ГБОУ СО "Санаторная 
школа-интернат г.Калининска"

ГБОУ СО "Санаторная
школа-интернат г.Калининска"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Улыбка"

 

Министерство образования Саратовской области

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области «Санаторная школа-интернат г.Калининска»

 

 

Принята на заседании                                            Утверждаю:

педагогического совета                                          Директор школы:

от «___»_________ 2016 г.                                    ___________/ Л.Ю. Мортова/

Протокол №__________                                       «__» _________2016 г.

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая

программа  художественной  направленности

«Вокальный кружок «Улыбка»

 

 

Возраст обучающихся: 8 – 14 лет

                                          Срок  реализации: 1 год

 

 

 

Автор-составитель:

Орлова Ольга Владимировна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининск, 2016                                                                          

 

Содержание

I. Пояснительная записка………………………………………………………………3

I.1. Введение…………………………………………………………………………….3

I.2. Нормативно-правовые  основания проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вокальный кружок «Улыбка»»…………………………………………………………………………….3-4

I.3. Направленность программы…………………………………………………….4-5

I.4. Новизна программы……………………………………………………………......5

I.5. Актуальность программы………………………………………………………….5

I.6. Педагогическая целесообразность программы…………………………………..5

I.7. Отличительная особенность  программы………………………………………5-6

I.8. Адресат программы………………………………………………………………..6

I.9. Объём и сроки освоения программы, режим занятий…………………………...6

I.10. Особенности организации образовательного процесса………………………..6

I.11. Цель программы………………………………………………………………......7

I.12. Задачи программы………………………………………………………………...7

I.13. Ожидаемые результаты программы…………………………………………...7-8

I.14. Способы определения результативности………………………………………..9

I.15. Формы подведения итогов реализации программы…………………………….9

II. Учебно-тематический план…………………………………………………….10-11

III. Содержание тем учебного курса……………………………………12-16

IV. Методическое обеспечение  программы………………………………… . 17-18

 IV. 1. Методы и технологии преподавания……………………………………… . .17

IV. 2. Методика организации воспитательной работы…………………………… .18

V. Список литературы………………………………………………………………   19

V.1.Список литературы, использованной при написании программы………….....19

V.2. Список рекомендуемой литературы для педагога ………………………...20-22

V.3.Список рекомендуемой литературы для детей и родителей…………………  22

VI. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы «Вокальный кружок «Улыбка»…………………..23

VII. Условия реализации программы……………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Пояснительная записка

I.1. Введение

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

     С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

В условиях коллективного исполнения у школьников развивается чувство коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается  творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.

I.2. Нормативно-правовые  основания проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вокальный кружок «Улыбка»»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  «Вокальный кружок «Улыбка»   разработана   в соответствии со следующими нормативными документами:

Ø    Федеральным Законом «Об образовании в РФ», № 273-ФЗ от 29.12.2012;

Ø    Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

Ø    Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию  и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Ø    Письмом Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; 

Ø    Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Ø    Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования (приказ  Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373);

Ø    Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

(разработчики Минобрнауки России, ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования, АНО дополнительного профессионального образования «Открытое  образование».

Ø    Концепцией модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.

Ø    Методическими рекомендациями по развитию дополнительного образования детей в ОУ.

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  «Вокальный кружок «Улыбка» (далее Программа) составлена на основе государственной  программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ  «Учите детей петь» М., «Просвещение» 1988 г., а также авторских программ «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова,   «Музыкальный звездопад»  В.В. Иноземцевой  и адаптирована к условиям работы в ГБОУ СО «Санаторная школа – интернат г.Калининска»

I.3. Направленность программы

 Направленность  программы – художественная.

В   содержание   примерной   программы   внесены   изменения, учитывающие   материально- техническую  базу  ГБОУ СО «Санаторная школа-интернат г. Калининска»,  интересы  обучающихся и их родителей (законных представителей),   опыт    педагогов дополнительного образования музыкального профиля.   Изменения  в программе соответствуют    организационно-педагогическим              условиям      проведения      учебного  процесса,  учебным  тематическим  планам  и  требованиям  к  содержанию   программ дополнительного образования детей.

I.4. Новизна программы

Новизна данной программы заключается в том, что в ней предлагается обучение основам музыкальной компетентности  детей и сочетание теоретических и практических знаний и навыков в обучении пению. Это сочетание обеспечивает успешное обучение всех желающих детей основам музыкального творчества. Новизна данной программы также  в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь.

