ГБОУ СО "Санаторная 
школа-интернат г.Калининска"

ГБОУ СО "Санаторная
школа-интернат г.Калининска"

Уроки

 

Открытый урок по физике в 7 классе на тему: «Плавание судов»

 Учитель физики: Васылык Марина Викторовна

Цель урока: рассмотреть физические основы плавания тел, судов.

Задачи урока:

1.       Познакомить учащихся с условиями плавания судов и с историей развития отраслей судостроения.

2.    Прививать культуру умственного труда, развивать познавательный интерес к предмету.

3.      Развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать; продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.

Оборудование и программное обеспечение к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, лабораторное оборудование.

Ход урока.

1.     Организационная часть.

Актуализация знаний. Черный ящик (вода в стакане).

Высказывание китайского мудреца о воде.

2.      Проверка домашнего задания.

1) Физический диктант

1. Сосуды, соединенные между собой трубкой (Сообщающиеся)

2.  Сосуд, который помог Архимеду открыть свой знаменитый закон. (Ванна)

3. Прибор, измеряющий атмосферное давление (барометр)

4. Итальянский ученый, первым измеривший атмосферное давление (Торричелли)

5. Барометр, который не содержит жидкости (анероид)

6. Прибор, измеряющий давление, большее атмосферного (манометр)

7. Устройство, доставляющее нам в дом воду (насос)

8. Гидравлическое устройство в автомобиле (тормоз)

2) Для того, чтобы выполнить следующее задание, надо вспомнить формулу, по которой находится Архимедова сила.
        Разноуровневые задачи по карточкам.

Уровень 1.Камень объёмом 0,15 м3 находится в чистой воде. Определите выталкивающую силу, действующую на него. (1.5 кН)
Уровень 2.
Вычислите выталкивающую силу, действующую на предмет объёмом 0,2 м3 находящийся в морской воде. (20.6 Н)

Уровень 3.Вычислите, какая выталкивающая сила действует на кусок парафина объемом 0.002 м3, находящийся в керосине. Будет ли это тело плавать?        (16 кН)

3) Чтобы выполнить очередное задание, повторим условия плавания тел.

 Ну а теперь слово тем, кто готовил домашний эксперимент.

1. Опыт с картошкой.

2. Веселый шоколад.

3. Артезианский водолаз.

4. Волшебная жидкость.

5. Лавовая лампа.

6. Железная крышка.

Дети объясняют опыты

  3. Изучение нового материала.

Ребята, мы посмотрели опыт с железной крышкой и теперь знаем, что не все твердые тела тонут.

Запишем тему урока.

Как вы думаете, благодаря чему суда держатся на воде, ведь они состоят из тяжелых металлов? (ответы детей)

4. Физминутка

Познакомимся немного с историей возникновения судов.

На протяжении моего рассказа для вас будет следующее задание: в тетради в левый столбик выпишите суда надводные, а в правый- подводные.

После рассказа – проверка задания.

А теперь разберем основные понятия:

- ватерлиния;

- осадка;

- водоизмещение;

- грузоподъемность.

Как вы думаете, что произойдет с судном, если взятый груз превысит норму?

В нашей стране 12 морей, большое число рек, озер, каналов. По этим голубым дорогам ежегодно перевозится огромное количество грузов, пассажиров. Морские и речные суда прочные, надежные, долговечные. Водный транспорт является одним из дешевых и безопасных.

В нашем областном центре в г. Саратове на реке Волга есть речной вокзал. Теплоходы, скоростные ракеты, грузовые суда перевозят грузы и людей в другие города, стоящие на Волге.

 5. Закрепление знаний

1. А теперь предлагаю вам вопросы «на засыпку».

1) Как изменится осадка теплохода при переходе из реки в море?

Ответ. Уменьшается, так как увеличивается выталкивающая сила.

2) Подводная лодка всплыла на поверхность воды в Северном Ледовитом океане и обледенела. Труднее или легче будет опускаться лодке под воду?Ответ. Ледяной покров создаёт дополнительную выталкивающую силу и затрудняет движение лодки

3) С какой целью ботинки для водолаза делают с тяжёлыми свинцовыми подошвами?Ответ. Тяжёлые ботинки помогают преодолевать выталкивающую силу.

4) Кит, очутившись на суше, не проживёт и часа. Почему?Ответ. На суше вес кита увеличивается, и он от этого погибает.

5) Почему подводной лодке иногда трудно оторваться от глинистого дна?Ответ. Архимедова сила не возникает в том случае, когда вода не проникает между лодкой и дном.

2..Ребята, давайте проведем небольшое экологическое исследование.

На капельках воды, лежащих у вас на столе, напишите пользу и вред от водного транспорта (проверка устно)

  6. Подведем итог, что мы узнали на уроке?Ребята перечисляют основные понятия и то, что особенно понравилось и запомнилось на уроке.

7. Домашнее задание.§ 51, подобрать дополнительный материал об интересных судах.

8. Оценки за урок.

9. Используемые ресурсы и литература:

1. Газета «Первое сентября», «Физика», 2008-2010 годы.
2. Книга для чтения по физике 7-8 классы/составитель И.Г.Кириллов М.; Просвещение ,1983.
3. Сборник задач по физике 7-9 кл/В.И.Лукашик; М.; Просвещение ,2003.
4. Сборник качественных задач по физике /А.Е.Марон М.; Просвещение 2006.
5. Интернет-ресурсы: 
http://ru.wikipedia.org , Яндекс-картинки.

Открытый урок учителя Васылык М.В.

Конспект урока по физике в 7 класса  «Вес воздуха. Атмосферное давление».

 Цели урока:

·     объяснить значение атмосферного давления;

·     дать понятие атмосферного давления;

·     показать практическое значение атмосферного давления.

·     способствовать развитию умения делать выводы по результатам опытов;

·     создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу, показывая применение физических явлений;

·     содействовать развитию умения общаться между собой;

Оборудование:

·     компьютер;мультимедийный проектор;презентация;

·     демонстрационное оборудование: трубка с поршнем, бутылка, сосуд с водой, стакан, лист бумаги, пластмассовая бутылка с отверстиями, свеча, монета, плоское блюдо, ливер, вареное яйцо, кефирная бутылка.

