ГБОУ СО "Санаторная 
школа-интернат г.Калининска"

ГБОУ СО "Санаторная
школа-интернат г.Калининска"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Гимнастика"

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  физкультурно-спортивной   направленности секция гимнастики

Возраст обучающихся: 8 – 14 лет

Срок  реализации: 1 год

Автор-составитель: Шарапов Геннадий Геннадьевич педагог дополнительного образования

Содержание

I. Пояснительная записка……………………………………………………………………..3

1. Введение…………………………………………………………………………….3

2. Нормативно-правовые  основания проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «секция гимнастики»…….3

3. Направленность программы……………………………………………………….4

4. Новизна программы…………………………………………………………….......4

5. Актуальность программы…………………………………………………………..4

6. Педагогическая целесообразность программы…………………………………...5

7. Отличительная особенность  программы………………………………………....5

8. Адресат программы…………………………………………………………………5

9. Объём и сроки освоения программы, режим занятий…………………………....6

10. Особенности организации образовательного процесса…………………………6

11. Цель программы………………………………………………………………........6

12. Задачи программы……………………………………………………………….....6

13. Принципы построения программы………………………………………………..6

14. Коррекционная направленность программы……………………………………..7

13. Ожидаемые результаты программы………………………………………………7

14. Способы определения результативности………………………………………...7

15. Формы подведения итогов реализации программы……………………………..8

II. Учебно-тематический план………………………………………………………………...8

III. Содержание тем учебного курса………………………………………..........8-9

IV. Методическое обеспечение  программы……………………………………… . ……….9-14

1. Методы и технологии преподавания……………………………………… . …….9-10

2. Структура занятий…………………………………………………………………..10-11

3. Принцип проведения занятий………………………………………………………11-14

4. Методика организации воспитательной работы…………………………… …….14

5. Контрольные упражнения и нормативы для оценки общей и специальной

физической  подготовки по спортивной гимнастике………………………………   14-16

V. Список литературы………………………………………………………………………….17-18

VI. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы «Секция гимнастики»……………………………………………………………  18-19

VII. Условия реализации программы………………………………………………………....19

VIII   Календарно-тематическое планирование……………………………………………….19-21

 I. Пояснительная записка

1. Введение

   В  настоящее  время    в  системе  физического  воспитания  подрастающего поколения  становится  актуальной  проблема    использования  ресурсов    занятий  в  физкультурно-спортивных  секциях  и  клубах  не  только   для   достижения     единичных    высоких    спортивных     результатов,   но   и  для    повышения  системного  образовательного результата, ориентированного на привлечение  как можно большего числа обучающихся    к занятиям физкультурой и  спортом.  Гимнастика –  не только популярный вид  спорта в  России,   но   и  один из   лучших   способов   укрепления   здоровья.   Отличительной чертой гимнастики является многообразие средств и методов их применения, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма. Занятия по спортивной гимнастике направлены на развитие движений, совершенствование двигательной навыков и физических качеств (ловкость, гибкость, силу, выносливость). Движения доставляют детям радость и могут служить хорошим средством повышения умственной работоспособности. Акробатические упражнения содействуют всестороннему развитию всех органов и систем и в первую очередь двигательного аппарата, повышает возбудимость мышц, темп, силу, мышечный тонус и общую выносливость ребенка.С целью более эффективного осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в соответствии с его природными особенностями программа построена по принципу «Каждый ребенок продвигается в своем физическом развитии от программы – минимум до программы – максимум, независимо от возраста». Этот принцип был сформирован на основе идей Л.В. Выготского, А.И. Леонтьева, Л.В. Занкова и другие. Его применение позволяет вызывать у детей личную заинтересованность в самостоятельном совершенствовании своих результатов.