I.5. Актуальность программы

Программа направлена на активизацию интереса учащихся к музыкальному искусству, к различным его жанрам, способствует развитию чувства прекрасного, положительно влияет на их социализацию. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и желанием к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, само- реализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние и состоит актуальность данной программы,  направленная на духовное развитие обучающихся.

I.6. Педагогическая целесообразность программы

 Педагогическая целесообразность программы заключается  в том, что в процессе обучения у ребенка развивается память, фантазия, внимание, эмоционально – чувственный опыт восприятия мира, появляется опыт выступления перед  аудиторией.

I.7. Отличительная особенность  программы

Отличительная особенность  программы заключается в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся. Кроме того, в программе учитывается, что дети  разного возраста  имеют и разные стартовые способности.

I.8. Адресат программы

В ГБОУ СО «Санаторная школа-интернат г. Калининска» обучаются дети из малообеспеченных, многодетных семей, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию,  дети с ослабленным здоровьем. Большая часть детей – иногородние.  При наборе  и зачислении детей для обучения по данной программе  учитываются следующие факторы:

- положительная мотивация  к вокальным занятиям;

- присутствие  музыкальных показателей для занятий вокалом (наличие музыкального и ритмического слуха).  Программа рассчитана для смешанных групп  мальчиков и девочек в возрасте   от 8 до 14 лет.

I.9. Объём и сроки освоения программы, режим занятий

 Программа рассчитана на 1 год (36  недель, включая осенние и весенние

каникулы).  Учебный год начинается 01 сентября и завершается 31 мая. Объём программы – 144    часа, периодичность занятий: для  обучающихся  1 - 4 классов занятия проводятся 1 раз в неделю по  1 часу (1 час – 45 минут).

 Всего в году – 36 занятий.

Для  обучающихся  5-8  классов занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Всего в году 36 занятий.                         

Для группы солистов проводятся индивидуальные занятия:  2 раза в неделю по 1 часу. Всего в году 36 занятий, 72 часа.

 

I.10. Особенности организации образовательного процесса

Для реализации данной программы используется  очная форма обучения.

Состав группы – постоянный.

Формы организации деятельности детей на занятии – групповые и индивидуальные.

Формы проведения занятий: теоретические занятия, практические занятия, занятие-постановка, репетиция, концерт,  выездное занятие.

Теоретические занятия - занятия, на которых излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия –  занятия,  где дети разучивают песни композиторов-классиков, современных детских композиторов.

Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, родителей, гостей.

Выездное занятие – посещение концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

I.11. Цель программы

Цель программы:

формирование эстетически развитой личности ребенка посредством обучения основам музыкального творчества в условиях учреждения дополнительного образования.

I.12. Задачи программы

  Обучающие:

Ø    Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

Ø    Обучить детей  вокальным навыкам;

Развивающие:

Ø    Развить музыкально-эстетический вкус;

Ø    Развить музыкальные способности детей;

Воспитательные:

Ø    Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

Ø    Привить навыки сценического поведения;

Ø    Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

I.13. Ожидаемые результаты программы

Результатом освоения дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы  «Вокальный кружок «Улыбка»» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений, навыков:

обучающиеся

 будут  знать / понимать:

- музыку разного эмоционального содержания;

- музыкальные жанры  (песня, танец, марш);

- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;

- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр,

мелодию, ритм;

- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку,

баян;

- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров,

уметь различать их по звучанию;

- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;

- соотносить содержание музыкального произведения с использованными

в нем средствами выразительности;

 - делать разбор музыкального произведения (определять общий характер

музыки, называть и проанализировать средства музыкальной

выразительности, использованные композитором);

- разбираться в строении музыкальных произведений, написанных в

куплетно-вариационной форме;

- определять на слух национальную принадлежность музыки (в

контрастных сопоставлениях);

- правила поведения на сцене (культура исполнения);

будут уметь:

- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;

- быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать

дирижерские жесты;

- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо,

ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их

на колени (при пении сидя);

- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до)

первой октавы – до второй октавы.

- укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития

голоса;                                                                       

- определять характер содержания изучаемого произведения, давать

вариант его интерпретации;

- знать и уметь исполнять  различными способами звуковедения (staccato,

legato, non legato), динамическими оттенками (piano, forte, crescendo,

diminuendo), в разных темпах (andante, moderato, vivo, presto);

   - знать силу своего голоса и уметь правильно ее использовать;

- знать правила пения и охраны голоса;

- использовать в пении приобретенные певческие умения и навыки,

- уметь исполнять авторские песни с присущими им речитативностью и

задушевностью; передавать образ произведения во время исполнения;

- правильно держаться на сцене.

