ГБОУ СО "Санаторная 
школа-интернат г.Калининска"

ГБОУ СО "Санаторная
школа-интернат г.Калининска"

Гражданско-патриотическое воспитание

ИСТОРИКО - ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ С ЗЛЕМЕНТАМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ВИКТОРИНЫ

«БОРОДИНО – О ПОДВИГЕ, О ДОБЛЕСТИ, О СЛАВЕ…»

ЦЕЛИ:

  1. Содействовать развитию у школьников осознанной мотивации и глубокого интереса к изучению истории Отечественной войны 1812 года;
  2. воспитывать глубокое уважение к величию подвига русского солдата в Бородинском сражении, чувства гордости за свой народ и страну.

ЗАДАЧИ: создание среды для творческого общения и развития познавательного интереса к истории Отечественной войны 1812 года.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютерная презентация, выставка книг о Бородинской битве.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА: подготовка сообщений о Бородинской битве и ее героях, систематизация материала и создание совместной презентации, подготовка вопросов к викторине.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Вед. 7 сентября исполнилось 200 лет Бородинскому сражению. Что же это за сражение? Частью какой войны оно было? Именно об этом мы с вами сегодня поговорим.

Вопрос детям: -Как называлась война 1812 год?

-Между какими державами происходили военные события?

- Главные полководцы этой войны?

Слайды 1 Барклай де Толли

Михаил Богданович Барклай-де-Толли (при рождении Михаэль Андреас Барклай де Толли — выдающийся российский полководец, генерал-фельдмаршал (с 1814), военный министр, князь (с 1815), герой Отечественной войны 1812 года, полный кавалер ордена Святого Георгия.

Действительную службу Барклай-де-Толли начал в рядах Псковского карабинерного полка в 1776, в 1778 был произведён в корнеты, и только через восемь лет — в следующий офицерский чин — поручика. Незнатное происхождение Барклая сказалось в его продвижении по службе, ему понадобилось более двадцати лет, чтобы достигнуть чина полковника.

Длительное отступление русской армии вызвало недовольство в стране, не успевшей забыть подвиги Суворова. Главнокомандующий Барклай-де – Толли, опытный полководец, честно исполнявший свой долг, не пользовался любовью солдат. Армия жаждала в открытой битве разгромить врага осмелившегося поднять оружие против России. Русский народ воспринял нападение Наполеона, как посягательство на Святое Отечество. Воина 1812 г. получила название Отечественной. «Немец» Барклай не мог стать национальным героем. Его не понимала русская горячая душа. Многие по горячности считали Барклая виновником неудач и в том, что он ведет врага в Москву. Поэтому главнокомандующим был назначен Михаил Илларионович Кутузов, солдаты радовались этому назначению и говорили: «Пришёл Кутузов бить французов!»

Слайд 2

Кутузов (Голенищев-Кутузов, светлейший князь Смоленский), Михаил Илларионович - знаменитый полководец. Воспитывался в артиллерийском и инженерном корпусе. Кутузов поддержал оборонительную тактику, но это не понравилось Императору Александру1. Именно это разногласие легло в основу басни Крылова Обоз. «Конь добрый»-главнокомандующий русской армии М.И. Кутузов. Сберегая силы для решительного боя, Кутузов вёл войну осторожно, отступал, заманивая врага в глубь страны, и , наконец разбил и уничтожил огромную, считавшуюся непобедимой армию Наполеона.

«Лошадь молодая»- царь Александр 1 и его сторонники, которые не понимали планов Кутузова и были недовольны его медлительностью.

Вед. Давайте послушаем басню:

Обоз

С горшками шел обоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понес,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
"Ай конь хваленый, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осел! Добро бы было в гору
Или в ночную пору;
А то и под гору, и днем!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнем!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезем, а скатим!"
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но, только под гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась:
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырех ног
На славу;
По камням, рытвинам пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом - бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Все кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.

Слайд Раевский Н.Н.

Раевский Николай Николаевич— русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года, генерал от кавалерии. За тридцать лет безупречной службы участвовал во многих крупнейших сражениях эпохи. Борьба за батарею Раевского явилась одним из ключевых эпизодов Бородинского сражения. По легенде, рядом с Николаем Николаевичем в этот момент шли сыновья: 17-летний Александр и 11-летний Николай.

Однако сам Раевский позднее возражал, что хотя сыновья и были с ним в то утро, но в атаку не ходили. Тем не менее, после сражения под Салтановкой имя Раевского стало известно всей армии. Он стал одним из самых любимых солдатами и всем народом генералов.

Слайд Кожина В.