 2. Нормативно-правовые  основания проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Секция гимнастики»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  «Секция гимнастики»   разработана   в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральным Законом «Об образовании в РФ», № 273-ФЗ от 29.12.2012;

- Федеральным  Законом  «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 14.12.2007 № 329-ФЗ;

- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию  и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Письмом Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; 

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-  Приказом  Минспорта России от 27 декабря 2013 года № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;

- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

(разработчики Минобрнауки России, ГАОУ ВО «Московский государственный

педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования, АНО дополнительного профессионального образования «Открытое

образование».  Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  «Секция гимнастики»  (далее Программа) составлена на основе на основе примерной программы по предмету «Физическая культура»; программы «Физическая культура» (1-4 класс) автора А.П.Матвеева, изд. М. «Просвещение», 2011 год; программы «Акробатика для всех» В.В.Козлова, изд.М. «Владос», 2003 г. и адаптирована к условиям деятельности  ГБОУ СО «Санаторная школа-интернат г. Калининска».

         3. Направленность программы

 Направленность  программы – физкультурно-спортивная. В   содержание   примерной   программы   внесены   изменения, учитывающие   материально- техническую  базу  ГБОУ СО «Санаторная школа-интернат г. Калининска»,  интересы  обучающихся и их родителей (законных представителей),   опыт    педагогов дополнительного образования спортивного профиля.   Изменения  в программе соответствуют    организационно-педагогическим              условиям      проведения      учебно-тренировочного  процесса,  учебным  тематическим  планам  и  требованиям  к  содержанию   программ дополнительного образования детей.

4. Новизна программы

 Новизну         программы      определяет   комплексность   решения образовательных   и  воспитательных  задач  при  ее  реализации,  применение  здоровьесберегающих  технологий,  которые являются приоритетными в деятельности  ГБОУ СО «Санаторная школа-интернат г. Калининска». Программа  позволяет  добиться  системности  в  работе  по  привлечению  обучающихся   к  дополнительному  образованию по спортивному профилю,     формированию        у   них   положительного       интереса    к   физкультуре и спорту, здоровому образу жизни. 

5. Актуальность программы

Актуальность программы   определяется запросом со стороны обучающихся школы  и их родителей на программы физкультурно-спортивного направления,  анализе многолетнего  педагогического опыта и потенциале ГБОУ СО «Санаторная школа-интернат г. Калининска».  Запрос родителей обучающихся на программы  физкультурно-спортивной направленности  и многолетний педагогический опыт  основывается на следующей информации.   В последнее десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей и подростков, чей   образ жизни в настоящее время отличается сниженной физической активностью, агрессивностью информационной среды, направленностью на виртуальные способы общения. Занятия спортом, гимнастикой, в частности, по мнению  родителей и педагогов,   будут способствовать  вовлечению  детей в  массовые виды спорта, что в свою очередь, положительно скажется  на их  физическом  и нравственном состоянии,  будет формировать позитивную  психологию общения и коллективного взаимодействия, способствовать  повышению самооценки.  Кроме того, систематические занятия спортивной деятельностью компенсируют у обучающихся  дефицит   двигательной активности, приобщат к здоровому образу жизни,  будут содействовать  укреплению здоровья, расширят кругозор детей, помогут  найти друзей и единомышленников в социуме. К тому же, в процессе занятий и у детей  воспитываются и морально-волевые качества: смелость, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм, способность к преодолению трудностей любого характера, что в настоящее время крайне важно для  социализации детей и подростков, формировании важных социальных компетенций.

6. Педагогическая целесообразность программы

            Педагогическая целесообразность программы заключается в создании  в  школе особой   развивающей  среды  для выявления и развития  возможностей детей в гимнастике, приобщения  обучающихся,  независимо от возраста,  пола и физической подготовки  к занятиям спортом вообще, что может способствовать не только их  дальнейшему физическому совершенствованию, но  и приобщению к здоровому образу жизни в целом,  раскрытию и формированию лучших человеческих качеств.