Обучающиеся по данной программе

 смогут  решать следующие жизненно-практические задачи:

- анализировать свои действия и давать им оценку;

- бережно относиться  к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности;

- формировать  эстетические потребности, ценности;

 - испытывать  потребность опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

-  ответственно относиться к учебно-образовательному процессу,  поручениям, обязанностям;

- развивать  эстетические чувства и художественный вкус.

I.14. Способы определения результативности

   Проверка знаний и умений  обучающихся проводится на каждом занятии. Уровень развития сформированности основных умений и навыков  оценивается по результатам участия в  школьных мероприятиях и концертах, а также участие в конкурсах различного уровня.

    Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

I.15. Формы подведения итогов реализации программы:

Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 2-3 раза в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).

Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.

                                           II. Учебно-тематический  план

Разделы, название темы

Часы

теория

практика

индивид.

работа

Общее

кол-во

часов

I.

Пение как вид музыкальной деятельности.

 

 

 

 

1

Понятие о сольном и ансамблевом пении.

1

1

-

2

2

Диагностика. Прослушивание детских голосов.

1

1

4

6

3

Строение голосового аппарата.

1

1

1

3

4

Правила охраны детского голоса.

1

1

-

2

5

Вокально-певческая установка.

1

6

2

9

6

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

1

5

2

8

II.

Формирование детского голоса.

 

 

 

 

1

Звукообразование.

1

5

2

8

2

Певческое дыхание.

2

4

2

6

3

Дикция и артикуляция.

1

4

4

9

4

Речевые игры и упражнения.

1

2

1

4

5

Вокальные упражнения.

1

3

3

7

III.

Слушание музыкальных произведений, разучивание и  исполнение песен.

 

 

 

 

1

Народная песня.

1

2

1

4

2

Произведениями русских композиторов-  классиков.

1

2

-

3

4

Произведения современных отечественных композиторов.

1

6

-

7

5

Сольное пение.

  -

-

36

36

IV.

Игровая деятельность, театрализация.

-

1

1

2

VI.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

 

 

 

 

1

Путь к успеху.

1

1

1

3

2

Посещение театров, концертов и т.д.

  -

-

-

3

VII

Концертно-исполнительская деятельность

 

 

 

 

1

Репетиции

  -

10

5

15

2

Выступления, концерты.

   -

4

3

7

 

Итого

16

59

69

144

III. Содержание тем учебного курса

 Пение как вид музыкальной деятельности.

 

1.1.         Вводное занятие. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Знакомство с детьми,  проверка музыкальных данных: музыкального и ритмического слуха и памяти.

Организация рабочего места.

В комнате для занятий необходимы: музыкальный инструмент – фортепиано или синтезатор, музыкальный центр или нетбук(ноутбук), колонки, микрофоны, наглядные пособия, диски, музыкальные сборники. Занятия следует проводить в помещении со звукоизоляцией, вентиляцией, хорошей акустикой.

1.2.         Правила по технике безопасности на занятиях.

Учащиеся должны быть внимательными, дисциплинированными и осторожными. Выполнять указания педагога. Не входить в кабинет без разрешения педагога. Не включать самостоятельно и самовольно музыкальные инструменты, технические средства и оборудование в кабинете. Уметь пользоваться микрофоном.

1.3.         Диагностика. Прослушивание детских голосов. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокального кружка. Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.

1.4.         Понятие о сольном и ансамблевом пении.

Теория: познакомить воспитанников с основами таких видов пения, как сольное и ансамблевое.

Практика: показать положительные стороны сольного и ансамблевого пения.

1.5.         Строение голосового аппарата.

Теория: познакомить учащихся с основными компонентами голосообразовательной системы: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат.

Практика: формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.

Правила охраны детского голоса.  Характеристика детского голоса и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды детского голоса: форсированное пение, несоблюдение возрастного диапазона, неправильная техника пения, большая продолжительность занятий.

1.6.         Вокально – певческая установка.

Теория: дать понятие о певческой установке.

Практика: правильное положение корпуса, шеи, головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Постоянный контроль за певческой установкой для её выработки.

1.7.         Упражнения на дыхание по методике А.Н.Стрельниковой.

Теория: познакомить учащихся с дыхательной методикой А.Н.Стрельниковой.