План урока.

1. Организационный момент

2. Проверка знаний

3. Изучение нового материала

4. Применение атмосферного давления в быту, технике, природе

5. Закрепление знаний

6. Подведение итогов. 

Ход урока.

1.  Организационный момент (приветствие учащихся, сообщение темы, цели, формы проведения урока).

2. Актуализация знаний

На прошлых уроках мы изучали  давление, давайте вспомним эту тему.

1. Давлением называют величину, равную ... 

а) … силе, действующей на единицу площади опоры.

б) … отношению силы, действующей перпендикулярно к поверхности, к площади этой поверхности.

в) … отношению силы, действующей на поверхность, к площади этой поверхности.

2. Кастрюля имеет площадь дна 0,12 м2, ее вес равен 60 Н. Чему равно давление, которое она оказывает на стол?

а) 7,2 Па.      б) 500 Па.        в) 0,002 Па.      г) 60 Па.     д) 0,12 Па.

  Ответы:   б), б)

3. В каком положении брусок производит наибольшее давление?

а) 1.     б) 2.      в) 3.

4.  У комбайнов, сеялок и других сельскохозяйственных машин колеса делают с широкими ободами для того, чтобы ... давление, так как чем ... площадь опоры, тем ... давление.

а) … уменьшить … меньше … меньше …

б) … уменьшить … больше … меньше …

в) … увеличить … меньше … больше …

г) … увеличить … больше … больше …

д) … уменьшить … больше … больше …

3. Изучение нового материала

     Вы уже знаете, что Земля окружена воздушной оболочкой.  А что такое воздух?  В таблице представлен состав воздуха.  На воздух, как и на всякое тело, находящееся на Земле, действует сила тяжести, и, следовательно, воздух обладает весом. Вес воздуха легко вычислить, зная его массу.

      На опыте покажем, как определить массу воздуха.  Для этого надо взять стеклянный шар с пробкой и резиновой трубкой с зажимом. Выкачать из него воздух, зажать трубку зажимом и уравновесить на весах. Затем, открыв зажим на резиновой трубке, впустить в шар воздух. Равновесие весов при этом нарушится. Положив на другую чашу весов гири, добьёмся равновесия. Масса гирь будет равна массе воздуха в объеме шара.

Опытами установлено, что при температуре 00С и нормальном атмосферном давлении масса воздуха объёмом 1 м3 равна 1,29 кг. Вес этого воздуха легко вычислить:

Р = gm, Р = 9,8 Н/кг · 1,29 кг ≈ 13 Н.                                    

 Воздушную оболочку, окружающую Землю, называют атмосферой. Атмосфера простирается на тысячи километров в высоту и не имеет четкой границы. Атмосфера делиться на несколько слоев.

I. Тропосфера (от греч. - поворот) до 11 км

II. Стратосфера (лат. – настил, слой)  11 км - 55 км

III. Мезосфера (греч. - средний) -  55 км – 80 км

IV. Термосфера (греч. - тепло) – 80 км – 500 км

V. Экзосфера (греч. - снаружи) – 500 км – 800 км

Почему существует воздушная оболочка Земли?

Что произошло бы на Земле, если бы воздушная атмосфера вдруг исчезла?

Лишившись атмосферы Земля стала бы такой же мертвой, как ее спутница Луна, где попеременно царят то испепеляющий зной, то леденящий холод + 130 С днем и  - 150 С ночью.

Такой увидел советский космонавт Г. Титов атмосферу Земли из кабины космического корабля.

   Земная поверхность и все тела на ней испытывают давление толщи воздуха, т.е. испытывают атмосферное давление.

—        На среднего по размерам человека со стороны атмосферного давления действует сила давления около 150 000Н. Но мы справляемся с такой нагрузкой, т.к. внешнее атмосферное давление уравновешивается давлением жидкости внутри нашего организма.   

4. Применение атмосферного давления в быту, технике, природе.                            Существованием атмосферного давления могут быть объяснены многие явления, с которыми мы встречаемся в жизни. Рассмотрим некоторые из них.

Опыт 1. Почему вода не выливается из бутылки ?

         Автоматическая поилка для птиц состоит из бутылки, наполненной водой и опрокинутой в корытце так, что горлышко находится немного ниже уровня воды в корытце. Почему вода не выливается из бутылки? Если уровень воды в корытце понизится и горлышко бутылки выйдет из воды, часть воды из бутылки выльется.

                                               
Опыт 2.
Удерживание воды в перевернутом и наполненным до краев стакана листом бумаги, предварительно плотно прижатым к горловине.

            Налейте в стакан воды, закройте листом бумаги и, поддерживая лист рукой, переверните стакан вверх дном. Если теперь отнять руку от бумаги, то вода из стакана не выльется. Бумага остается как бы приклеенной к краю стакана. Под тяжестью воды бумага прогибается и давление внутри стакана становится меньше атмосферного. Поэтому атмосферное давление удерживает бумажку.

А вы знаете, как пьют человек?

При питье мы расширяем грудную клетку  и тем разряжаем воздух во рту; под давлением наружного воздуха жидкость устремляется в то пространство, где давление меньше, и таким образом проникает в наш рот.

Опыт 3. Почему вода не выливается из дырявой бутылки?  

  Когда пробка не закручена, атмосфера выдавливает воду из бутылки. Если пробку закрутить, на воду действует только давление воздуха в бутылке, а его давление мало и вода не выливается!

Опыт 4. Как достать из воды монету, не намочив пальцев?

            Положите монету на большую плоскую тарелку. Налейте столько воды, чтобы она покрыла монету. А теперь предложите гостям или зрителям достать монетку, не намочив при этом пальцев. Для проведения опыта необходим еще стакан и несколько спичек, воткнутых в плавающую на воде пробку. Зажгите спички и быстро накройте плавающий горящий кораблик стаканом, не захватив при этом монетки. Когда спички погаснут, стакан наполнится белым дымом, а затем под ним сама собой соберется вся вода из тарелки. Монета останется на месте, и вы можете взять ее, не намочив пальцев.

