ГБОУ СО "Санаторная 
школа-интернат г.Калининска"

ГБОУ СО "Санаторная
школа-интернат г.Калининска"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Музыкально-эстетическое развитие детей с ОВЗ средствами вокального искусства детей "Фа-диез"

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Музыкально-эстетическое развитие детей с ОВЗ средствами вокального искусства детей «Фа-диез»
Направленность программы – художественная
Возраст обучающихся: 8 - 14 лет
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель: Варнакова Марина Владимировна, педагог дополнительного образования, Калининск, 2018

Содержание

I. Пояснительная записка………………………………………………………………

I.1. Введение……………………………………………………………………………

I.2. Нормативно-правовые  основания проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фа-диез»………………….

I.3. Направленность программы………………………………………………………

I.4. Новизна программы…………………………………………………………….....

I.5. Актуальность программы…………………………………………………………

I.6. Педагогическая целесообразность программы…………………………………..

I.7. Отличительная особенность  программы………………………………………...

I.8. Адресат программы………………………………………………………………..

I.9. Объём и сроки освоения программы, режим занятий…………………………...

I.10. Особенности организации образовательного процесса………………………..

I.11. Цель программы………………………………………………………………......

I.12. Задачи программы………………………………………………………………...

I.13. Ожидаемые результаты программы…………………………………………......

I.14. Способы определения результативности……………………………………….

I.15. Формы подведения итогов реализации программы……………………………

II. Учебно-тематический план……………………………………………………….

III. Содержание тем учебного курса………………………………………

IV. Методическое обеспечение  программы………………………………… . ……

 IV. 1. Методы и технологии преподавания………………………………………

IV. 2. Методика организации воспитательной работы……………………………

V. Список литературы………………………………………………………………  

V.1.Список литературы, использованной при написании программы………….....

V.2. Список рекомендуемой литературы для педагога ………………………..........

V.3.Список рекомендуемой литературы для детей и родителей……………………

VI. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы «Фа-диез»……………………………………………

VII. Условия реализации программы………………………………………………...

 I. Пояснительная записка

I.1 Введение

Музыкальное искусство издавна признавалось важным средством
формирования духовного мира человека. Современное образование признает
незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке
общечеловеческих ценностей: Добра, Истины, Красоты, развитие личностных качеств, направленных на уважение и признание духовных и культурных ценностей других народов, формированию эстетических потребностей и чувств.

У детей с ОВЗ пение поможет развить голосовой аппарат, укрепить голосовые связки, улучшить речь, сформировать вокально-слуховую координацию. В хоровой деятельности тесно взаимодействуют такие средства воспитания, как музыка и коллектив. С одной стороны, в хоре развиваются музыкальные способности, формируется художественный вкус учащихся, с другой – создаются условия для выработки у ребёнка внимания и усидчивости, дисциплины и воли, чувства ответственности и целеустремлённости, серьёзного отношения к порученному делу, определённых норм поведения, общения с товарищами, уважительного отношения к труду.

Данная программа позволит детям с ОВЗ проявить индивидуальные особенности, научиться подчинять свои действия общим задачам и требованиям. Влияние музыки непосредственно воздействует на чувства ребёнка через эмоционально-образное содержание музыкального произведения, побуждает ребёнка к сопереживанию, формирует его внутренний мир.

 I.2. Нормативно-правовые основания программы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».

2. Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».

4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». 4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 17-26-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

5.   Письмом Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; 

6.  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего  образования (приказ  Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373);

8. Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

(разработчики Минобрнауки России, ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования, АНО дополнительного профессионального образования «Открытое  образование».

9. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

 Данная программа является модифицированной. Она разрабатывалась на основе авторских образовательных программ по вокалу: Л. А. Баренбойм, Л. Н. Медведь, Т. А. Пашко и адаптирована к условиям работы в ГБОУ СО «Санаторная школа – интернат г.Калининска»

 I.3. Направленность программы

Направленность  программы – художественная.

В   содержание   примерной   программы   внесены   изменения, учитывающие   материально- техническую  базу  ГБОУ СО «Санаторная школа-интернат г. Калининска»,  интересы  обучающихся и их родителей (законных представителей),   опыт    педагогов дополнительного образования музыкального профиля.   Изменения  в программе соответствуют    организационно-педагогическим              условиям      проведения     учебного  процесса,  учебным  тематическим  планам  и  требованиям  к  содержанию   программ дополнительного образования детей. Одним из важнейших компонентов эстетического образования школьников является музыкальное образование, видами которого является как хоровое пение, так и сольное исполнение. Хоровое пение способствует творческому развитию детей, их сближению, открытию внутреннего мира. Сольное пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению музыкального культурного уровня.

 I.4. Новизна программы

Программа определяет содержание обучения вокалу детей, методы
работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и навыков,
приемы воспитания вокалистов, включая в себя коррекционную
направленность. Программа адаптирована для детей с различными
нарушениями здоровья.

Новизна Программа  определяет  содержание  обучения  вокалу  детей,  методы работы педагога по  формированию и развитию вокальных  умений и  навыков, приемы  воспитания  вокалистов,  включая  в  себя  коррекционную направленность.  Программа  адаптирована  для  детей  с  различными нарушениями здоровья. Отличие данной программы  от других аналогичных программ составляет дифференцированный  подход  к  обучению,  учёт  индивидуальных психофизиологических  особенностей  воспитанников.  Использование традиционных  и  современных  приёмов  обучения  позволяет  заложить  основы для  формирования  основных  компонентов  учебной  деятельности:  умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои  действия.  Репертуар  подбирается  педагогом  с  учетом  возрастных, психологических особенностей воспитанников, их вокальных данных.