Практика: тренировка легочной ткани, диафрагмы, мышц гортани и носоглотки. Упражнения «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи».

II. Формирование детского голоса.

          2.1. Звукообразование.

Теория: дать определение видам звуков. Отличие шумового звука от музыкального.

Практика: образование голоса в гортани; знакомство с приемами твердой и мягкой атаки, образование тембра. Типы звуковедения: legato и non legato. Понятие кантиленного пения. Слуховой контроль за звукообразованием.

2.2. Певческое дыхание.

Теория: знакомство с основными типами  певческого дыхания: брюшной, грудной, смешанный. Дыхание должно быть полным, бесшумным, спокойным.

Практика: выработка правильного положения корпуса ( пение стоя, сидя), полный бесшумный вдох, не поднимая плеч, выдох полный бесшумный, ровный. Координация дыхания и звукообразования. Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании.

2.3. Дикция и артикуляция.

Теория: показать отличие между разговорной дикцией и певческой. Дать понятие о дикции и артикуляции. Положение языкаи челюстей при пении

На примерах разговорных упражнений стремиться к активной работе мышц рта. При работе над музыкальными упражнениями добиваться полного, яркого начала звучания гласного звука и чёткого, активного, согласного звука.

Практика: четкость произношения в разговорной речи непосредственно связана с певческой дикцией. Певческая дикция отличается некоторыми особенностями, на которые необходимо обращать внимание в процессе работы: а) напевность гласных; б) умение округлять гласный звук;  в) быстрое и чёткое выговаривание  согласных звуков.

2.4. Речевые игры и упражнения.

Теория: Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами.

Практика: Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрывать в детях творческое воображение.

          III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение 

           песен.

3.1. Народная песня.

Теория: познакомить учеников с жанром народной песни, её особенностями: слоговой распевности, своеобразием ладовой окраски, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни.

Практика: освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами народных песен. Пение народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с музыкальным сопровождением. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.

3.2. Вокальные произведения современных отечественных композиторов.

Теория: работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками.

Практика: работа над интонированием, строем и ансамблем в произведениях современных композиторов. Пение соло в ансамбле. Исполнение произведений в сопровождении музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

3.3. Сольное пение.

Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.

3.4. Пение учебного материала.

Цель: знакомство с вокальными навыками, освоение приемов их исполнения.

Работа над звукообразованием и звукоизвлечением главных звуков, пение  non legato, legato, forte, piano.

Чистое интонирование мелодии вокального произведения, выработка чистой интонации. Работа над ритмической структурой песен, упражнений, развитие дикционных навыков.

Гласные и согласные, их роль в пении, развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации губ, языка.

Сохранение дикционной активности в быстрых и медленных темпах, при нюансах  piano, pianissimo.

Пение с сопровождением.

Владение навыками пения без сопровождения.

           IV. Работа над художественным образом.

4.1. Эмоциональность исполнения.

Разучивание движений, создание театрализованных моментов для создания образа песни.

Средства музыкальной выразительности, передающие художественный образ, взаимосвязь текста и музыки.

Эмоциональность исполнения.

4.2. Связь поэтического текста с голосоведением.

Разбор поэтического текста, раскрытие содержания.

Средства музыкальной выразительности, передающие художественный образ, взаимосвязь текста и музыки.

         V. Ансамблевое пение.

Развитие навыков ансамблевого пения, умение слышать и слушать другого, добиваться чистого интонирования унисона. Развитие навыков певческого дыхания, «цепного» дыхания.

Развитие дикционных навыков.

         VI. Культура исполнения.

Беседы о культуре поведения на сцене, овладение навыками сценического движения. Умение свободно держаться на сцене.

         VII. Слушание музыки.

Прослушивание аудио – и видеозаписей. Формирование вокального слуха учащихся, анализировать качество пения.

Цель: расширение музыкального кругозора, знакомство с композиторами и их произведениями. Выработка сознательного слушания с определением на слух отдельных элементов музыкального языка. Привитие любви к музыкальному искусству.

Теория: беседы о композиторах, стилях и жанрах музыки, особенностях музыкально – выразительных средств.

Практика: периодические прослушивания различных музыкальных дисков с программами известных современных эстрадных коллективов, различных других музыкальных жанров. Прослушивание и обсуждение  «услышанного» как в условиях занятий объединения, так и на основе коллективных посещений концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание дисков, аудиозаписей.

         VIII. Концертно – исполнительская деятельность.

8.1. Репетиции. Соединение музыкального  материала с танцевальными движениями. Разбор технически трудных  мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.