Но не только войска воевали с французами, но и весь народ поднялся – и старики и женщины. В документах упоминаются- Василиса Кожина, Денис Давыдов и др.

(Работа по слайду) Во время французского нашествия в 1812 году Василиса Кожина организовала в Сычёвском уезде Смоленской губернии партизанский отряд из подростков и женщин. Всё вооружение партизан составляли вилы, рогатины и косы. При отступлении наполеоновских войск из Москвы партизаны нападали на французские отряды, захватывали пленных и после передавали их русским войскам. За этот подвиг Василиса Кожина была удостоена медали и денежного пособия. Давайте послушаем, как это было. (Кн.для чтения….)

Росло недовольство в войсках и самого народа тем, что нет решающего сражения… И вот решено дать бой под деревней Бородина.

Вот что пишет поэт – наш земляк - Н. Палькин в своём стихотворении «1812 год»:

И радуются командиры,

Что решено не в попыхах

Надеть парадные мундиры

И в бой идти при орденах…

Наступило 25 августа 1812 года, рассвет.

Слайды 6,7,8

На слайдах звучит стихотворение Бородино.

…И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень….

Слайд 9.

Вед. И вот закончилась Бородинская битва…. Каковы же итоги этой битвы?

Итоги и значение Бородинской битвы вызывают яростные споры почти два столетия. Достаточно сказать, что оба командующих – и Наполеон, и Кутузов – официально заявили о своей победе в сражении, а День Бородина и в наше время торжественно отмечается и в России, и во Франции.

Вед. Как же оценить итоги Бородина?

Прежде всего, Бородинская битва справедливо считается одной из самых кровопролитных в истории человечества, хотя потери сторон определяются крайне противоречиво.

Русские поверили в победу. Бородинское сражение стало последней и безуспешной попыткой Наполеона решить исход войны в свою пользу. Все попытки французского полководца раздавить, уничтожить противника разбились при Бородино о несгибаемые стойкость и мужество русского солдата. Справедливо суждение, что в ходе одной из величайших битв мировой истории произошел перелом не в ходе русско-французской войны, но в сознании ее участников. Именно после Бородино русские окончательно поверили в свою победу. Ведь в моральном, нравственном отношении они не уступили Великой армии.

Слайд 10.

Почему же Кутузов всё же оставляет Москву?

После Бородинского сражения на совете в Филях, выслушав мнение всех присутствующих, Кутузов сказал: «С потерею Москвы не потеряна еще Россия. Первою обязанностью поставлю себе – сохранить армию, сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление, и самим отступлением Москвы приготовить неизбежную гибель неприятелю. Поэтому я намерен, пройдя Москву, отступить по Рязанской дороге. Знаю: ответственность обрушится на меня, но жертвую собою для блага Отечества».
А далее, поднявшись в полный рост, заключил: «Приказываю отступить».


На известной картине художника Кившенко запечатлен драматический момент, когда главнокомандующему пришлось противостоять начальнику генерального штаба и генералам, героям Бородина… Вместе с Кутузовым в горнице поместилось десять генералов. Двенадцатой свешивалась с печки головка внучки хозяина избы. Пятеро высказались за сражение. Пятеро поддержали Кутузова, который решил: “С потерею Москвы не потеряна Россия. Первою обязанностью поставляю сохранить армию… Знаю, ответственность обрушится на меня, но жертвую собою на благо Отечеству. Приказываю отступить!”. В избе заночевал и, по свидетельству дежурного генерала, “несколько раз плакал”.

Слайд 11.

2 сентября с одной стороны из Москвы уходили жители, а с другой входили французские войска. На западных подступах к древней столице стоял высокий холм, с которого открывалась панорама города. Исстари на этом холме останавливались странники, чтобы отдохнуть после дальней дороги и поклониться великому городу, раскинувшемуся перед ними. Место так и называлось - Поклонная гора. Там остановился и Наполеон. Покоривший сотни городов, он ждал делегацию горожан с дарами и ключами от Кремля. Так делали во всех захваченных им городах Европы, надеясь покорностью смягчить сердце победителя и заслужить пощаду. Но в России было иначе.

А. С. Пушкин писал:

…Напрасно ждал Наполеон

Последним счастьем упоённый,

Москвы коленопреклонённой

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою…

Слайд 12-13

Вед. Что случилось с Москвой?