Программа построена с учётом:

1) общедидактических принципов:

 - принцип связи теории с практикой;

 - принцип активности и сознательности в обучении;

 - принцип доступности;

 - принцип последовательности и систематичности;

 - принцип наглядности;

 - принцип индивидуального подхода к обучению и воспитанию;

2) принципов специальной педагогики:

 - принцип опоры на закономерности онтогенетического развития;

 - принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования;

 - принцип педагогического оптимизма;

 - принцип социально адаптирующей направленности образования.

 I.5. Актуальность

Актуальность предлагаемой программы заключается в художественно эстетическом развитии детей с ОВЗ, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях с ОВЗ разносторонних способностей.

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном
общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно
реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки,
приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию
творческой фантазии. Данная программа является модифицированной. Она разрабатывалась на основе авторских образовательных программ по вокалу: Л. А. Баренбойм, Л. Н. Медведь, Т. А. Пашко,

I.6. Педагогическая целесообразность

Программа предназначена для решения проблемы социальной адаптации
и интеграции детей в среде сверстников, воспитание гармоничной личности
ребенка, умение взаимодействовать в коллективе, культурное, музыкальное и
творческое развитие ребенка. На занятиях вокалом создаются условия для
развития художественных способностей детей с ограниченными
возможностями здоровья, формирования эстетического вкуса, улучшения
физического развития и эмоционального состояния детей.
Широкие возможности воздействия музыки на человека отмечены давно.
Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости
слушателя, его подготовленности к общению с музыкой, от того насколько она близка. На занятиях учащиеся получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, приобретают навыки выступления перед зрителями, развивают умственные и физические центры организма в целом. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

I.8. Адресность программы

В ГБОУ СО «Санаторная школа-интернат г. Калининска» обучаются дети из малообеспеченных, многодетных семей, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию,  дети с ослабленным здоровьем. Программа  адресована  для  детей  7-14  лет,  в  том  числе  с ограниченными  возможностями  здоровья  (задержкой психического развития, соматическими  заболеваниями   и  др.).  На  программу  принимаются  дети,  не имеющие ограничений к данному виду занятий.

 I.9. Объем и сроки освоения программы, режим занятий.

Срок реализации программы – 3 года.

Форма обучения: групповая.

Режим занятий: 2 занятия в неделю, общее количество в год – 72 часа.

Продолжительность  занятия    45  минут,  15  минут    короткий  перерыв, проветривание.

Структура  проведения  занятия  определяется  в соответствии  с  возрастом  детей  и

требованиями СанПиН:

-  для  детей  7-8  лет:  5  минут    организационный  момент,  20-25  минут образовательная  деятельность,  5-10  минут    динамическая  пауза,  10  минут  –рефлексия, подведение итогов;

-  для  детей  9-14  лет:  5  минут    организационный  момент,  35  минут образовательная деятельность, 5 минут – рефлексия, подведение итогов.

Группы  формируются  по  возрастному  принципу,  с  разницей  в  2-3  года,  по интегративному  принципу:  в  одной  группе  могут  заниматься  дети  с  разными проблемами, у каждого из них есть сильные стороны, которые позволяют ребенку почувствовать себя успешным в группе, помочь другим детям и в чем-то быть им примером.

Группы  обучения  по  программе  «Фа-диез»  комплектуются  в  зависимости  от возрастного состава следующим образом:

7-8 лет;

9-11 лет;

12-14 лет;

Возраст  детей,  участвующих  в  реализации  данной  образовательной программы, 7-14 лет. В объединение дети принимаются на свободной основе. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей  в  воспроизведении  вокального  материала.  Знание  этих  возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал,  вызвать  и  сохранить  интерес  и  желание  заниматься  сольным  и ансамблевым пением.

I.10. Особенности организации образовательного процесса.

Для реализации данной программы используется  очная форма обучения. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься сольным и ансамблевым пением.

Состав группы – постоянный.

Формы организации деятельности детей на занятии – групповые и индивидуальные.

Формы проведения занятий: теоретические занятия, практические занятия, занятие-постановка, репетиция, концерт,  выездное занятие.

Теоретические занятия, на которых излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети разучивают песни композиторов-классиков, современных детских композиторов.

Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, родителей, гостей.

Выездное занятие – посещение концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

 I.11.Цель программы

Приобщение детей и подростков к искусству сольного пения и пения в вокальной группе,  развитие  мотивации  к  творчеству,  гармонического,  мелодического, вокального и эстетического слуха, певческого дыхания, артистической смелости и самостоятельности,  умения  чисто  интонировать;  формирования  высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.

I.12. Задачи:

  Сформировать навыки певческой установки обучающихся;

  Научить использовать при пении мягкую атаку;

  Сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;

  Сформировать вокальные навыки;

  Обучить приемам самостоятельной работы, самоконтроля;

  Сформировать  стереотипы  координации  деятельности  голосового

аппарата с   основными свойствами певческого голоса.

  Создать  условия  для  социальной  адаптации  и  социального

взаимодействия;

  Развить гармонический и мелодический слух;

  Совершенствовать речевой аппарат;

  Развить вокальный слух;

  Развить певческое дыхание;

  Развить преодоление мышечных зажимов;

  Развить артистическую смелость и непосредственность ребенка, его

самостоятельность;

  Расширить диапазон голоса;

  Развить умение держаться на сцене.