7. Отличительная особенность  программы

            Отличительная особенность  программы заключается в том, что основой подготовки занимающихся в секции детей и подростков  является не только технико-тактическая подготовка, но и общефизическая подготовка, направленная на более высокий показатель физического развития школьников.  Кроме того, теоретический материал программы  позволит расширить  кругозор  детей в области спорта вообще, сформирует  интерес занимающихся к гимнастике как к   виду спорта, положительному  влиянию спорта на здоровье.  Программа  учитывает различный уровень физической подготовки детей,  их возрастные особенности, индивидуальные  личносто-психологические характеристики.

8. Адресат программы

В ГБОУ СО «Санаторная школа-интернат г. Калининска» обучаются дети из малообеспеченных, многодетных семей, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию,  дети с ослабленным здоровьем. Большая часть детей – иногородние.  При наборе  и зачислении детей для обучения по данной программе  учитывается следующие факторы:

- положительная мотивация  к занятиям гимнастикой;

- отсутствие медицинских противопоказаний для занятий этим видом  спорта.  Программа рассчитана для смешанных групп  мальчиков и девочек в возрасте   от 8 до 14 лет.

9. Объём и сроки освоения программы, режим занятий

            Программа рассчитана на 1 год (36  недель, включая осенние и весенние

каникулы).  Учебный год начинается 01 сентября и завершается 31 мая. Объём программы –   108 часов, периодичность занятий: 1 раз  в неделю по 3 занятия (1 занятие – 45 минут).

10. Особенности организации образовательного процесса

Для реализации данной программы используется  очная форма обучения.

Состав группы – постоянный.

Формы организации деятельности детей на занятии – групповые и индивидуальные.

Формы проведения занятий: беседа, наблюдение, учебно-тренировочное занятие, спортивная игра, соревнование, выполнение тестовых заданий и др. 

11. Цель программы

Цель программы: привлечение  обучающихся  к регулярным занятиям спортом посредством организованных занятий гимнастикой и акробатикой, удовлетворение их индивидуальных потребностей в нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

12. Задачи программы

            Обучающие:

- формирование представления о гимнастике как о виде  спорта, его возникновении, развитии и правилах соревнований;

- приобретение теоретических знаний в области гимнастического и акробатического спорта и практических навыков;

- обучение основам техники гимнастических упражнений и формирование необходимых умений и навыков для дальнейшего совершенствования в спортивной гимнастике;

- формирование знаний о закаливающих процедурах и укреплении здоровья;   

- формирование знаний  о технике  безопасности при занятиях гимнастикой, приёмах страховки и самостраховки.

 Развивающие:

- развитие мотивации  и положительного отношения ребёнка к занятиям гимнастическим спортом;

- развитие всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений;

- развитие волевых качеств - смелости, решительности, самообладания;

- развитие лидерских качеств, инициативы и социальной активности;

- развитие морально-волевых качеств;

- способствование укреплению здоровья, закаливанию организма и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

Воспитательные:

- воспитание  трудолюбия, сознательной  дисциплины, внимания, настойчивости и волевых качеств;

- воспитание  сознательного интереса к занятиям гимнастикой и акробатикой;

- воспитание  стремления к здоровому образу жизни;

- воспитание  духовно-нравственных качеств поведения в коллективе.

 13.Принципы построения программы

1. Актуальность;

2. Реалистичность;

3. Систематичность;

4. Активность;

5. Воспитывающий характер обучения;

6. Построение программного материала от простого к сложному;

7. Доступность материала;

8. Повторность материала;

9. Совместная деятельность;

10. Контролируемость.

 14. Коррекционная направленность программы

 

v     Формирование навыков двигательной активности;

v     Установление ошибок в выполнении упражнений;

v     Развитие точности в выполнении упражнений.

15. Ожидаемые результаты программы

Результатом освоения дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы  «Гимнастика» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений, навыков:

будут  знать / понимать:

- историю развития гимнастики как вида  спорта в мире и России;

- влияние физкультуры и спорта  на укрепление здоровья, профилактику

заболеваний и увеличение продолжительности жизни;
- требования техники безопасности к занятиям гимнастикой;
- способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;

- характеристику техники выполнения гимнастических и акробатических упражнений, правила соревнований по гимнастике и акробатике;

будут уметь:

 – владеть техникой основных гимнастических приемов;
– выполнять приемы страховки и самостраховки;
– выполнять комплексы упражнений по общей физической и специальной физической  подготовке;
– оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
– выполнять требования физической и спортивной подготовки во время соревнований и при сдаче контрольных нормативов;
– использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.