8.2. Выступления, концерты.

Цель: получение удовлетворения от собственной деятельности, развитие способностей в вокальном и сценическом жанрах, развитие чувства коллективизма и ответственности в данном деле, объединяющем всех членов коллектива.

Принимать участие в концертах, в массовых мероприятиях ДДТ, МБОУ «ЦТиД», школьных и  других мероприятиях.

IV. Методическое обеспечение  программы

IV. 1. Методы и технологии преподавания

Учебный материал программы рассчитан на группу мальчиков и девочек 8 – 14 лет. Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей занимающихся.

Каждое занятие строится по схеме:

Ø     настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

Ø     дыхательная гимнастика;

Ø    речевые упражнения;

Ø    распевание;

Ø    пение вокализов;

Ø    работа над произведением;

Ø    работа над мелодической линией, работа с текстом произведения;

Ø     анализ занятия;

Ø     задание на дом.

Теоретические занятия, на которых излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети разучивают песни композиторов-классиков, современных детских композиторов.

Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, родителей, гостей.

Выездное занятие – посещение концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.

Используемые методы и приемы обучения:

- наглядно – слуховой (аудиозаписи)

- наглядно – зрительный (видеозаписи)

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

- практический (показ приемов исполнения, импровизация)

- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)

- методические ошибки

- методические игры

В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К.Орфа, А.Н.Стрельниковой.

IV. 2. Методика организации воспитательной работы

Личностное развитие детей - одна из основных задач в работе педагога дополнительного образования. Профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.

Специфика воспитательной работы вокального кружка состоит в том, что педагог проводит ее во время музыкальных занятий и дополнительно на различных мероприятиях.

На протяжении всего периода занятий педагог формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с такими качествами как: настойчивость, аккуратность, трудолюбие.

Воспитательные средства:

- личный пример и педагогическое мастерство педагога;

- высокая организация образовательного процесса;

- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;

- создание дружного коллектива;

- система морального стимулирования;

- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;

- воспитательные мероприятия.

V. Список литературы

1. Cписок литературы, использованной при написании программы

         1. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение    

            Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

         2. Методические рекомендации по проектированию дополнительных   

            общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

        (разработчики Минобрнауки России, ГАОУ ВО «Московский      

        государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный

         институт развития образования, АНО дополнительного профессионального   

        образования «Открытое  образование»;

3. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных

требованиях к программам дополнительного образования детей»;

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

        04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-        эпидемиологические требования к устройству, содержанию  и   

         организации режима работы образовательных организаций дополнительного  

        образования детей»;

5.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

(Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947.

7. Соколов В.Г., Попов В.С., Абелян Л.М. Школа хорового пения. М., 1987.   

     Вып.1, 2. Разд.1

8. Попов С.В. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. – Изд. 2-е – М.: «Музыка», 1991.-112с.

9. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого   голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск.: «Наука», 1991.-40с.

10. Баранов Б.В. Курс хороведения. Учебник. - М.: 1991.-214с.

11. Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.

12. Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001.

13.Полякова О.И. Проблема активизация творческого мышления обучающихся детской эстрадной студии // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Гуманитарные науки: Сборник статей. – М., МПГУ, Прометей, 2001.

14. Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.

2.    Список рекомендуемой литературы для педагога

1.    Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.

2.    Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.

3.    Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287.

4.    Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Материалы научной конференции. 1961. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.

5.    Андрианова  Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.

6.    Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.

7.    Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение. 1983.

8.    Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.

9.    Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.

10.                       Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

11.                       Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с.

12.                        Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка, 1964.

13.                       Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968.

14.                        Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007.

15.                       Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

16.                       Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М: Просвещение, 1984.

17.                       Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. – Л-М.: Музгиз, 1939.

18.                       Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.-Л. Музыка, 1965.

19.                       Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л., 1967.

20.                       Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.

21.                       Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем (методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник научных трудов. – М., МПГУ, 2002.

22.                       Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе дополнительного образования // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001. – Екатеринбург, 2001.

23.                       Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.

24.                       Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001.

25.                       Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.

26.                       Полякова О.И. Проблема активизация творческого мышления обучающихся детской эстрадной студии // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Гуманитарные науки: Сборник статей. – М., МПГУ, Прометей, 2001.

27.                       Полякова О.И., Клипп О.Я. Теоретические и методические основы вокальной и инструментальной эстрадой музыки. Учебное пособие. – М., 2004.