  Воспитать эстетический вкус учащихся;

  Воспитать интерес к певческой деятельности и музыке в целом;

  Способствовать формированию воли, дисциплинированности;

  Воспитать  настойчивость,  выдержку,  трудолюбие,

целеустремленность –   высокие нравственные качества;

    Воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.

Для детей 7-8 лет

  Сформировать навыки певческой установки обучающихся;

  Сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;

    Сформировать  вокально    хоровые  навыки;  петь  в  ансамбле

слитно;

  Создать  условия  для  социальной  адаптации  и  социального

взаимодействия;

  Развить гармонический и мелодический слух;

  Развить вокальный слух;

  Развить певческое дыхание;

  Развить преодоление мышечных зажимов;

  Воспитать эстетический вкус учащихся;

  Воспитать интерес к певческой деятельности и музыке в целом;

  Способствовать формированию дисциплинированности;

Для детей 9-11 лет

  Сформировать навыки певческой установки обучающихся;

  Сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;

    Сформировать вокально-хоровые навыки; петь в ансамбле  слитно,

согласованно;

  . Обучить приёмам коллективной работы;

  Обучить приемам самостоятельной работы, самоконтроля;

  Сформировать  стереотипы  координации  деятельности  голосового

аппарата с основными свойствами певческого голоса.

  Создать  условия  для  социальной  адаптации  и  социального

взаимодействия;

  Развить гармонический и мелодический слух;

  Совершенствовать речевой аппарат;

  Развить вокальный слух;

  Развить певческое дыхание;

  Развить преодоление мышечных зажимов;

  Развить непосредственность ребенка;

  Воспитать эстетический вкус учащихся;

  Воспитать интерес к певческой деятельности и музыке в целом;

   .   Воспитать чувство коллективизма;

      Способствовать  формированию  воли,  дисциплинированности,

взаимодействию с партнёрами;

Для детей 12-14 лет

  Сформировать навыки певческой установки обучающихся;

  Научить использовать при пении мягкую атаку;

  Сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;

  Сформировать  вокально-хоровые  навыки:  петь  в  ансамбле  слитно,

согласованно;

  Обучить  приемам  самостоятельной  и  коллективной  работы,

самоконтроля;

  Сформировать  стереотипы  координации  деятельности  голосового

аппарата с основными свойствами певческого голоса.

  Создать  условия  для  социальной  адаптации  и  социального

взаимодействия;

  Развить гармонический и мелодический слух;

  Совершенствовать речевой аппарат;

  Развить вокальный слух;

  Развить певческое дыхание;

  Развить преодоление мышечных зажимов;

  Развить артистическую смелость и непосредственность ребенка, его

самостоятельность;

  Расширить диапазон голоса;

  Развить умение держаться на сцене.

  Воспитать эстетический вкус учащихся;

  Воспитать интерес к певческой деятельности и музыке в целом;

    Способствовать  формированию  воли,  дисциплинированности;

взаимодействию с партнёрами;

  Воспитать  настойчивость,  выдержку,  трудолюбие,

целеустремленность –  высокие нравственные качества;

  .   Воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.

Воспитательные задачи:

 - приобщать детей к художественно-эстетической культуре средствами музыкального искусства;

 - воспитывать культуру поведения в детском коллективе;

 - формировать навыки коммуникации, отношения между ребятами на основе дружбы, товарищества;

 - формировать эмоциональное положительное отношение к пению как одному из видов музыкального искусства.

Для реализации задач обеспечивается психологический комфорт, чувство защищённости для каждого ребёнка, чтобы у него не было страха во время исполнения музыкального произведения. Важно не делать никаких замечаний, если что-то не получается у детей, и тогда сложные элементы  в различных произведениях будут усвоены.

 I.13. Ожидаемые результаты освоения программы

Результаты  образовательного  процесса  отслеживаются  через  наблюдение  за ребенком в процессе работы. Результаты наблюдения заносятся в диагностические карты, которые заполняются в начале и по окончании учебного года.

Программа направлена на выполнение следующих задач:

В обучении:

  Сформировать навыки певческой установки обучающихся;

  Научить использовать при пении мягкую атаку;

  Сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;

  Сформировать вокальные навыки;

  Обучить приемам самостоятельной работы, самоконтроля;

  Сформировать  стереотипы  координации  деятельности  голосового

аппарата с основными свойствами певческого голоса

В развитии:

  Создать  условия  для  социальной  адаптации  и  социального

взаимодействия;

  Развить гармонический и мелодический слух;

  Совершенствовать речевой аппарат;

  Развить вокальный слух;

  Развить певческое дыхание;

  Развить преодоление мышечных зажимов;

  Развить артистическую смелость и непосредственность ребенка, его самостоятельность;

  Расширить диапазон голоса;

  Развить умение держаться на сцене.