смогут  решать следующие жизненно-практические задачи:

-  анализировать свои действия и давать им оценку;

- ответственно относиться к учебно-образовательному процессу,  поручениям, обязанностям;

- владеть  знаниями о чувстве товарищества и нравственных правилах поведения в коллективе;

- иметь потребность в самообразовании в области физической культуры и спорта, здорового образа жизни.

16. Способы определения результативности

      Форма подведения итоговконтрольные занятия, для которых разработаны контрольные упражнения и нормативы для оценки общей физической подготовленности и специальной физической подготовленности по спортивной гимнастике.

Руководитель секции должен помнить, что успех в достижении высоких результатов зависит не только от физической и технической, но и от волевой подготовки. Обучая, следует воспитывать умение преодолевать трудности, настойчивость, выдержку, целеустремленность.

Полученные знания и умения дети могут показать в различных физкультурных досугах, развлечениях и спортивных праздниках.

 17. Формы подведения итогов реализации программы

Формами  подведения итогов реализации программы являются:

- участие в соревнованиях различного уровня (школьных, районных, региональных);

- участие в спортивных праздниках.

II. Учебно-тематический  план. 

п/п

 

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Общие сведения о гимнастике

3

3

-

2

Упражнения на развитие гибкости

21

1

20

3

Упражнения на развитие ловкости и координации

18

1

17

4.

Упражнения на формирование осанки

21

1

20

5.

Акробатические упражнения

45

5

40

ИТОГО

108

11

97

К концу реализации программы по спортивной гимнастике дети должны:

v     Уметь правильно выполнять акробатические упражнения;

v     Запомнить последовательность упражнений в акробатической комбинации;

v     Уметь владеть своим телом;

v     Уметь легко выполнять упражнения;

v     Научиться чувствовать себя уверенно при выполнении упражнений.

 III. Содержание тем учебного курса.

I.Общие сведения о гимнастике (3 часа)

Краткий обзор развития гимнастики в России

Гимнастическая терминология

Меры предупреждения травм на занятии по гимнастике

II.Упражнения на развитие гибкости (21 час)

Ходьба в приседе;

Наклоны вперёд, назад, вправо, влево;

Выпады и полушпагаты;

Высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой;

Широкие стойки на ногах;

Комплексы ОРУ, включающие максимальное сгибание туловища (в стойках и седах);

Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности в суставах;

Индивидуальные комплексы физических упражнений по развитию гибкости.

III.Упражнения на развитие ловкости и координации (18 часов)

Произвольное преодоление простых препятствий;

Ходьба по гимнастической скамейке;

Воспроизведение заданной игровой позы;

Жонглирование малыми предметами;

Преодоление полос препятствий, включающих висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов и т.д.;

Упражнения на переключение внимания и чувственного контроля с одних участков тела на другие;

Равновесия типа «ласточка»;

Передвижения на носках, с поворотами и подскоками;

Передвижения шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам.

IV.Упражнения на формирование осанки (21 час)

Упражнения на проверку осанки;

Ходьба на носках;

Ходьба с заданной осанкой;

Ходьба под музыкальное сопровождение;

Танцевальные упражнения;

Комплексы упражнений на контроль осанки в движении;

Упражнения для укрепления  и коррекции мышечного корсета;

Жонглирование на ограниченной опоре;

Комплексы упражнений на чередование напряжения и расслабления мышц отдельных участков тела.