Опыт 5. Ливер.

         Ливер, служит для взятия проб различных жидкостей. Ливер опускают в жидкость, затем закрывают пальцем верхнее отверстие и вынимают из жидкости. Когда верхнее отверстие открывают, из ливера начинает вытекать жидкость.

Опыт 6. Яйцо входит в бутылку.                  

       Если в широкогорлую бутылку, например из под кефира, опустить кусочек горящей бумаги, а на горлышко положить сваренное вкрутую очищенное яйцо, то яйцо втягивается в бутылку. Бумажка погаснет, бутылка наполнится белым дымом, воздух расширится, лишняя часть выходит из бутылки. Внутри бутылки воздух остывает, давление уменьшается и под действием атмосфеного давления яйцо входит в бутылку.

Атмосферное давление в живой природе.

Мухи и древесные лягушки могут держаться на оконном стекле благодаря крошечным присоскам, в которых создается разряжение, и атмосферное давление удерживает присоску на стекле.

Рыбы прилипалы имеют присасывающую поверхность, состоящую из ряда складок, образующие глубокие «карманы». При попытке оторвать присоску от поверхности, к которой она прилипла, глубина карманов увеличивается, давление в них уменьшается и тогда внешнее давление еще сильнее прижимает присоску.

Слон использует атмосферное давление всякий раз, когда хочет пить. Шея у него короткая, и он не может нагнуть голову в воду, а опускает только хобот и втягивает воздух. Под действием атмосферного давления хобот наполняется водой, тогда слон изгибает его и выливает воду в рот.

Парнокопытные животные вытаскивают свои копыта  из трясины без труда. Дело в строении копыта. Оно не сплошное, а состоит из двух частей.  При вытаскивании из болота ноги пропускается воздух в образовавшееся разряженное пространство. Давление сверху и снизу копыта выравнивается, и нога вынимается без особого труда.

5. Закрепление знаний.

І. Значение атмосферы и атмосферного давления в нашей жизни:

1.       Атмосфера играет важнейшую роль в тепловом балансе земли.

2.       Атмосфера отражает и поглощает большую часть излучения, проходящего к Земле из космического пространства.

3.       Атмосфера предохраняет нас от непрерывной бомбардировки микрометеоритов.

4.       Атмосферное давление имеет большое значение в быту и в медицине.

5.       Атмосфера - крыша нашей Земли, под этой одной крышей живут люди разной национальности и мы должны беречь от загрязнения нашу атмосферу.

. Проверим себя!

1.      Можно ли «спрятаться» от атмосферного давления, нырнув в воду?

2.      Чтобы выпить сгущённое молоко из жестяной банки, в крышке пробивают два отверстия. Для чего необходимо второе отверстие?

3.      Медицинские банки прогревают пламенем перед тем как поставить больному. Объясните, почему после этого они «присасываются» к телу?

6. Подведение итогов. 

Домашнее задание: §  21

7. Выставление оценок

 

 

Урок по математике  в 7 классе на тему "Вынесение  общего множителя за скобки".  Учитель: Шманова Галина Юрьевна

Цели урока:

Обучающие:

1.      повторить действия со степенями;

2.      повторить правила умножения одночленов;

3.      закрепить понятие многочлена и его стандартного вида, закрепить умение приводить подобные члены;

4.      закрепить умение умножать одночлен на многочлен;

5.      закрепить умение выносить общий множитель за скобки;

6.      учить применять полученные знания при упрощении выражений и решении уравнений;

Развивающие:

1.      развивать умение работать самостоятельно;

2.      развивать способность «видения» проблемы;

3.      формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;

4.      развивать умение применять теоретические знания на практике.

Воспитательные:

Воспитывать умение работать с имеющейся информацией, умение слушать товарищей, содействовать воспитанию интереса к математике, активности, мобильности, общей культуре.

Тип урока: урок повторения темы

Оборудование: учебник, тестовые задания, карточки, проектор, презентация к уроку.

                                                                 Ход урока

I.       Организационный момент.

  Здравствуйте ребята.

Сегодня, ребята,

Представим себе, что наш класс – научно-исследовательский институт. А вы - сотрудники этого института. А именно, сотрудники различных лабораторий по проблемам математики.

Вас всех пригласили принять участие в заседании учёного совета этого НИИ, чтобы обсудить с вами «главную» тему,а вот какую тему давайте с вами выясним.

Наводящие вопросы:

1.Какую большую тему мы начали с вами узучать?

2. С какими основными понятиями мы познакомились?

3.Какие действия мы уже умеем выполнять с многочленами?

 Посмотрите на доску , на доске написано выражение- это будет посказка для вас.

8х+40=8(х+5)

к- к2 =к(1-к)

Из каких выражений состоит данное выражение?

Как вы думаете какая тема  сегоднешнего урока?

Так чем же мы будем заниматься на уроке?

(цели урока)

В процессе работы в НИИ вы должны:  умножать одночлен на многочлен, приводить подобные члены многочлена, выносить общий множитель за скобки, в конце урока оценим свою работу как сотрудники наших лабораторий.

2. Актуализация опорных знаний.

Но прежде, чем войти в лаборатории НИИ, мне необходимо убедиться, что вы настоящие сотрудники института.

Вопрос: Все ли справились с домашним заданием? 

Сдать тетради.

         Итак, перед нами лаборатория теоретиков.

                            Лаборатория теоретиков.

         Давайте примем участие в работе этой лаборатории. В ней много правил, по которым мы будем работать.

         У каждого учащегося имеется карточка- диктант. Карточка содержит вопрос.  

Итак «Диктант».

 Верно ли утверждение, определение, свойство?

1. Одночленом называют сумму числовых и буквенных множителей.

2. Буквенный множитель одночлена, записанного в стандартном виде, называют коэффициентом одночлена.

3. Целое выражение, которое содержит произведение чисел и букв, называют одночленом.

4. Алгебраическая сумма нескольких одночленов называется многочленом.

5. Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак "+”, скобки надо опустить, сохранив знак каждого члена, который был заключен в скобки.