В воспитании:

  Воспитать эстетический вкус учащихся;

  Воспитать интерес к певческой деятельности и музыке в целом;

  Способствовать формированию воли, дисциплинированности;

  Воспитать  настойчивость,  выдержку,  трудолюбие,

целеустремленность - высокие нравственные качества;

  .  Воспитать готовность и потребность к певческой деятельности;

При условии успешной реализации программы  ребенок в 7-8 лет будет знать,

будет уметь:

В обучении:

- будет   уметь соблюдать при пении певческую установку;

- будет чисто интонировать;

- будет знать основные вокально-хоровые навыки;

-  научится петь  чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с

сопровождением инструмента;

-  будет понимать дирижерские жесты и следовать им;

В развитии:

-  будет уметь петь на одном дыхании, равномерно его распределяя;

-  будет иметь развитый гармонический и мелодический слух;

-  будет  иметь усовершенствованный вокальный слух;

-  будет уметь преодолевать мышечные зажимы;

В воспитании:

-  будет иметь развитый эстетический вкус;

-  будет испытывать интерес к певческой деятельности и музыке в целом;

-  будет обладать волей, дисциплинированностью;

ребенок в 8-11 лет будет уметь:

В обучении:

- будет уметь соблюдать при пении певческую установку;

- будет чисто интонировать;

-  будет  уметь  формировать  вокальную  артикуляцию,  музыкальную

память;

-  будет знать основные вокально-хоровые навыки;

-  научится  петь  чисто  в  ансамбле  слитно,  согласованно  несложные

песни в унисон, с сопровождением инструмента;

-  будет знать приёмы коллективной работы;

-  обучится приемам самостоятельной работы, самоконтроля;

-  научится  формировать  стереотипы  координации  деятельности

голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса;

-  будет понимать дирижерские жесты и следовать им;

- будет уметь петь под фонограмму;

В развитии:

-  будет  уметь петь на одном  дыхании,  равномерно его распределяя на

довольно продолжительные фразы;

-  будет   иметь развитый гармонический и мелодический слух;

- будет  иметь усовершенствованный вокальный слух;

- будет иметь усовершенствованный речевой аппарат;

-будет уметь преодолевать мышечные зажимы;

В воспитании:

- научится быть непосредственным;

-будет иметь развитый эстетический вкус;

-  будет испытывать интерес к певческой деятельности и музыке в целом;

- будет обладать волей, дисциплинированностью;

- научится взаимодействовать с партнерами;

- будет уметь вести себя в коллективе;

ребенок в 12-14 лет будет уметь:

В обучении:

- будет уметь соблюдать при пении певческую установку;

-  будет чисто интонировать;

-  будет  уметь  формировать  вокальную  артикуляцию,  музыкальную

память;

-  будет знать основные вокально-хоровые навыки;

-  научится  петь  чисто  в  ансамбле  слитно,  согласованно  несложные

песни  в  унисон,  с  сопровождением  инструмента;  без  сопровождения

инструмента, фонограммы;

-  уметь пользоваться при пении мягкой атакой;

- обучится приемам самостоятельной работы, самоконтроля;

-  научится  формировать  стереотипы  координации  деятельности

голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса;

-  будет понимать дирижерские жесты и следовать им;

-  будет уметь петь под фонограмму;

В развитии:

--  будет  уметь петь на одном  дыхании,  равномерно его распределяя на

довольно продолжительные фразы;

-  будет  иметь развитый гармонический и мелодический слух;

-    будет  иметь усовершенствованный вокальный слух;

-  будет иметь усовершенствованный речевой аппарат;

-  будет уметь преодолевать мышечные зажимы;

-  будет  обладать  артистической  смелостью,  непосредственностью  и

самостоятельностью;

-  будет уметь петь в диапазоне: «си»м.октавы—«ми»2-ой октавы;

-  будет уметь держаться на сцене;

 I.14. Способы определения результативности

Проверка знаний и умений  обучающихся проводится на каждом занятии.

Форма подведения итогов:

 - выступление на  школьных праздниках;

 - вокально-хоровые областные конкурсы и фестивали;

 - отдельные концертные выступления;

 - открытые уроки.

         I.15. Формы подведения итогов реализации программы

На протяжении всего курса обучения осуществляется контроль за освоением учебного материала. Контроль осуществляется через следующие формы:

1. Вводный контроль -  в начале года (педагогическое наблюдение, беседа).

2. Текущий контроль – осуществляется на каждом занятии.
3. Промежуточный контроль – декабрь.

Формы проведения:

·        собеседование по пройденному материалу;

·        выполнение практических заданий.

4. Итоговый контроль – май

II. Учебно-тематический план

III. Содержание тем учебного курса

1. Пение как вид музыкальной деятельности.

1.1.            Вводное занятие. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Знакомство с детьми,  проверка музыкальных данных: музыкального и ритмического слуха и памяти.

Организация рабочего места.

В комнате для занятий необходимы: музыкальный инструмент – фортепиано или синтезатор, музыкальный центр или нетбук(ноутбук), колонки, микрофоны, наглядные пособия, диски, музыкальные сборники. Занятия следует проводить в помещении со звукоизоляцией, вентиляцией, хорошей акустикой.

1.2.            Правила по технике безопасности на занятиях.

Учащиеся должны быть внимательными, дисциплинированными и осторожными. Выполнять указания педагога. Не входить в кабинет без разрешения педагога. Не включать самостоятельно и самовольно музыкальные инструменты, технические средства и оборудование в кабинете. Уметь пользоваться микрофоном.

1.3.            Диагностика. Прослушивание детских голосов.

Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокального кружка. Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.

1.4.            Понятие о сольном и ансамблевом пении.

Теория: познакомить воспитанников с основами таких видов пения, как сольное и ансамблевое.

Практика: показать положительные стороны сольного и ансамблевого пения.

1.5.            Строение голосового аппарата.

Теория: познакомить учащихся с основными компонентами голосообразовательной системы: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат.

Практика: формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.