28.                       Риггз С.  Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер 2007.

29.                       Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.

30.                       Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.

31.                       Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. – Ярославль, 2006;

32.                       Скучик Е. Основы акустики. Т.2. – М., 1959.

33.                       Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.

34.                       Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М. 1975.

35.                       Тарасов Г.С. Психология музыкального воспитания. //Вопросы психологии. 1991. №2;

36.                       Школяр Л.В. Некоторые штрихи к музыкально-психологическому портрету современного ребёнка// Теория и методика музыкального образования детей. – М., 1998.

 Список полезных интернет – ресурсов для педагога

1.    http://www.mp3sort.com/

2.    http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm

3.    http://forums.minus-fanera.com/index.php

4.    http://alekseev.numi.ru/

5.    http://talismanst.narod.ru/

6.    http://www.rodniki-studio.ru/

7.    http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

8.    http://www.lastbell.ru/pesni.html

9.    http://www.fonogramm.net/songs/14818

10.  http://www.vstudio.ru/muzik.htm

11.  http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/

12.  http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed

13.  http://www.notomania.ru/view.php?id=207

14.  http://notes.tarakanov.net/

15.   http://irina-music.ucoz.ru/load

 3. Список рекомендуемой литературы для детей и родителей

1.    Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;

2.    Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;

3.    Журавленко Н.И. Уроки пения.  – Минск: «Полиграфмаркет», 1998

4.    Журнал Звуковая дорожка, все выпуски.

5.    Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;

6.    Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;

7.    Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.

8.    Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;

9.    Физика и музыка. Анфилов Г. – М.: 1962;

10.                       Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 1999;

11.                       Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ. ред. О.Г. Хинн. – М., 1998

VI.  Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы «Вокальный кружок «Улыбка»

Начало учебного года – первый рабочий день сентября.

Окончание учебного года – 31 мая.

Продолжительность учебного года – 36 недель.

Режим занятий: для  учащихся 1 - 4 классов занятия проводятся 1 раз в неделю по  1 часу.

Для учащихся 5-8  классов занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Для группы солистов проводятся индивидуальные занятия:  2 раза в неделю по 1 часу.

Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 2-3 раза в полугодие проводятся контрольные занятия и участие в школьных  тематических концертах.

Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.

 

Календарь занятий

I полугодие

II полугодие

Всего недель/ часов

Летние каникулы

Количество  недель

Кол-во часов

Формы аттестации

Кол-во  недель

Кол-во часов

Формы аттестации

17

68

Школьные тематические мероприятия и концерты, участие в концертах, конкурсах, фестивалях различного уровня.

19

76

Школьные тематические мероприятия и концерты, участие в концертах, конкурсах, фестивалях различного уровня.

36/144

01.06.-

31.08

13 недель

Итого по программе: 144 часа

 

VII.  Условия реализации программы

 

1.     Материально-техническое обеспечение:

Для успешной реализации данной программы необходимо иметь:

1. Наличие специального кабинета (музыкальный  кабинет).

2. Наличие репетиционного зала  или сцены.

3. Фортепиано, синтезатор.

4. Музыкальный центр, компьютер (или ноутбук – нетбук).

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

6. Электроаппаратура.

7. Зеркало.

8. Нотный материал, подборка репертуара.

9. Записи аудио в  формате CD, MP3; видео,.

10. Записи выступлений, концертов.

2. Кадровое обеспечение:

   С группой обучающихся работает 1 (один) педагог дополнительного образования.

   Образование: окончила Саратовский государственный педагогический институт по специальности: музыка и пение.   Курсы повышения квалификации прошла  с 10.04.2012 г. по 26.04.2012 г. в ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по Р.П. «Актуальные вопросы преподавания предмета «Изобразительное искусство» и «Музыка», 120 ч.

3.  Информационное обеспечение:

1.    http://www.mp3sort.com/

2.    http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm

3.    http://forums.minus-fanera.com/index.php

4.    http://alekseev.numi.ru/

5.    http://talismanst.narod.ru/

6.    http://www.rodniki-studio.ru/

7.    http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

8.    http://www.lastbell.ru/pesni.html

9.    http://www.fonogramm.net/songs/14818

10.  http://www.vstudio.ru/muzik.htm

11.  http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/

12.  http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed

13.  http://www.notomania.ru/view.php?id=207

14.  http://notes.tarakanov.net/

15.   http://irina-music.ucoz.ru/load

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Copyright © ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска", 2011-2012
Cоздание и управление сайтом - CMS SiteEdit