разнообразным, малоутомительным, достаточно эмоциональным и, вместе с тем, целенаправленным;

- обязательное проведение физкультурных пауз, длительностью 3 - 5 минут: в начальной школе - на 15 - 20-й минуте каждого урока и во время приготовления домашних уроков. Для разрядки умственного напряжения или при перевозбуждении можно использовать такие элементы урока, как "игра - учеба", "минутка тишины"; в средней школе - перед началом 2-го и 4-го уроков, а также в процессе приготовления домашних заданий;

- ежедневное проведение в каждом классе одного урока (устный) на открытом воздухе;

- организацию на свежем воздухе большой перемены для начальной школы после второго урока продолжительностью 1 час 30 минут; для средней школы - после 3-го и 5-го уроков (две перемены) по 40 мин.;

- приготовление домашних заданий в: начальной школе - в первой половине дня на 4-м уроке с соответствующим переносом некоторых уроков (труд, рисование и т.п.) на вторую половину дня (после дневного сна на воздухе);

- средней школе - в первую половину дня (после окончания всех уроков и прогулки) по основным предметам. Приготовление домашних заданий по остальным, более легким предметам, - во второй половине дня (после дневного сна на воздухе);

- обеспечение благоприятного сочетания относительно трудных и легких предметов при составлении недельного расписания и облегченного режима учебных занятий в середине недели (среда, четверг);

- обязательное соблюдение необходимой продолжительности сна: для детей начальной школы 10 часов 30 минут - ночной сон и 2 часа - дневной сон; для детей и подростков средней школы - 9 часов 30 минут - ночной сон и 1 час 30 минут - дневной. Дневной сон проводить на свежем воздухе;

- обеспечение регулярного проветривания учебных помещений и спален. Длительность проветривания до начала учебных занятий зависит от температуры наружного воздуха: при температуре +10 °C и выше учебные занятия проводятся при открытых окнах и фрамугах; при температуре от +10 °C до 0 °C - проветривание во время перемен через окна и фрамуги, во время урока - только через фрамуги; при температуре ниже 0 °C постоянная аэрация классов осуществляется через приоткрытую (угол открытия 16 - 20°) фрамугу переднего окна; при температуре ниже -10 °C фрамугу открывать спустя 10 - 15 минут после начала урока и закрывать - за 10 - 15 минут до окончания урока.

 

Организационно-методическое и психолого-педагогическое

обеспечение

1

Разработка системы работы по оздоровлению и осуществлению контроля за выполнением оздоровительных мероприятий, физическим и нервно-психическим развитием детей

Врач, ст.воспитатель, зам.дир.по ВР

2

Разработка модели внедрения здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательный процесс

Зам.дир.по УВР

3

Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления

Врач

4

Проведение упорядочения нагрузки и активного отдыха детей

Зам.дир.по ВР

5

Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей

Воспитатели

6

Проведение валеогизации всего учебно-воспитательного процесса (психологический фон учебных занятий, методы и формы обучения, соблюдение длительности занятий и санитарно-гигиенических условий)

Зам.дир.по УВР

7

Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (выпуск газет, проведения семинаров, оказание консультативной помощи и т.д.)

Кл.руководители, врач

8

Налаживание тесного контакта с детской поликлиникой

Врач

9

Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей

Директор, врач

 

Формы и методы оздоровления детей

Формы и методы

Содержание

Контингент детей

 

1

Обеспечение здорового ритма жизни

1.                               щадящий режим (адаптационный период)

2.                               гибкий режим

 

1-3 класс

5-9 класс

 

2

Физические упражнения

1.                               утренняя гимнастика

2.                               физкультурно-оздоровительные занятия

3.                               подвижные и динамичные игры

4.                               профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, профилактика плоскостопия  и т.д.)