Правила охраны детского голоса.  Характеристика детского голоса и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды детского голоса: форсированное пение, несоблюдение возрастного диапазона, неправильная техника пения, большая продолжительность занятий.

1.6.            Вокально – певческая установка.

Теория: дать понятие о певческой установке.

Практика: правильное положение корпуса, шеи, головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Постоянный контроль за певческой установкой для её выработки.

1.7.            Упражнения на дыхание по методике А.Н.Стрельниковой.

Теория: познакомить учащихся с дыхательной методикой А.Н.Стрельниковой.

Практика: тренировка легочной ткани, диафрагмы, мышц гортани и носоглотки. Упражнения «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи».

2. Формирование детского голоса.

          2.1. Звукообразование.

Теория: дать определение видам звуков. Отличие шумового звука от музыкального.

Практика: образование голоса в гортани; знакомство с приемами твердой и мягкой атаки, образование тембра. Типы звуковедения: legato и non legato. Понятие кантиленного пения. Слуховой контроль за звукообразованием.

2.2. Певческое дыхание.

Теория: знакомство с основными типами  певческого дыхания: брюшной, грудной, смешанный. Дыхание должно быть полным, бесшумным, спокойным.

Практика: выработка правильного положения корпуса ( пение стоя, сидя), полный бесшумный вдох, не поднимая плеч, выдох полный бесшумный, ровный. Координация дыхания и звукообразования. Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании.

2.3. Дикция и артикуляция.

Теория: показать отличие между разговорной дикцией и певческой. Дать понятие о дикции и артикуляции. Положение языкаи челюстей при пении

На примерах разговорных упражнений стремиться к активной работе мышц рта. При работе над музыкальными упражнениями добиваться полного, яркого начала звучания гласного звука и чёткого, активного, согласного звука.

Практика: четкость произношения в разговорной речи непосредственно связана с певческой дикцией. Певческая дикция отличается некоторыми особенностями, на которые необходимо обращать внимание в процессе работы: а) напевность гласных; б) умение округлять гласный звук;  в) быстрое и чёткое выговаривание  согласных звуков.

2.4. Речевые игры и упражнения.

Теория: Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами.

Практика: Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрывать в детях творческое воображение.

3. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

3.1. Народная песня.

Теория: познакомить учеников с жанром народной песни, её особенностями: слоговой распевности, своеобразием ладовой окраски, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни.

Практика: освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами народных песен. Пение народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с музыкальным сопровождением. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.

3.2. Вокальные произведения современных отечественных композиторов.

Теория: работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками.

Практика: работа над интонированием, строем и ансамблем в произведениях современных композиторов. Пение соло в ансамбле. Исполнение произведений в сопровождении музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

3.3. Сольное пение.

Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.

3.4. Пение учебного материала.

Цель: знакомство с вокальными навыками, освоение приемов их исполнения.

Работа над звукообразованием и звукоизвлечением главных звуков, пение  non legato, legato, forte, piano.

Чистое интонирование мелодии вокального произведения, выработка чистой интонации. Работа над ритмической структурой песен, упражнений, развитие дикционных навыков.

Гласные и согласные, их роль в пении, развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации губ, языка.

Сохранение дикционной активности в быстрых и медленных темпах, при нюансах  piano, pianissimo.

Пение с сопровождением.

Владение навыками пения без сопровождения.

4. Работа над художественным образом.

4.1. Эмоциональность исполнения.

Разучивание движений, создание театрализованных моментов для создания образа песни.

Средства музыкальной выразительности, передающие художественный образ, взаимосвязь текста и музыки.

Эмоциональность исполнения.

4.2. Связь поэтического текста с голосоведением.

Разбор поэтического текста, раскрытие содержания.

Средства музыкальной выразительности, передающие художественный образ, взаимосвязь текста и музыки.

5. Ансамблевое пение.

Развитие навыков ансамблевого пения, умение слышать и слушать другого, добиваться чистого интонирования унисона. Развитие навыков певческого дыхания, «цепного» дыхания.

Развитие дикционных навыков.

6. Культура исполнения.

Беседы о культуре поведения на сцене, овладение навыками сценического движения. Умение свободно держаться на сцене.

7. Слушание музыки.

Прослушивание аудио – и видеозаписей. Формирование вокального слуха учащихся, анализировать качество пения.

Цель: расширение музыкального кругозора, знакомство с композиторами и их произведениями. Выработка сознательного слушания с определением на слух отдельных элементов музыкального языка. Привитие любви к музыкальному искусству.

Теория: беседы о композиторах, стилях и жанрах музыки, особенностях музыкально – выразительных средств.

Практика: периодические прослушивания различных музыкальных дисков с программами известных современных эстрадных коллективов, различных других музыкальных жанров. Прослушивание и обсуждение  «услышанного» как в условиях занятий объединения, так и на основе коллективных посещений концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание дисков, аудиозаписей.

8. Концертно – исполнительская деятельность.

8.1. Репетиции. Соединение музыкального  материала с танцевальными движениями. Разбор технически трудных  мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.

8.2. Выступления, концерты.

Цель: получение удовлетворения от собственной деятельности, развитие способностей в вокальном и сценическом жанрах, развитие чувства коллективизма и ответственности в данном деле, объединяющем всех членов коллектива.

Принимать участие в концертах, в массовых мероприятиях ДДТ, МБОУ «ЦТиД», школьных и  других мероприятиях.