6. Когда раскрываем скобки, перед которыми стоит знак "-”, скобки опускаем, и знаки членов, которые были заключены в скобки, меняют на противоположные

Проверка:

Выставите себе оценки:

«5» - ошибок нет «4» - одна ошибка «3» - две ошибки «2» - больше трех ошибок

3. Повторение темы 

Вернёмся к нашим выражениям:

8(х+5),   К(1-к+3к2)

Как вы думаете, какой закон умножения используется?

Всем вам известен распределительный закон умножения (слайд)

 а (в+ с) = ав+ас

Попробуйте самостоятельно сформулировать правило умножения одночлена на многочлен.

Давайте применим наше правило при решении упражнений по карточкам.

Вот мы и вошли в лабораторию раскрытия скобок.

 Лаборатория  раскрытия скобок. 

Работа в группах:

№ 1.  У доски

А)

с(2а+в)=2ас+св

Б)

(3а2+а)=3а32

В)

5(а2-2ав+в2)=5а2-10ав+5в2

 Лаборатория  вынесения общего множителя за скобки.

Работа с учебником № 709 (а,б) Решите уравнение

         А теперь пришло время и отдохнуть.

                  Математическая зарядка.

- Показываю карточки на которых записаны одночлены, многочлены и выражения которые не являются ни одночленами, ни многочленами. «Одночлен» - руки подняли вверх ;             «Многочлен» - руки перед собой;    «Другое выражение» - руки в стороны;

- Закрыли глаза, про себя досчитали до 30, открыли глаза.                                                  

Лаборатория исследований.

            Владение математикой – это умение решать задачи, причём не только стандартные, но и требующие оригинальности, изобретательности, смекалки, находчивости.

         У каждого из вас написаны 3 уравнения с решением , среди которых есть верные, а есть и неверные. Вам необходимо найти ошибки. Напротив каждого  уравнения нужно написать верное или неверное. Назвать ошибки.  

 Верно или неверно!

3 балла-5 правильных ответов

2 балла-4 правильных ответа

1 балл-3 правильных ответа

И вот наконец то мы добрались до лаборатории раскрытия тайн.

 

Лаборатория раскрытия тайн.

 - Я предлагаю вам на выбор карточки трёх цветов: синюю(оценка «3»), жёлтую (оценка «4, красную (оценка «5») в каждой из карточек разрешается допустить 1 ошибку.

№ 7 из сборника ОГЭ.

Самостоятельная работа с последующей проверкой.  (тест)

Итог урока.

         Каждый ученик сегодня принимал участие в уроке. Сегодня, выполняя разнообразные задания, вы иногда допускали ошибки. И это неудивительно, любой человек не застрахован от ошибок, особенно, когда он только учится овладевать какой-либо наукой. Важно вовремя найти и исправить эти ошибки, понять, почему они появились, и стараться впредь не допускать их.

Притча: Шёл мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил «Что ты делал целый день? И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил камни. У второго мудрец спросил «А что ты делал целый день?» и тот ответил «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием «А я принимал участие в строительстве храма»

-        Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

-        Кто возил камни? (подним.  руки)

-        Кто добросовестно работал? (подним. руки)

-        Кто строил храм? (подним. руки)

Давайте, поставим себе оценку за урок:  14-15 баллов –«5»,  10-13 баллов -«4», 7-9 баллов -«3» .

         Домашнее задание:

П 27,

№ 705(и - м), № 706(ж - и).

 

 

Урок 41. Первые русские князья

 Тип урока: открытие нового знания.

 Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о первых русских князьях и их значении в становлении и развитии Отечества.

 Предметные результаты: иметь представление о признаках государства; знать первых русских князей.

 

Этап

урока

Педагогические
задачи

Планируемые

 результаты

Содержание этапа урока

деятельность учителя

деятельность обучающихся

I. Актуализация знаний и постановка проблемы

Активизировать ранее полученные знания обучающихся; создать проблемную ситуацию

Уметь фиксировать затруднение; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах и связях; работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); использовать готовые модели – карту. (Познавательные УУД.)

Уметь принимать и сохранять учебную задачу. (Регулятивные УУД.)

Уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; сотрудничать в совместном решении проблемы. (Коммуникативные УУД.)

Организует самостоятельную работу
в парах.

– Заполните таблицу.

Даты

Событие

 

Возникновение княжеств

 

Возникновение государства

 

Расцвет государства

– Сверим результаты таблицы с таблицей,
составленной на прошлом уроке.

– Определим эти промежутки на «ленте вре-
мени».

В каком порядке на «ленте времени» располагаются события прошлого и настоящего?

VIII–IX               конец IX             X–XI 

Возникновение

княжеств

Возникновение

государства

Расцвет

государства

Складывается Древнерусское государство

Предлагает детям рассмотреть карты IX, IX–XI веков.

– Что заметили?

 

 

 

– Почему возникла необходимость создания государства?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Увеличилась территория. Появились границы. Столицей стал город Киев.

– Легче было жить, отражать набеги врагов

II. Формулирование темы урока, постановка
задач

Научить формулировать учебную проблему в виде темы урока

Уметь определять и формулировать тему и задачи урока; планировать свое действие в соответствии
с поставленной задачей.
(Регулятивные УУД.)

– Определите тему урока.

 

– На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

– Древнерусское государство. Русские князья.

– Действительно ли нужно было создавать государство?

– Кто правил Древнерусским государством?

III. Совместное открытие новых
знаний

Научить решать учебную задачу

Уметь извлекать информацию из текстов; ориентироваться в толковом словаре; находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: вычленять содержащиеся в тексте основные события; воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений; работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема). (Познавательные УУД.)

Уметь планировать свое действие в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее реализации. (Регулятивное УУД.)

Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать; задавать вопросы. (Коммуникативные УУД.)

– Как вы думаете, что такое государство?

Организует работу в парах по заполнению схемы «Признаки государства».

Признаки государства

организует нужные для всего населения
виды работ

 

 

 

 

 

 

 

Организует чтение отрывка из произведения
А. О. Ишимовой «История России в рассказах для детей». (Том 1.)

 

 

 

– Какой можно было сделать вывод?

 

 

– О том, кто был первым правителем на Руси, вы узнаете из статьи «Первые русские князья».