Московский пожар 1812 года произошел 14-18 сентября во время оккупации войсками Наполеона I Москвы.
Вопрос о причинах пожара Москвы 1812 года вот уже более 190 лет волнует умы ученых историков. Версии, высказываемые различными авторами:

- организованный поджог при оставлении города (обычно связываемый с именем генерал-губернатора Москвы Ростопчина;

-поджог русскими лазутчиками (несколько русских было расстреляно французами по такому обвинению) и уголовниками, намеренно выпущенными из московских тюрем Ростопчиным;

-неконтролируемые действия оккупантов, случайно возникший пожар, распространению которого способствовал общий хаос в оставленном городе

В сожженной и разоренной Москве, французы, прошедшие победным маршем по Европе, поймут: не будет ни обещанного мира, ни возвращения с триумфом домой. А сам император и гордый повелитель «двунадесяти языков» в последней попытке сохранить лицо будет униженно выпрашивать мир у Александра I: «Если у Вашего величества сохраняются хотя бы остатки Ваших прежних чувств ко мне, вы благосклонно отнесетесь к моему письму».

Слайд 14.

Знаменитое отступление из Москвы непобедимой прежде французской армии, сопровождалось целым рядом битв. Наполеон, принужденный возвращаться по разоренной им Смоленской дороге, тысячами терял своих воинов, погибавших от мороза и голода и своими трупами устилавших просторы непокоренной им России

Бородино!.. Да кто в России
Не знает про Бородино?
Века идут, но с прежней силой
Волнует нашу грудь оно.
Отвага, мужество и слава,
И небывалый героизм,
И гордость за свою державу
Навечно в слове том слились.
Оно как символ русской славы
Вошло в историю навек,
И без него своей державы
Не мыслит русский человек.

Вед. Наша беседа о войне 1812 года подошла к концу и хочется узнать, что же вы запомнили и что узнали нового об этом важном для России событии. Сейчас несколько вопросов по этой теме:

Познавательная викторина:

1. Назови дату Бородинской битвы?

2. Кто был главнокомандующим русской армией?

3. Кто из героев Бородинского сражения был другом А.С. Пушкина?

4. Что означало выражение : «Пришёл Кутузов бить французов…»?

5. Какая басня посвящена событиям Отечественной войны 1812 г? Назовите её героев.

6. Кто произнёс слова: «С потерею Москвы не потеряна еще Россия….»? Какова их суть?

7.К какому событию относятся слова

«Напрасно ждал Наполеон

Последним счастьем упоённый,

Москвы коленопреклонённой

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою…»

Вед. В заключении давай послушаем песню, посвящённую этой войне и ещё раз вспомним основные события и героев этой войны.

(Музыкальный клип Гимн русскому воинству 1812 г.!)

«Знаменитые люди края». Воспитатель Н.В. Баркова

(1 сл)  Тема нашего проекта «Знаменитые люди края».

  (2 сл)  Цель проекта

         Возрождение чувства патриотизма и любви к своей малой Родине.

         Воспитание уважительного и бережного отношения к историческому и культурному наследию.

 (3 сл) Задачи:

         Собрать как можно больше материала о славе и доблести земляков Калининского района.

 Основа полагающий вопрос:

            Много ли мы знаем о них?

(4 сл)           В рамках проекта провели следущию работу.

Посетили   школьную библиотеку с целью -узнать биографию и творчество Михаила Николаевича Алексеева, познакомились с его произведениями ;

(5 сл)   так же посетили  школьный музей, где нам рассказали о знаменитых людях нашего края;

 (6 сл)   подготовили совместное мероприятие с учащимися музыкальной школы

« Жизнь и творчество Ольги Васильевны Ковалевой».   Саратовская земля дала миру много прославленных имен
в самых различных областях жизни. Калининцы могут 
по праву гордиться тем, что именно на их земле возрос талант Михаила Николаевича Алексеева, Бускина Виктора Даниловича, Бардина Ивана Павловича, Ольги  Васильевны Ковалевой.

Мы хотим рассказать о талантливых людях нашего района.

Природа-мать!

Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

                             Некрасов Н.А

(8 сл)   Михаил Николаевич Алексеев

 Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР. Он родился 22 апреля 1918 года в селе Монастырском Баландинского (ныне Калининского) района.

Ø      После школы-семилетки окончил педагогический техникум;

Ø        В 1938-50 служил в советской армии солдатом, затем офицером, был военным корреспондентом;

Ø        В 1950-55 — редактор военного издательства;

Ø        С 1965 входит в секретариат правления Союза Писателей  РСФСР;

Ø        С 1967 — в правление Союза Писателей СССР, а с 1990 — РСФСР;

Ø         В 1968 он стал главным редактором журнала «Москва».

Михаил Алексеев писал книги о Великой Отечественной войне, о прошлом и настоящем российского села.