IV. Методическое обеспечение программы

IV. 1. Методологической основой программы являются:

·        культурно-исторический подход к психическому развитию и
социальному становлению личности при нормальном и аномальном развитии
(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, и др.);

·        личностно - ориентированный подход в коррекционно - развивающем
процессе, рассматривающий изменения, происходящие во внутреннем
мире ребенка, как главные ориентиры его развития, обеспечивающие
формирование индивидуальности, раскрытие творческого потенциала (Л.С.
Выготский, В.П. Зинченко, Е.С. Романова, и др.)

·        деятельный подход с позиций социально-личностного развития (Л.И.
Божович, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев);

·        научные труды отечественных ученых, клиницистов, психологов о влиянии
искусства на развитие личности с точки зрения психологического и
психотерапевтического воздействия.

Каждое занятие строится по схеме:

Ø     настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

Ø     дыхательная гимнастика;

Ø     речевые упражнения;

Ø     распевание;

Ø     пение вокализов;

Ø     работа над произведением;

Ø     работа над мелодической линией, работа с текстом произведения;

Ø     анализ занятия;

Ø     задание на дом.

Теоретические занятия, на которых излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети разучивают песни композиторов-классиков, современных детских композиторов.

Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, родителей, гостей.

Выездное занятие – посещение концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.

Используемые методы и приемы обучения:

- наглядно – слуховой (аудиозаписи)

- наглядно – зрительный (видеозаписи)

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

- практический (показ приемов исполнения, импровизация)

- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)

- методические ошибки

- методические игры

В основу программы были положены принципы организации и проведения занятий зарубежными и российскими специалистами, успешно работающими с детьми-инвалидами. В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К.Орфа, А.Н.Стрельниковой.

IV. 2. Методика организации воспитательной работы

Личностное развитие детей - одна из основных задач в работе педагога дополнительного образования. Профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.

Специфика воспитательной работы вокального кружка состоит в том, что педагог проводит ее во время музыкальных занятий и дополнительно на различных мероприятиях.

На протяжении всего периода занятий педагог формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с такими качествами как: настойчивость, аккуратность, трудолюбие.

Воспитательные средства:

- личный пример и педагогическое мастерство педагога;

- высокая организация образовательного процесса;

- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;

- создание дружного коллектива;

- система морального стимулирования;

- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;

- воспитательные мероприятия.

 V. Список литературы

1.      Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997.

2.      Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом/Пер. с англ..М.: Теревинф.2004. .

3.      Андрианова Н., Особенности методики преподавания вокала. -- М.:1999г.

4.      Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. – М., 2001.

5.      Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.

6.      Барабошкина А. В. Музыкальная грамота для детей , книга первая, издание 7-е; М.: «Музыка»,1979 г.

7.      Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. -- Л.: 1989 г.

8.      Бекин С. И., Орлов Т. М. Учите детей петь. -- М.: «Просвещение»,1987 г.

9.      Боровик Т. Пути педагогического творчества. Журнал «Музыкальный
руководитель №2»,2004 г.

10.  Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов – М., 2004.

11.  Ветлугина Н. Музыкальный букварь. -- М.: «Музыка»,1985г.

12.  Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Изд-во Института психотерапии, 2004.

13.  Выготский Л.С. Психология искусства. Спб.: Азбука,2000.

14.  Декер - Фойгт Г.- Г. Введение в музыкотерапию./Пер. с нем. Спб.: Питер, 2003.

15.  Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. -- М.:1990 г.

16.  Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.

17.  Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М., 1998.

18.  Кабалевский Д. Б. Как рассказать детям о музыке?, -- М.: «Советский
композитор»,1984 г.

19.  Кабалевский Д. Б. Песни утра, весны и мира. -- М.: «Советский
композитор»,1986 г.

20.  Калмыков Б., Фридкин Г. Учебное пособие. Сольфеджио. Часть I,
одноголосие, .М.,1987 г.

21.  Крылусов А. С. С песней весело шагать. -- М.: «Музыка»,1999 г.

22.  Куприна Н.Г. Экология музыкально - звуковой сферы современного ребенка.М.:Академия,2007

23.  Левкодимов Г. Кто с тобою рядом. -- М.: «Музыка»,1991 г.

24.  Макшанцева Е.Д. Детские забавы. М.: Просвещение, 1991.

25.  Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. -- Я.:2000г.

26.  Некту М. Мастерская звуковой терапии/французский опыт в области
музыкальной и танцевальной терапии)//Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. 2001. №4. с.61-77.

27.  Николаева Е. Основы эстетического воспитания. -- М.:1996 г.

28.  Островский А. Л. Методика теории и сольфеджио. -- М.: 1970 г.

29.  Оськина С., Парнес Д. Аккомпанемент на уроках гармонии. -- М.: 1989г.

30.  Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М.,2000.

31.  Русские народные песни: мелодии и тексты/ Под ред. Агафонова О. М.:
Музыка, 1987

32.  Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. –С.П., 1997.

33.  Терлов Б. М. Психология музыкальных способностей. -- М.:1991 г.

34.  Фадин В. В. Музыкальное сопровождение и оформление праздников. -- М,2000 г.

35.  Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. —М., 2000.

36.  Юссон Рауль. Певческий голос. — М., 1998.