5.                               спортивные игры

6.                               занятия аэробикой, занятия ЛФК

1-5 класс

 

3

Гигиенические и водные процедуры

1.                               умывание

2.                               мытье рук по локоть

3.                               обеспечение чистоты среды

1-9 классы

 

4

Свето-воздушные ванны

1.                               проветривание помещений сквозное

2.                               сон при открытых фрамугах

3.                               прогулки на свежем воздухе 2 раза в день (не мене 3 часов)

4.                               обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

Все группы

 

5

Активный отдых

1.                               развлечения и праздники

2.                               игры  и забавы

3.                               Дни здоровья

Все группы

 

6

Диетотерапия

Рациональное питание

Все группы

 

8.

Аутотренинг и психогимнастика

1.                               игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы

2.                               игры–тренинги на подавление отрицательных эмоций

3.                               коррекция поведения

4.                               психогимнастика

Все воспитанники

 

9

Спецзакаливание

1.                               игровой массаж

2.                               дыхательная гимнастика

1-4 кл.

5-9кл.

 

12

Пропаганда ЗОЖ

Организация консультаций, бесед, спец занятий

Все группы

 

Лечебно-профилактическая работа в ОУ

1. Организация и систематическое проведение санаторно-гигиенического режима учреждения.

2. Проведение химиотерапии и химиопрофилактики в соответствии с медицинскими показаниями воспитанников.

3. Проведение углубленного изучения состояния здоровья, психофизического развития и степени работоспособности детей с целью выработки рекомендаций в отношении индивидуализированного медико-педагогического подхода к каждому учащемуся.

4. Организация санаторного питания (сбалансированное, 5-ти разовое).

5. Оценка эффективности пребывания детей и подростков в санаторной школе-интернате на основе анализа динамики туберкулезного процесса, уменьшения или исчезновения интоксикации, сдвигов физического развития, школьной успеваемости и усвоения санитарно-гигиенических навыков воспитанниками.

6. Организация медицинского контроля:

- диспансерный осмотр в первые месяцы пребывания детей в санаторной школе-интернате (сентябрь - октябрь) врачами специалистами в составе: отоларинголога, офтальмолога, ортопеда, психоневролога, стоматолога;

- ежемесячные углубленные врачебные осмотры учащихся с определением месячной прибавки веса и заполнения данных осмотра в историю болезни, ежедневный осмотр температурящих детей и подростков;

- ежедневное измерение температуры тела всем детям и подросткам;

- определение физического развития по всем показателям в динамике три раза в год (сентябрь, январь, май);

- контроль за физическим воспитанием детей и подростков, эффективность которого оценивается на основании сравнительных показателей физического развития детей и подростков в начале и в конце учебного года;

- проведение не менее трех раз в год клинического анализа крови, анализа мочи и обследования на яйца глистов, дважды в год (осенью и весной) - туберкулиновых проб и рентгенологических исследований;

- консультация педиатра-фтизиатра противотуберкулезного диспансера (два раза в год);

- проведение медико-педагогических советов (медперсонал, директор, учителя и воспитатели) с обсуждением вопросов оздоровления детей и подростков, определением форм индивидуального медико-педагогического подхода к каждому воспитаннику и др.

 

 

 

Перспективный план

работы с педагогическим коллективом по

укреплению здоровья и совершенствованию

физического развития школьников

на 2019-2020 уч. год

 

п\п

Мероприятия

Дата

Ответственные

1

Консультация на тему: «Организация и проведение мониторинга здоровья и физического развития детей»

ноябрь

Врач

2

Семинар- практикум на тему: «Предупреждение детских болезней и оказание первой помощи»

декабрь

Врач

3

Педагогический совет на тему: «Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости».

январь

Врач

4.

Конкурс на лучший сценарий «Дня здоровья»

март

Зам.дир.по УВР

5.

Тематический контроль Цель: выявить уровень работы с родителями по теме: «Здоровье и физическое развитие детей».

декабрь

Зам.дир.по ВР

6.

Консультация для воспитателей на тему: «Все об утренней гимнастике».

май

Ст. воспитатель

Инструктор по ЛФК

 

Copyright © ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска", 2011-2012
Программа управления сайтами - CMS SiteEdit