Методический кабинет
Методическая работа в школе – это целостная система, основанная на достижениях передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса.
Методическая работа - важнейшее звено системы непрерывного образования педагогического коллектива школы. Повседневная деятельность по повышению квалификации тесно связана с учебно-воспитательным процессом, и учитель имеет возможность в ходе своей работы каждодневно на практике закреплять свои теоретические познания.
Цели и задачи методической работы тесно связаны с системой внутришкольного управления, с жизнедеятельностью школы в целом, а значит, и конечным результатом деятельности всего педагогического коллектива школы.
Методическая служба в школе даёт возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося. Поэтому определить цели и задачи методической работы - значит определить результативность, что зависит, прежде всего, от профессионально значимых качеств учителя.
Функции методической работы
Необходимость решения перечисленных задач вытекает из непосредственных потребностей самой школы в обеспечении образовательного процесса программно-методическим материалом, в подготовке педагогических кадров к решению поставленных перед ними задач. Названные функции можно считать основными, если не перечислять ряд важных функций, относящихся к самому учителю. Прежде всего благодаря активному участию в методической работе, учитель сохраняет и закрепляет своё положение в школе; обучение делает учителя более гибким и мобильным, приспособленным к внешним изменениям, конкурентоспособным; обучение на рабочем месте способствует достижению учителем желаемого профессионального статуса и признания в коллективе, большей уверенности в себе, влияет на профессиональную карьеру; методическая работа играет роль стимула в профессиональном развитии педагога, способствует самореализации, решению личных, профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в труде.
Структура методической службы
В реализации функций методической работы определена следующая структура методической службы школы, которая выглядит таким образом:
1. Педагогический Совет
2. Методический Совет школы
3. Школьные методические объединения учителей-предметников
Педагогический совет:
Положение о Педагогическом совете
Главными задачами педагогического совета являются:
- объединение усилий педагогического, родительского, ученического коллективов Школы на повышение уровня учебно-воспитательной работы;
- внедрение в практику достижений педагогической науки и передового опыта педагогических работников.
Педагогический совет Школы утверждает план работы Школы, методических объединений учителей, информации и отчеты работников Школы, сообщения о состоянии санитарно-гигиенического режима Школы, здоровья обучающихся и другие вопросы деятельности Школы.
Педагогический совет Школы принимает решение о:
- создании кружковой работы, студий, клубов и других объединений обучающихся;
- допуске обучающихся к экзаменам, переводе обучающихся в следующий класс;
- выдаче аттестатов об основном общем образовании и аттестатов о среднем (полном) общем образовании;
- о поощрениях, взысканиях;
Педагогический совет собирается на свои заседания не реже одного раза в три месяца.
На заседаниях педагогического совета могут присутствовать:
- работники Школы, не являющиеся членами педагогического совета;
- родители (законные представители) при наличии согласия педагогического совета.
Председателем педагогического совета является директор Школы.
Методический совет школы является центром работы в школе
Положение о Методическом совете
Методический совет руководит педагогической деятельностью. Цель деятельности методического совета – организация и координация методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, методической учёбы педагогических кадров. В его состав входят руководители школьных методических объединений и заместитель директора по УВР.
В течение последних лет методсовет вёл свою работу по следующим направлениям:
· создание условий для роста педагогического и методического мастерства учителей;
· координация работы ШМО;
· диагностика профессиональной деятельности учителей.
Основными задачами МС являются следующие:
· Организация систематической профессиональной подготовки педагогических кадров.
· Анализ эффективности работы школы, определение проблем, цели, задач на ближайший период и на перспективу.
· Создание необходимых условий для обеспечения внедрения педагогических технологий, реализации Программы развития школы.
· Обобщение передового педагогического опыта учителей.
В МС имеются следующие материалы:
· план работы школы на учебный год;
· образовательная программа школы;
· программа развития школы;
· планы работы ШМО;
· методические материалы, разработанные учителями школы (разработки уроков, внеклассных мероприятий);
· материалы по аттестации учителей;
· материалы по экзаменам и итоговым проверочным работам;
· олимпиады по предметам;
· учебно-методическая литература в помощь учителю.
Школьное методическое объединение учителей-предметников
Положение о методических объединениях
Главной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников и классных руководителей, является школьное методическое объединение (ШМО). Это коллективный орган школы, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала.
В нашей школе работают следующие ШМО:
· МО учителей начальных классов (положение)
· МО воспитателей (положение)
· МО классных руководителей (положение)
· Творческая групп учителей (положение)
· Проблемная группа учителей (положение)
Планирование работы ШМО и групп строится на основании задач, вытекающих из оценки школы, методического объединения, из проблемных полей деятельности всех методических подразделений, вытекающих из анализа результативности работы за предыдущий год.
Формы организации и проведения ШМО могут быть следующими:
· лекция;
· теоретический семинар;
· семинар-практикум;
· творческая дискуссия;
· час коллективного творчества;
· ярмарка методических идей;
· методический тренинг;
· встреча за круглым столом.
В ходе работы могут проводиться объединённые заседания ШМО.
Самообразование учителей пронизывает все компоненты системы методической работы, обеспечивая более высокий уровень их функционирования, поэтому оно является системообразующим компонентом.