Список литературы для детей:
1. Аверин А. Припевки, шутки, прибаутки. -- М.: «Советский композитор»,1985 г.
2. Адлер Е., Соловьёва В. Нашим малышам. -- выпуск №5,М.:1999г.
3. Абрамян Г. Солнечный круг. -- М.: 1995 г.
4. Ивашева Г. Твой друг музыка. -- Л.:1980 г.
5. Москалёва Т. Музыка вокруг. -- М.: 1996 г.
6. Кузнецова Э. Г. Игры, викторины, праздники. -- М.:2000 г.
7. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. -- М.: «Советский
композитор»,1989 г.
8. Семена Л. Рождественские сюрпризы. -- Владимир, 1999 г.
9. Сокольский Е. Мой парус. -- Иваново, 2000 г.
10. Усова И. Хоровая литература. -- Музыка, М.:1976 г.
11. Чичков Ю. М. Простые песенки. -- М.: «Советский композитор»,1991 г.

VI.  Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы

Начало учебного года – первый рабочий день сентября.

Окончание учебного года – 31 мая.

Продолжительность учебного года – 36 недель.

Режим занятий: для  учащихся  занятия проводятся 2 раза  в неделю по  1 часу.      

Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 2-3 раза в полугодие проводятся контрольные занятия и участие в школьных  тематических концертах.

Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.

 

Календарь занятий

I полугодие

II полугодие

Всего недель/ часов

Летние каникулы

Количество  недель

Кол-во часов

Формы аттестации

Кол-во  недель

Кол-во часов

Формы аттестации

17

34

Школьные тематические мероприятия и концерты, участие в концертах, конкурсах, фестивалях различного уровня.

19

38

Школьные тематические мероприятия и концерты, участие в концертах, конкурсах, фестивалях различного уровня.

36/72

01.06.-

31.08

13 недель

Итого по программе: 72 часа

 VII. Условия реализации программы 

1.      Материально-техническое обеспечение:

Для успешной реализации данной программы необходимо иметь:

1. Наличие специального кабинета (музыкальный  кабинет).

2. Наличие репетиционного зала  или сцены.

3. Фортепиано, синтезатор.

4. Музыкальный центр, компьютер (или ноутбук – нетбук).

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

6. Электроаппаратура.

7. Зеркало.

8. Нотный материал, подборка репертуара.

9. Записи аудио в  формате CD, MP3; видео,.

10. Записи выступлений, концертов.

2. Кадровое обеспечение:

   С группой обучающихся работает 1 (один) педагог дополнительного образования.

   Образование: Высшее педагогическое. Окончила Саратовский Государственный педагогический институт  им. К. Федина.

3.  Информационное обеспечение:

1.    http://www.mp3sort.com/

2.    http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm

3.    http://forums.minus-fanera.com/index.php

4.    http://alekseev.numi.ru/

5.    http://talismanst.narod.ru/

6.    http://www.rodniki-studio.ru/

7.    http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

8.    http://www.lastbell.ru/pesni.html

9.    http://www.fonogramm.net/songs/14818

10.  http://www.vstudio.ru/muzik.htm

11.  http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/

12.  http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed

13.  http://www.notomania.ru/view.php?id=207

14.  http://notes.tarakanov.net/

15.   http://irina-music.ucoz.ru/load

VIII. Календарно-тематический план

1.      Календарно – тематическое планирование    (младшая  вокальная  группа)

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Дата

план

Дата факт

1.       

Вводное занятие.

Знакомство с воспитанниками.

Диагностика детских голосов.

Подбор репертуара.

1 час

 

 

2.       

Организация рабочего места исполнителей. Правила техники безопасности на занятиях.

Подбор репертуара.               

1 час

 

 

3.       

Подбор репертуара

1 час

 

 

4.       

Строение голосового аппарата.

Понятие о сольном и ансамблевом (групповом) пении.

1 час

 

 

5.       

Вокально – певческая установка. Дикция, артикуляция, дыхание.

1 час

 

 

 

 

 

6.       

Эмоциональность исполнения. Культура поведения на сцене.

Репетиция.

1 час

 

 

7.       

Концерт ко Дню пожилого человека

Концерт, посвященный Дню Учителя.

1 час

 

 

8.       

Охрана детского голоса. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой.

1 час

 

 

9.       

Ансамблевое пение. Культура исполнения.

Работа над текстом исполняемых песен.

1 час

 

 

10.   

Работа над художественным образом в песнях. Развитие артистизма.

1 час

 

 

11.   

Дикция и артикуляция. Речевые упражнения и игры. Певческое дыхание. Работа над репертуаром.

1 час

 

 

12.   

Слушание музыкальных произведений.

1  час

 

 

 

13.   

Ансамблевое пение.

Работа над песнями. (текст, мелодия, мелодические оттенки)

1 час

 

 

14.   

Исполнение  учебного материала. Речевые игры и упражнения. Дыхательные упражнения. Работа над песнями.

1 час

 

 

15.   

Связь поэтического текста с голосоведением.

1  час

 

 

16.   

Работа над художественным образом исполняемых песен. Культура исполнения. 

Репетиция.

1 час

 

 

 

 

 

17.   

Новогодний Праздник.

1 час

 

 

18.   

Слушание музыкальных произведений. Народная песня – слушание.

Работа над репертуаром на 2-е полугодие.

1 час

 

 

19.   

Работа над репертуаром на 2-е полугодие.

1 час

 

 

20.   

Народная песня – связь поэтического текста с мелодией и голосоведением.

Дикция, артикуляция.

1 час

 

 

21.   

Дыхательные упражнения. Ансамблевое (групповое)  пение.

1 час

 

 

22.   

Сольное пение. Исполнение учебного материала. Культура исполнения вокальных произведений.

1 час

 

 

23.   

Работа над вокальными произведениями (тематические праздники).  Эмоциональность исполнения. Культура поведения на сцене.