V.Акробатические упражнения (45 часов)

Упоры (присев, лёжа, согнувшись)

Седы (на пятках, углом)

Группировка, перекаты в группировке

Стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги)

Кувырок вперёд (назад)

«мост» из положения лёжа на спине, «шпагаты» и складки

Элементы танцевальной и хореографической подготовки

Парная акробатика: хваты, основы  балансирования, силовые упражнения, пирамидковые упражнения

Начальное обучение акробатическим прыжкам.

IV. Методическое обеспечение  программы.

   1. Методы и технологии преподавания

 Программа рассчитана на детей с хорошими физическими данными с 7 до 14 лет. Занятие проводится в группе по 5-8 человек, так как предусматривается работа индивидуально. Проводиться занятие один раз в неделю. В год проводиться 108  занятий. Продолжительность занятия 45 минут.

Основной формой работы по программе спортивная гимнастика является групповое учебно–тренировочное занятие. Кроме организованных учебно–тренировочных занятий, дети должны самостоятельно ежедневно проводить утреннюю зарядку, а также выполнять индивидуальные задания руководителя по совершенствованию своей физической и специальной подготовленности. Для выработки правильной осанки развития координации движения, овладения основам техники и стилем выполнения гимнастических упражнений рекомендуется на каждом занятии, выполнять комплекс хореографических упражнений у гимнастической стенки или в кругу, на занятиях использую игровой метод. Для музыкальной окраски композиций использую технические средства обучения. Музыкальное сопровождение дает особый жизнеутверждающий ритм. Проникновенное слово, сказанное на фоне прекрасной музыки, помогает становиться по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным и обновленным, подобно тому, как человек становиться другим после соприкосновения с природой.

Учет учебно-тренировочной и воспитательной работы ведется в специальном групповом журнале.

Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом физической и технической подготовленности юных гимнастов.

Изучение теоретического материала проводятся в процессе практических занятий форме бесед.

Физическая подготовка юных гимнастов является основой их будущих спортивных достижений. С целью ее обеспечения учебный материал содержит упражнения для общей и специальной физической подготовки, которые даются раздельно для каждой группы.

Техническая подготовка осуществляется с помощью комплексов упражнений, описанных в программе. На разных этапах подготовки задачи её меняются и становятся более целенаправленными.

Невозможно строить работу, не зная способности ребенка, поэтому очевидно значение первоначального обследования. Обследование проводится по показателям развития физических качеств и двигательным навыкам.

 2. Структура занятий

Для успешного решения задач, поставленных на занятиях, используются следующие методы и приемы:

1.Организационные:

v     Наглядные (показ, помощь);

v     Словесные (описание, объяснение, название упражнений);

v     Практические (повторение, самостоятельное выполнение упражнений);

2.Мотивационные (убеждение, поощрение);

3.Контрольно – коррекционные.

 Обучение гимнастическим упражнениям можно разделить на три этапа.

§         Этап обучения;

§         Этап разучивания;

§         Этап совершенствования.

 Гимнастика имеет определенную структуру: начинается с подготовительной части, затем следует основная часть и в конце - заключительная.Подготовительная часть по продолжительности занимает 8-10 минут и имеет собственные задачи:

1.  Задачи биологического аспекта - подготовка организма детей к предстоящей работе (настрой центральной нервной системы, подготовка опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений основной части занятия.)

2.            Задачи педагогического аспекта - формирование у детей умение выполнять двигательные действия в разном темпе с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения, овладение школой движения.

 В зависимости от возраста задачи   педагогического аспекта могут требовать на одних занятиях больше времени, на других - меньше.

 

Для решения этих задач в подготовительной части используются различные средства: строевые упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры, вольные упражнения с элементами на координацию движений. Упражнения с высокой интенсивностью выполнения подготовительную часть включать; нецелесообразно, т.к. они могут снизить работоспособность детей в основной части. Поэтому здесь не ставятся задачи развития у детей таких двигательных качеств как сила, выносливость.

Основная часть занятия занимает 15-20 минут и содержит следующие задачи: 1.Формирование жизненно необходимых и специальных  (гимнастических) двигательных навыков.