– Составьте и задайте друг другу вопросы
по статье учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Первый правитель – князь Рюрик (появляется табличка «Князь Рюрик»).

– Вторым правителем был Олег (появляется табличка «Князь Олег»).

В 882 г. князь Олег занял киевский престол. Именно он объединил Русь, сделав столицей государства Киев. При нем государство стало называться Киевской Русью.

Организует просмотр мультфильма «Песнь
о Вещем Олеге». Организует работу со словарем С. И. Ожегова.

 

– Что означает «вещий»?

 

 

 

– Третьим правителем был Игорь (появляется табличка «Князь Игорь») по прозвищу Жадный. Правление Игоря ознаменовалось несколькими крупными военными походами русских войск. Именно в его правление появилось официальное название Руси – Русская земля.

 

– Следующей правительницей стала жена Игоря – княгиня Ольга (появляется табличка «Княгиня Ольга»). Она отомстила древлянам за смерть Игоря. Прочитайте в статье учебника, как это произошло.

– Несмотря на жесткость такого поступка, летопись называет Ольгу «мудрейший из всех человек» и рассказывает о неустанных заботах княгини по «устроению земли». Действительно, во время поездок по Руси Ольга провела финансово-административную реформу, установила размеры дани, разделила земли на отдельные административные единицы – погосты, во главе которых поставила особых княжеских уполномоченных. В период ее правления Русь не воевала ни с одним из соседних государств. Примерно в 955 году Ольга одной из первых на Руси приняла христианство и в крещении получила имя Елена. Княгиню Ольгу называют духовной матерью русского народа, через нее утверждалось христианство на Руси. Ольга прожила очень долго и оставила о себе самую добрую память. Церковь признала ее Святой, а история – Мудрой.

– Следующим правил Святослав (появляется табличка «Князь Святослав»).

– Мрачный и свирепый, Святослав с малых лет отличался волей, благородством и мужеством. Он постоянно упражнялся в верховой езде, учился владеть копьем, стрелял из лука
и вырос могучим богатырем. Одевался Святослав не как князь, в дорогие одежды, а как простой воин. Святослав был живым воплощением могучей силы. Князь-воин прожил всего
27 лет, но успел совершить шесть победоносных походов и остался в памяти русичей молодым и отважным. Отправляясь в поход, посылал сначала гонцов сказать: «Иду на вы».

– Несмотря на излишнюю жестокость некоторых князей, все они были мужественными. Являлись хорошими воинами, желали процветания земле русской.

– Результатом нашей работы стало «Родословное древо первых русских князей» (см. РМ)

– Единая страна.

– Крупному государству легче обороняться от внешних врагов, войны между племенами прекратились, появилось больше возможностей для развития хозяйства
и улучшения жизни людей
(города, дороги между ними, торговля, крупные каменные постройки). Во главе государства стал единый правитель.

Читают отрывок из произведения  А. О. Ишимовой «История России в рассказах для детей. Том 1» (см. РМ).

– Возникла необходимость создания государства.

 

– Как звали первого русского князя? (Рюрик.)

– В каком городе он стал князем? (Новгород.)

– Как называли потомков Рюрика? (Рюриковичи.)

– Сколько лет правили Рюрики? (Более 700 лет.)

Читают отрывок из произведения  А. О. Ишимовой «История России в рассказах для детей. Том 1»(см. РМ).

 

Просмотр мультфильма «Песнь о вещем Олеге».

– «Вещий» означает «предвидящий будущее, пророческий».

Читают отрывок из произведения  А. О. Ишимовой «История России в рассказах для детей. Том 1» (см. РМ).

 

Читают статью учебника.

 

 

 

Внимательно читают.

 

 

IV. Само-стоятельная работа с проверкой по эталону

Выявить уровень усвоения материала

Уметь работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема). (Познавательные УУД.)

Уметь принимать и сохранять учебную задачу. (Регулятивные УУД.)

Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности. (Личностное УУД.)

Организует работу с кроссвордом (см. РМ)

Решают кроссворд

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Научить фиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности; создать условия для осуществления самооценки результатов деятельности своей и своего класса

Уметь оценивать правильность выполнения действия. (Регулятивное УУД.)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
(Коммуникативное УУД.)

Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностное УУД.)

– Какую же роль сыграли первые русские
князья в формировании древнерусского государства?

Домашнее задание:

– В ходе изучения истории нашего Отечества мы будем вести исторический справочник «Правители земли Русской».

– Работая в группах, вы должны составить исторический портрет князя:

1-я  группа – Рюрика; 2-я  группа – Олега;

3-я  группа – Игоря; 4-я  группа – Ольги;

5-я  группа – Святослава.

– Воспользовавшись энциклопедией и текстом учебника, вы должны заполнить историческую справку:

Имя князя

 

Время правления

 

Качества характера

 

Дела на благо страны

 

Рабочая тетрадь (с. 6)

– Расширяли и укрепляли границы, воевали с недругами, обкладывали данью соседние племена.

Называют основные позиции нового материала
и то, как они их усвоили
(что получилось, что не получилось и почему).

Делают анализ работы,
самооценку своей работы.

Отмечают свое эмоциональное состояние

 

  Тема урока: Чехов – человек красивой души.(Художественное мастерство Чехова- рассказчика)

   Жизнь даётся человеку один раз.

   И надо прожить её бодро, осмысленно,  красиво.

                                                                                                                   А.П.Чехов.

Цели урока:

продолжить знакомство  учащихся с фактами биографии А.П.Чехова, творчеством                     писателя;

путем исследовательских заданий и рассуждений решить проблемный вопрос урока;

продолжить развивать навыки анализа художественного произведения Чехова;

воспитание ценности человеческого счастья, бережного отношения к чувствам близких нам людей.

Методы проведения урока:

слово учителя; проблемные вопросы; использование медиапроектора (слайды) гаджиты, групповая работа ; самостоятельная работа  по учебнику « Литература» 9 класс.

Наглядность:

1. Медиапроектор для показа слайдов ( № 1-16);

       2. Оформление доски ( тема урока, портрет А.П.Чехова, эпиграф);

3. Выставка книг А.П.Чехова и о его судьбе..