1 час

 

 

24.   

Ансамблевое (групповое) исполнение. Развитие артистизма.

1 час

 

 

25.   

Репетиция к концерту, посвященному Дню Защитника Отечества.

1 час

 

 

 

 

26.   

Концерт, посвященный Дню Защитника Отечества.

1 час

 

 

27.   

Репетиция к концерту, посвященному Международному Дню 8 Марта.

1 час

 

 

28.   

Концерт,  посвященному Международному Дню 8 Марта.

1 час

 

 

29.   

Слушание произведений современных отечественных композиторов. Разбор музыкальных произведений.

1  час

 

 

30.   

Слушание современной музыки (по выбору учащихся)

1 час

 

 

31.   

Исполнение любимых песен. Сольное и ансамблевое пение.

1 час

 

 

32.   

Работа над песнями (текст, голосоведение), работа с микрофонами.

1 час

 

 

33.   

Репетиция ко Дню Победы.

1 час

 

 

34.   

Концерт, посвященный Дню Победы

1 час

 

 

35.   

Эмоциональность и артистизм исполнения. 

Сценическая культура.

Ансамблевое (групповое) пение.

1 час

 

 

36.   

Отбор песенного материала к поездке  в Цетробанк на Фестиваль в г.Саратов. Репетиция.

Поездка.

2 часа

 

 

 2.      Календарно – тематическое планирование  (средняя вокальная  группа)

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Дата

план

Дата факт

1.       

Вводное занятие.

Знакомство с воспитанниками.

Организация рабочего места.

Диагностика детских голосов.

Подбор репертуара.

1 час

 

 

2.       

Правила техники безопасности на занятиях. Понятие о сольном и ансамблевом пении.

Подбор репертуара.

1 час

 

 

3.       

Подбор репертуара.

1 час

 

 

4.       

Строение голосового аппарата.

Упражнения на дыхание по методике А.Н.Стрельниковой.

Работа над артистизмом в исполнении.

1 час

 

 

5.       

Вокально – певческая установка.

Репетиция к праздникам

1 час

 

 

 

 

6.       

Концерт ко Дню пожилого человека

Концерт, посвященный Дню Учителя.

1 час

 

 

7.       

Сольное и ансамблевое (групповое) пение

1 час

 

 

8.       

Понятие о звукообразовании. Понятие о певческом дыхании.

Работа над текстом исполняемых песен

1 час

 

 

9.       

Эмоциональность и артистизм исполнения. Работа над мелодикой песен.

1 час

 

 

10.   

Ансамблевое (групповое) пение.

Культура поведения на сцене.

Культура исполнения песен, артистизм.

1 час

 

 

11.   

Дикция и артикуляция. Речевые упражнения и игры. Певческое дыхание. Работа над репертуаром.

1 час

 

 

12.   

Слушание музыкальных произведений.

1 час

 

 

 

13.   

Ансамблевое пение.

Вокально-певческая установка. Работа над песнями. (текст, мелодия, мелодические оттенки)

1 час

 

 

14.   

Пение учебного материала. Речевые игры и упражнения. Дыхательные упражнения. Работа над песнями.

1 час

 

 

15.   

Связь поэтического текста с голосоведением.

1час

 

 

16.   

Работа над художественным образом исполняемых песен. Культура исполнения. 

Репетиция.

1 час

 

 

17.   

Новогодний Праздник.

1 час

 

 

18.   

Слушание музыкальных произведений. Народная песня – слушание.

Работа над репертуаром на 2-е полугодие.

1 час

 

 

19.   

Народная песня – связь поэтического текста с мелодией и голосоведением.

Дикция, артикуляция.

1 час

 

 

20.   

Дыхательные упражнения. Ансамблевое (групповое)  пение.

Вокально-певческая установка. Дикция, артикуляция.

1 час

 

 

21.   

Исполнение учебного материала. Культура исполнения вокальных произведений.

1 час

 

 

22.   

Работа над вокальными произведениями (тематические праздники).  Эмоциональность исполнения. Культура поведения на сцене.

1 час

 

 

23.   

Репетиция к концерту, посвященному Дню Защитника Отечества.

1 час

 

 

 

24.   

Концерт ко Дню Защитника Отечества

1 час

 

 

25.   

Репетиция к концерту, посвященному Международному Дню 8 Марта.

1 час

 

 

 

 

26.   

Концерт ко Дню 8 Марта

1 час

 

 

27.   

Слушание произведений современных отечественных композиторов. Разбор музыкальных произведений.

1  час

 

 

28.   

Слушание современной музыки (по выбору учащихся)

1 час

 

 

29.   

Исполнение любимых песен. Ансамблевое  и хоровое  пение.

1 час

 

 

30.   

Певческое дыхание. Работа над песнями (текст, голосоведение), работа с микрофонами.

1 час

 

 

31.   

Работа над художественным образом исполняемых песен. Культура исполнения. 

Репетиция

1 час

 

 

 

 

32.   

Концерт, посвященный Дню Победы.

1 час

 

 

33.   

Работа над песнями, репетиция к Празднику Последнего Звонка.

 

1 час

 

 

34.   

Праздник Последнего звонка

1 час

 

 

35.   

Репетиция  к фестивалю   в Цетробанке  г.Саратова

1 час

 

 

36.   

Поездка в ЦБ г.Саратова

1 час

 

 

 

 

 

 

 

 

Copyright © ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска", 2011-2012
Программа управления сайтами - CMS SiteEdit