2. Развитие волевых и физических качеств детей. (Для решения этих задач в основной части занятия используется значительный подъем упражнений прикладные, акробатические и вольные).

Заключительная часть занимает 3-5 минут. Основными ее задачами являются подготовка организма детей к предстоящей деятельности, подведение итогов данного занятия, задание на дом.

В заключительной части занятия обычно используются успокаивающие упражнения (ходьба, упражнения на расслабление), отвлекающие (на внимание, на координацию, спокойные игры, выполняемые с музыкальным сопровождением), упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния (танцевальные и т.п.).

 3. Принципы проведения занятий

1.Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.

2.Возрастное соответствие. Предлагаемые упражнения учитывают возможности детей данного возраста.

3.Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формируют «зону ближайшего развития».

4.Деятельный принцип. Задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственных данному возрасту: игровая (сюжетно – ролевые игры, музыкальные игры, игры с правилами), продуктивная (оздоровительно–спортивная, творческая), общение.

5.Наглядность Активное использование предметной среды, в том числе искусственно организованной, опосредуемой вспомогательными приспособлениями.

6.Дифференцированный подход. Учет индивидуальных способностей и физического развития ребенка.

7.Рефлексия. Совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного на занятиях и краткое резюме педагога в конце занятия.

8.Конфиденциальность. Адресность информации о ребенке родителям, педагогам, воспитателям; недопустимость медицинских диагнозов; акцент на рекомендациях.

9.Принцип формально – эвристического единства. В обучении следует сочетать традиции и новаторство.

 В соответствии с поставленными задачами занятия по гимнастике делятся на вводные, учебные, контрольные и смешанные.

Вводные занятия предусматривают проведение бесед для сообщения теоретических сведений, ознакомления с задачами. Часть времени вводного занятия обязательно отводится на практические занятия.

Учебные занятия. На занятиях такого типа в первую очередь проводится первоначальное обучение технике выполнения гимнастических и акробатических упражнений.

Смешанные занятия. Помимо изучения нового материала, на них совершенствуется техника передвижения выполнения гимнастических и акробатических упражнений, изученная ранее. В ходе подготовки могут проводится различные варианты смешанных занятий с включением упражнений для развития скорости и выносливости в сочетании с обучением и совершенствованием техники выполнения гимнастических и акробатических упражнений, приемом учебных нормативов и подведение итогов обучения.

Контрольные занятия. На занятиях этого типа  обучающиеся выполняют тестовые задания  в части практической подготовки.  Контрольные занятия иногда проводятся в форме соревнований.

В учебной работе используются три основных метода обучения: демонстрации, слова и упражнения (практического выполнения). Указанные методы имеют ряд разновидностей.

Методический прием – это часть целостного метода. Например, демонстрация (показ) поворота в движении из упора на лыжах – это метод, а замедленный показ только части поворота – подготовительных движений и входа в поворот – методический прием. Совокупность нескольких методов или разновидностей принято называть методикой обучения.

Метод демонстрации. При обучении способам передвижения на лыжах этот метод чаще всего применяется в виде показа всего способа в целом или отдельных его деталей. Показ способа передвижения должен быть образцовым по форме и характеру движений. В начале лучше демонстрировать способ передвижения в целом, затем, если возможно, по частям, а потом вновь в целом. Желательно продемонстрировать способ передвижения в замедленном виде.

Метод слова. При обучении технике выполнения гимнастических и акробатических упражнений широко используются объяснение приема, действия, а также замечания и пояснения непосредственно в процессе выполнения упражнений. Метод слова применяется с целью создания у обучающихся ясного представления о форме движений, для раскрытия их характера при показе упражнения и помощи ученику в анализе и исправлении ошибок во время непосредственного выполнения способа передвижения. Учитывая особенности гимнастики и акробатики, педагог  должен избегать длительных объяснений. Речь педагога  должна быть громкой и литературно правильной. Кроме этого, необходимо использовать принятую в гимнастике и акробатике  терминологию.