Краткое описание: Содержание урока построено на одной «сквозной»  линии (понимание истинных жизненных ценностей через постижение жизни и творчества А.П.Чехова), которая объединяет все этапы урока.

 Ход урока.

I.               Мобилизующее начало.

II.           Вступительное слово учителя.

              Чехов – писатель-классик, который более других соответствует современной динамичной эпохе. Изучение его творчества оказывает влияние на воспитание интеллигентного человека и читателя. Его произведения формируют читательскую культуру и эмоциональную отзывчивость. Это художник, который пробуждает активность читателя, требует работы мысли и души. ,
             
III. Постановка проблемного вопроса.

            Как получилось, что на далекой окраине Российской империи появился талант такой силы, прославившийся не только в России, но и за ее пределами?

                  Ответ на этот вопрос кроется в самом характере произведений писателя, их проблематике, постановке и способах решения задач.
        Давайте вспомним, о ком пишет Чехов? А чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним его произведения.

 Учащиеся:   (Сообщения учащихся о прочитанных произведениях Чехова о человеке). (презентация)

             Учитель : О ЧЕЛОВЕКЕ. А человек – он везде человеком и остается: и в Таганроге, и в Москве, и в Париже… Практически любое событие чеховских рассказов могло произойти в любой точке земного шара. Каждый рассказ написан с особым старанием, охватив основные проблемы жизни человека.

             На сегодняшнем уроке мы постараемся пойти чуть дальше в своих исследованиях жизни и творчества писателя, а сделаем мы это через  интересные факты его жизни и его произведение, раскрывая художественное мастерство писателя.

             К концу урока мы должны ответить на проблемный вопрос : Как формируется внутренний мир писателя?

 I этап решения проблемы: опора на личностный опыт, актуализация имеющихся знаний и умений.

Учитель:  Дома вы работали над темой «Интересные факты из жизни Чехова»

-Выступления учащихся на основе исследовательской работы об интересных фактах биографии.

-Сделайте вывод, каким вы увидели Чехова?

Вывод: автор сам испытывал затруднения в жизни, мечтал о счастливом будущем и читателя убеждает в том, что жизнь дается человеку один раз. Все, что будет происходить с ним, будет зависеть только от него самого. Как ни трудно было ему в жизни, а он смог стать настоящим человеком, человеком красивой души, готовым направить читателя на правильный путь.

Физкультминутка.

             II этап решения проблемы : исследование причин выбора темы о внутреннем мире обыкновенного человека. 

Учитель. Первые 19 лет жизни Чехову дались нелегко.  На примере собственной семьи у него складывалось представление о человеке, как о главном действующем лице того или иного события. Именно человек в сознании Антона Чехова становился основой мироздания, объектом его пристального внимания и изучения.

.В многочисленных рассказах этого времени Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей. Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, а внутренний конфликт его духовного мира.

III этап решения проблемы урока. Обращение к рассказу А.П.Чехова «Тоска»

Вы уже дома прочитали рассказ, но просто прочитать недостаточно. Чтобы понять истинный смысл его произведений, надо обращать внимание на каждую деталь. Итак, рассказ называется «Тоска»

-Каково лексическое значение слова? Что такое, по- вашему, тоска? (определение из словаря)

(Тоска-стеснение духа, томление души, мучительная грусть, душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль- В.Даль «Толковый словарь..»

Тоска- 1. Душевная тревога в соединении с грустью, унынием.

            2.Скука, уныние, вызываемые однообразием обстановки, отсутствием интересов…)- Новый словарь русского языка Т.В.Ефремова.

1. Погружение в текст произведения

            1. Учитель.  

-  В рассказе автор поднимает одну из важных  тем. Какую? (тема одиночества человека, разобщенности человеческого мира.)

-Что значит быть одиноким?

-Может ли человек быть одиноким среди людей?

-Ощущаешь ли ты себя одиноким?

- Присутствует ли в рассказе черта, характерная для большинства чеховских произведений, такая как, соединение смешного и грустного?

              (Рассказ построен на взаимоисключающих началах: комизм внешнего положения и трагизм внутреннего состояния героя.)

             - Назовите художественную особенность рассказа.

 (Художественной особенностью рассказа «Тоска» является концентрирование внимания на одном главном герое (через описание внешнего событийного ряда передаётся внутренне состояние, которое отражено в названии рассказа).

-Каков сюжет рассказа?

2.Блиц- опрос на знание деталей.

1 В какое время суток происходит действие? (вечер)

2 Имя и фамилия извозчика.(Иона Потапов)

3 Кто выслушал Иону? (никто)

4 Кто жена Ионы? (сырая земля)

5 Какой знак препинания стоит в конце рассказа? (многоточие)

3.Анализ рассказа.

- Для чего даётся автором городской пейзаж? Прочитайте. (на его фоне раскрываются душевные переживания героя)

-Видим ли мы в рассказе портрет Ионы? (Нет, Чехову важно описать внутреннее состояние героя)

-Что подчёркивает внутреннее состояние героя? (речь, поведение). Учащиеся приводят цитаты, раскрывающие внутреннее состояние Ионы.

 - Учащимся предлагается проанализировать отношение внешнего мира к беде главного героя (военный, трое гуляк-весельчаков, дворник, молодой извозчик).

-Сколько раз пытается Иона рассказать о смерти сына? (3)

-Как называется это выразительное средство?

-Найдите и прочитайте реакцию собеседников.

Военный « Несколько раз оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать».

Трое гуляк-весельчаков: «Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю!.. Ты слышишь, Змей Горыныч?».

Дворник: « Чего же стал здесь? Проезжай!».

Извозчик « Молодой укрылся с головой и уже спит».

Вывод: окружающий Иону мир остаётся к нему равнодушен: людям нет дела до горя «маленького» человека.