 (9 сл)книги М.Н Алексеева

 (10 сл)  Бускин Виктор Данилович

 Родился 1945году на станции Татищево Саратовской области. Детство и юность прошли в рабочем поселке Баланда.

Врач-кардиолог, специалист по ультразвуковой диагностике, заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор, действительный член Лазерной Академии наук Российской Федерации, автор более 40 научных публикаций, главный врач поликлиники Управления делами Президента Российской Федерации.

Виктор Данилович, кроме того, является заслуженным художником Российской Федерации. В школьные годы занимался живописью в студии художника Артемова Е.Н. (г. Калининск)

Постоянный участник выставок в России и за рубежом. Автор семи персональных выставок, включая выставки в Творческом Союзе художников России, в Центральном доме художника, в Центральном выставочном зале (Манеж).

 Награжден серебряной медалью Академии Художеств, за цикл работ, посвященный православной тематике, золотой медалью Творческого Союза художников России, Орденом Дружбы, Орденом Меценат, Орденом «3a Милосердие».

(11 сл)работа В.Д Бускина

 (12 сл)

(13 сл)    5 августа 2016года в селе Анастасьино торжественно открыли мемориальную доску именитой землячке Ольге Васильевне Ковалевой

 (14 сл)         Бардин Иван Павлович

 Родился 10 ноября 1883 года, село Широкий Уступ Аткарского уезда Саратовской губернии. В 1906 Иван Павлович поступил в  Киевский политехнический институт на химическое отделение, которое и окончил в  1910г., специализировавшись по металлургии чугуна

 и стали.

Ø       Работал на заводах в США (1910—11) простым рабочим и до тонкостей узнал производство.

Ø        Работал на металлургических заводах юга России: Юзовском ,  Енакиевском , «Югсталь», Макеевском ,

       им. Ф. Э. Дзержинского в Запорожье .

Ø       С 1942 по 1960 год Бардин — вице-президент Академии Наук СССР.

Ø         В годы Великой Отечественной войны руководил работами академии, возглавлял Уральский филиал Академии наук СССР, был основателем нескольких свердловских Научно Исследовательский Институт.

За выдающиеся заслуги перед государством Совет Министров СССР постановлением № 94 от

29.01.1960 г.  присвоил ЦНИИчермету(научно-исследовательский центр чермету)

 имя И. П. Бардина.

  (15 сл)    Вывод

 v     Человек не может считаться образованным, если не знает истории своей Родины. Любовь к Родине начинается с любви к тому месту, где человек родился и вырос.

 

 

ГБОУ СО «Санаторная школа – интернат г. Калининска»

Интегрированный бинарный открытый урок в 8 классе.

Тема урока: Решение дробно рациональных уравнений на примерах расчёта сопротивления проводника.

Предмет Математика и физика.
Учитель физики: Васылык М.В.
Учитель математики: Шманова Г.Ю.

Цели урока: 

 Обучающая: 

·         формирование умения у обучающихся решать дробно рациональные уравнения;

·         формирование умения определять соответствуют ли найденные корни уравнения условию;

·         сформировать знания о параллельном соединении проводников, способах расчета параметров цепи,

·         вырабатывать навыки самоконтроля;

Развивающая:

·         развитие умения правильно оперировать полученными знаниями, логически мыслить;

Воспитывающая:

·         воспитание познавательного интереса к учебным предметам;

·         воспитание самостоятельности при решении учебных задач.

Оборудованиекомпьютер, мультимедийный проектор, карточки-задания, лабораторные приборы для сборки электрической цепи.

Ход урока:

1. Орг момент.

2. Повторение домашнего задания.

- основные характеристика электрического тока и единицы измерения величин, закон Ома;

-параллельное соединение проводников;

-законы параллельного соединения проводников;

- сборка и чертеж электрической цепи;

-решение квадратных уравнений;

- вынесение множителя за скобки;

- повторение формул сокращённого умножения.

3. Решение задач.

1)  Работа в тетради  по разноуровневым карточкам (начертить схему параллельного соединения для данного набора электрических приборов) и сборка схемы одним из учащихся на демонстрационном столе.

2)  Решение задачи на определение общего сопротивления участка цепи

4. Физминутка.

3) Решение дробно-рационального уравнения (самостоятельно, проверка)

4) Работа с учебником.

5. Итог урока.

6. Домашнее задание.

1) физика

§ 49, приведите примеры параллельных соединений проводников у вас дома.

2) математика

 п 24, № 592(г),  № 593(б).

7. Оценки за урок.

Copyright © ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска", 2011-2012
Cоздание и управление сайтом - CMS SiteEdit