Метод упражнения (практического выполнения) позволяет полученные представления о технике перенести на практическое освоение движений. Основная цель данного метода – воспитать у обучающихся умения и навыки, необходимые при занятиях гимнастикой  и акробатикой. Этот метод имеет две взаимосвязанные разновидности – метод целостного упражнения и метод расчлененного упражнения.

Метод целостного упражнения наиболее распространен в гимнастике. Он с успехом может быть использован для изучения самого сложного способа выполнения гимнастических и акробатических упражнений.

Метод расчлененного упражнения чаще всего применяется при изучении сложных движений или упражнений,  а также с учениками, которые не могут сразу освоить данное упражнение. При этом методе основное внимание обращается на изучение, совершенствование и закрепление отдельных частей и элементов способа.

 

Сочетание методов обучения является важным фактором, повышающим качество учебного процесса.

   Организуя тренировочный процесс,  необходимо помнить о том, что: 
- двигательные действия должны соответствовать полу, возрасту и физической подготовленности каждого занимающегося; 
- должны учитываться величина нагрузки, интервалы отдыха, интенсивность выполнения упражнений; 
- должен быть обеспечен медицинский контроль, должны быть соблюдены санитарно-гигиенические требования к помещению для занятий и к личной гигиене спортсмена.

Контроль за уровнем нагрузки на занятиях проводится по карте педагогического наблюдения за степенью утомления обучающихся:

Объект наблюдения

Степень и признаки утомления

Небольшая

Средняя

Большая (недопустимая)

 

Цвет кожи лица

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Редкое покраснение, побледнение или синюшность.

 

Речь

Отчетливая

Затрудненная

Крайне затрудненная или невозможная.

Мимика

Обычная

Выражение лица напряженное

Выражение страдания на лице.

Потливость

Небольшая

Выраженная верхней половины тела

Резкая верхней половины тела и ниже пояса, выступание соли.

Дыхание

Учащенное, ровное

Сильно учащенное

Сильно учащенное, поверхностное, с отдельными глубокими вдохами, сменяющимися беспорядочным дыханием.

Движения

Бодрая походка

Неуверенный шаг, покачивание

Резкое покачивание, дрожание, вынужденная поза с опорой, падение.

Самочувствие

Жалоб нет

Жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиение, одышку, шум в ушах.

Жалобы на головокружение, боль в правом подреберье, головная боль, тошнота, иногда икота, рвота

 Самоконтроль в подготовке

Самоконтроль играет в подготовке юных гимнастов  важную роль. Для самоконтроля предлагается несколько простых и доступных для занимающихся самонаблюде­ний за своим физическим развитием и состоянием здоровья. Их цель - сохранение спортивной работоспособности и совершенство­вание подготовленности юных спортсменов. Комплекс достаточно простых методов самонаблюдения дает возможность получить субъективные и объективные данные. Рекомендуется ежедневно учитывать самочувствие, желание выполнять тренировочные и со­ревновательные нагрузки, длительность ощущения усталости после них, характер сна, аппетит, сердцебиение и др. 

4. Методика организации воспитательной работы

Личностное развитие детей - одна из основных задач в работе педагога дополнительного образования. Высокий профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.

Специфика воспитательной работы на занятиях спортивной секции состоит в том, что педагог проводит ее во время тренировочных занятий и дополнительно на различных мероприятиях.

На протяжении всего периода занятий педагог формирует у занимающихся, прежде всего, патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).

Воспитательные средства:

- личный пример и педагогическое мастерство педагога;

- высокая организация тренировочного процесса;

-  атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;

 - дружный коллектив;

 - система морального стимулирования;

- воспитательные мероприятия.Важное место в воспитательной работе отводится соревнованиям. Кроме формирования  у воспитанников  понятия об общечеловеческих ценностях, необходимо серьезное внимание обратить на этику спортивной борьбы. Здесь важно сформировать у занимающихся должное отношение к запрещенным приемам и действиям в спорте (неспортивное поведение, взаимоотношения спортсменов, тренеров, судей и зрителей). Перед соревнованиями необходимо настраивать юных спортсменов не только на достижение победы, но и на проявление  морально-волевых качеств.