-Как рисует автор тоску? Для чего? (учащиеся приводят примеры из текста, рисующие внутреннее переживание героя, его тоску)

Равнодушие- это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей- надо чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись. Но и этой малости не то чтобы жалко- просто лень сочувствовать, понимать…

Вывод: автор использует преувеличение, чтобы показать масштаб, глубину, искренность чувств). Если мир отталкивает от себя Иону, то извозчик, напротив, хочет приобщиться к нему, стать его неотъемлемой частью. Ему, как и всем нам, так необходимо людское сочувствие и сострадание. Только оно облегчит и уврачует душу человека.

4.Выразительное чтение, анализ последней сцены. Как описывает её автор? Как вы объясните многоточие? (С трогательной теплотой, состраданием)

Вывод: отчаявшийся избавиться от тоски, Иона идёт в конюшню к лошади. Именно она и стала той «собеседницей», которая отнеслась к горю Ионы неравнодушно, не перебивала, слушала и дышала «на руки своего хозяина… Такой пронзительный финал рассказа об одиночестве не только драматичен, в нем заключена и горькая ирония, и незаметное обращение Чехова к читателям. Внимание читателей сосредоточено вовсе не на нелепом поведении Ионы, раскрывающем свою душу лошади, а на глубокой трагедии одинокого страдающего человека, до которого нет дела сытым и равнодушным. Поэтому читать эту сцену без слёз невозможно. Старший брат Чехова, Александр Павлович, через несколько лет у постели своего умирающего сына вспомнил об этом рассказе

и написал Чехову : «…В этом месте твоего рассказа ты-бессмертен».

- Какие чувства вызвал у вас рассказ? Почему данная тема является актуальной и в наше время? ( В суете жизни мы не находим времени для того, чтобы послушать, помочь, посочувствовать тем, кому это так важно и необходимо)

Вернемся  к проблеме нашего урока. Как, по- вашему, формируется внутренний мир писателя?  Антон Павлович Чехов – необычный писатель, очень откровенный, прямой. Он и человек необыкновенный. Главными чертами его являются интеллигентность, деликатность, умение сильно чувствовать и любить.

Ключом к пониманию творчества Чехова могут стать и слова М.Горького: «Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:

  — Скверно вы живете, господа!» (дискуссия, учащиеся высказывают своё мнение)

 

II. Слово учителя. Рассказ заставляет задуматься всех нас. Трудно ответить на вопрос, как бы каждый из нас поступил в данной ситуации, но ясно одно: всем нам нужно быть хоть чуточку внимательнее друг к другу, не стесняться в добрых словах, сочувствии и добром отношении к тем, кто рядом с нами. В жизни часто можно встретить такое безысходное страдание. Чувство сострадания, сопричастности помогает пережить такие тяжёлые моменты в жизни. Именно об этом же самом писал в XX веке поэт Э.Асадов (чтение стихотворения Э Асадова «Падает снег»)

 

Падает снег, падает снег -

Тысячи белых ежат...

А по дороге идет человек,

И губы его дрожат.

 

Мороз под шагами хрустит, как соль,

Лицо человека - обида и боль,

В зрачках два черных тревожных флажка

Выбросила тоска.

 

Измена? Мечты ли разбитой звон?

Друг ли с подлой душой?

Знает об этом только он

Да кто-то еще другой.

 

Случись катастрофа, пожар, беда -

Звонки тишину встревожат.

У нас милиция есть всегда

И "Скорая помощь" тоже.

 

А если просто: падает снег

И тормоза не визжат,

А если просто идет человек

И губы его дрожат?

 

А если в глазах у него тоска -

Два горьких черных флажка?

Какие звонки и сигналы есть,

Чтоб подали людям весть?!

 

И разве тут может в расчет идти

Какой-то там этикет,

Удобно иль нет к нему подойти,

Знаком ты с ним или нет?

 

Падает снег, падает снег,

По стеклам шуршит узорным.

А сквозь метель идет человек,

И снег ему кажется черным...

 

И если встретишь его в пути,

Пусть вздрогнет в душе звонок,

Рванись к нему сквозь людской поток.

Останови! Подойди!

 

VIII. Подведение итогов. Ваши ответы сегодня были разные, но все их объединяет одно: необходимо помнить о нравственных качествах, быть сострадательными, уважать ближних. И в этом одна из тайн чеховского творчества, которого вы будете открывать еще больше и больше, а открывая, учиться правильно жить. Обидно, если бы этот «… большой, умный, ко всему внимательный человек», сегодня произнес:

  — Скверно вы живете, господа!»

Домашнее задание: письменная творческая работа призыв-обращение к современникам «Прохожий, остановись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок в 6 классе

 

Тема: « имя прилагательное в гостях у  Ф.И.Тютчева»

Цель: изучение выразительных возможностей имени прилагательного в русском языке и литературе.

Задачи: предметная: познакомить учащихся с выразительными возможностями имени прилагательного, повторить и закрепить знания учащихся о прилагательном; совершенствовать умение использовать имя  прилагательное.

Личностная: способствовать интеллектуальному и творческому развитию личности, формировать коммуникативные способности учащихся, помочь учащимся проникнуть в художественный  мир  поэта, пробудить интерес к личности и творчеству Тютчева.

Метапредметная: формировать эстетический вкус; воспитывать любовь к природе, Родине как основные нравственные качества личности, прививать любовь к  поэзии.

Ход урока. Создание эмоционального настроя.

Вы прочитали много книг о настоящей дружбе и сами испытали радость от общения с друзьями. Надеюсь, что дружбу вы цените высоко.

Вот как писал о дружбе учитель А.С.Пушкина поэт В.А.Жуковский:

«Скатившись с горной высоты,

Лежал на прахе дуб, перунами разбитый,

А с ним и гибкий плющ, кругом его обвитый,

О дружба! Это ты! 

- Какую картину вы себе представили?

- О какой дружбе будем сегодня говорить  мы? ( о дружбе существительного и прилагательного)

«Имя прилагательное – тот «гибкий плющ», который обвивает «могучий дуб» - имя существительное. Их дружбе способствует близость грамматических значений.

-Что обозначает имя существительное?

-Что обозначает имя прилагательное?

Именно прилагательные придают языку многоцветность, выразительность.

Постановка задач урока.

Сегодняшний урок позволит нам повторить и углубить знания об этой удивительной части речи.

Для этого мы совершим путешествие во времени и пространстве. Кто же будет героем нашего путешествия? Постарайтесь через несколько минут назвать его имя.

22 августа 1857 года…. Лето уходило…Коляска мягко, неспешно катилась уж третий день. Лето. Дышится легко.  Милый, родной, скромный Овстуг, с его четырьмя липами и жиденькой рощицей, остался позади. Скоро и Москва.  Поэт, откинувшись на кожаную подушку, держал в руках маленькую записную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница – дочь Мария – чуть улыбается, она ни о чем не спрашивает: она догадывается, что отец сочиняет стихи.

- Да получилось, - наконец, довольный, сказал отец. – Хочешь послушать?

Он, по обыкновению закрыв глаза и сдерживая волнение, тихо прочитал:

«Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Отец передал Марии листок бумажки и сказал:

- Вот еще запиши, сейчас пришло в голову:

«Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле….

Было удивительно: казалось, стихи сотканы из этого легкого, пропитанного неярким солнцем  воздуха!

- О каком поэте идет речь?

Итак, сегодня мы в гостях у Ф.И.Тютчева, блестящего русского поэта.  Его стихотворения помогут вам повторить некоторые факты из жизни имён прилагательных: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль, орфограммы, связанные с именами прилагательными. Постараемся выяснить: какова роль прилагательных в речи. И еще мы должны ответить на вопрос: «Какие слова определяют сущность личности Ф.И.Тютчева»?

Запишите число и тему урока:

«Повторяем имя прилагательное в гостях у Тютчева.

Выпишите из стихотворения прилагательные с существительными, определите род, число, падеж.

Физминутка.

Знакомство со страницами биографии.

 Многое испытав в жизни, поэт всегда ощущал связь с малой родиной и на закате дней каждый год покидал суетный Петербург. Тютчев поклонялся миру природы, которая была для него живым существом. Давайте обратимся к стихотворению «Листья»

Работа над стихотворением Ф.И.Тютчева «Листья». (Слайд 4)

Чтение стихотворения учащимися. (учебник стр.205 )

Почему стихотворение так называется?

Беседа по вопросам:

- В каком жанре написано стихотворение? (пейзажная лирика)

- Сколько строф в стихотворении? (4)

- Каков его центральный образ? (дерево)

- На каком художественном приеме построено стихотворение? (противопоставление)

- Что чему противопоставляется? (вечное однообразие жизни сосен и елей недолговечная, но яркая жизнь листьев)

- Какие выразительно – изобразительные средства использует поэт?

- Как выражается авторское отношение?

Запишите в тетрадь первую строфу, дайте характеристику предложения по наличию основ.

Работа с именами прилагательными.

-Назовите имена прилагательные, встретившиеся в 1 строфе.

-Какова их синтаксическая роль?

-Сделайте вывод, какими членами предложения могут быть имена прилагательные?

-Для чего использовал автор краткое прилагательное? (Краткие прилагательные звучат более резко, отрывисто, что помогает показать внутреннее состояние героя)

-Объясните написание кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящий.

Выпишите из упр.324 стр7 краткие прилагательные с основой на шипящий.

Интересные факты из жизни  Ф.И.Тютчева.

О его предках известно с незапамятных времен. По отцу его предком был Захарий Тютыпов, сподвижник Дмитрия Донского. По материнской линии среди его предков – граф Петр Алексеевич Толстой – сподвижник Петра Великого.

 

ПОРТРЕТ ТЮТЧЕВА ( Выступления учащихся.

Семья Тютчевых подолгу жила в Москве. Тютчеву учение давалось легко, как бы даже помимо его воли. Жизнелюбие, жажда новых впечатлений в будущем поэте поражали окружающих.

В 1822 году по выходе из Московского университета, поступив в Коллегию иностранных дел, Тютчев окунулся в мир новых знакомств, впечатлений, мыслей. Он обладал талантом дипломата и должен был сделать блестящую карьеру. Но всё сложилось иначе. В 1844 году поэта отправляют в отставку. Почему? Он требовал свободы слова. Считал, что власть должна служить России. Людям. Поэт признался: «Более всего я люблю Россию и поэзию»

13 июня 1873 года, за месяц до смерти, еле придя в себя после второго удара, Тютчев чуть слышно прошептал: «Какие последние политические новости»? Ранним утром 15 июля Фёдор Иванович скончался в Царском Селе. Он умер, чтобы воскреснуть в своём творчестве.

Работа с высказыванием Фета о Ф.Тютчеве.

Выразительное чтение.

Два года тому назад, в тих.. осенн.. ночь, стоял в темн.. переходе Колизея и смотрел на звездн.. небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по мере того, как я всматривался в тонкую синеву, другие звёзды выступали передо мною и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали тончайшие блестки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные темными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте. С подобными же ощущениями раскрываю сборник стихотворений Тютчева. Можно ли в такие тесные рамки (я говорю о небольшом объёме книги) вместить столько красоты, глубины, силы, одним словом, поэзии! ( Слайд 7)

Беседа по вопросам:

- С чем сравнивает поэзию Тютчева Афанасий Фет?

-Что общего, на ваш взгляд, между звездой и стихотворением?

Лингвистический эксперимент.

Прочитайте текст, исключив прилагательные.

Сделайте вывод о роли прилагательных в речи.  (С прилагательными описание становится более ярким, интересным, выразительным)

Орфографическая работа.

- Какие морфологические признаки имеет прилагательное «звездное»?

Запишите в тетрадь первое предложение. Вставьте пропущенные буквы в окончания прилагательных. Обозначьте орфограмму «Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. 

-Дайте полное определение имени прилагательного.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Итак, мы повторили изученное об имени прилагательном. Осталось сделать вывод: какие  слова определяют сущность Тютчева?

Запишите: «Больше всего я люблю Россию и поэзию».

С каким настроением работали? Подумайте и назовите одно прилагательное, которое, на ваш взгляд, опишет наш урок

 

Домашнее задание.

  Стр.23 упр.352 списать, подчеркнуть прилагательные, написать разряд.

 

 

Copyright © ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска", 2011-2012
Cоздание и управление сайтом - CMS SiteEdit