5. Контрольные упражнения и нормативы для оценки общей и специальной физической подготовленности по спортивной гимнастике.

(диагностика физической подготовленности)

Своевременная и углубленная диагностика физической подготовленности позволяет выявить развития движений и физических качеств у ребенка, а также определить степень его соответствия возрастным нормам.

            Результаты тестирования детей помогают изучить особенности их моторного развития и определить необходимые средства и методы физического воспитания. Тестирование позволяет выявить неравномерности в развитии двигательных функций детей, что дает возможность определить причины отставания или опережения в усвоении программы, наметить педагогические приемы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения.

            Уровень физической подготовленности ребенка можно определить, ориентируясь на:

·         Степень овладения ребенком «азбукой движений»: базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;

·         Умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать свой арсенал двигательных действий в различных условиях;

·         Развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных способностей.

Сочетание дифференцированного подхода в обучении основным видам движений с развитием физических качеств и двигательных способностей позволяет заложить хороший фундамент общей физической подготовленности и достичь гармоничного физического развития на важном - этапе подготовки к обучению в школе.

При определении готовности ребенка к обучению в школе важно учитывать не только достигнутый уровень развития моторики, но и его потенциальные двигательные возможности.

Для этой цели можно использовать различные диагностические тесты в виде контрольных двигательных заданий, предлагаемых детям в игровой или соревновательной форме. Предлагаемые тесты обладают высокой статистической достоверностью.

 Программа «Категории «Б»

Контрольные упражнения и нормативы для оценки общей и специальной физической подготовленности по спортивной гимнастике.

1.Бег 30 метров с высокого старта.

Проводится в зале. Движение начинается по команде «марш», одновременно включается секундомер. При касании финишной ленточки секундомер выключается. Стартуют по одному ребенку, один раз (в отдельных случаях не исключен и второй старт).

2.Прыжок в длину с места.

Проводится в зале. Прыжок выполняется с двух ног с приземлением на две ноги. Сбоку от стартовой линии, за которую нельзя заступать носками, расчерчивается разметка: в зоне предполагаемого приземления через каждые 10 см мелом проводится поперечные линии. Это дает возможность сразу же определить результат прыжка. Выполняется две попытки, засчитывается лучший результат.

3.Упражнение на гибкость.

Наклон вперед из положения, сидя на полу. На полу обозначить цетровую и перпендикулярную линии. Сидя на полу ступнями ног касаются перпендикулярной линии, ноги выпрямлены в коленях, ступни вертикальны, расстояние между ними составляют 20-30 см. Выполняется три наклона вперед, на 4-ом задерживается дыхание на 2 сек. И фиксируется результат на перпендикулярной мерной линии при касании её кончиками пальцев, при этом руки удерживаются на фиксируемом результате не менее 2-х секунд. Сгибание ног в коленях не допускаются.

4.Шпагаты (левый, правый, поперечный).

ü      Ноги лодыжками касаются пола, руки на полу                                                 1 балл

ü      То же, но руки в стороны                                                                                      0,8

ü      Ноги до колен касаются пола, руки в стороны                                                  0,6-0,4

ü      Ноги почти полностью касаются пола, слегка согнуты                                               0,3-0,2

ü      Ноги полностью прилегают к полу носки оттянуты, руки в стороны (без сбавки)

5.Мост (из произвольного положения).

ü      Ноги и руки значительно согнуты, плечи под углом 45 градусов                              1 балл

ü      Ноги и руки значительно согнуты, плечи значительно отклонены от вертикали    0,8-0,6

ü      Ноги и руки прямые, плечи незначительно отклонены от вертикали                                    0,5

ü      Ноги и руки прямые, плечи почти перпендикулярны полу                                         0,2-0,1

ü      Ноги и руки прямые, плечи перпендикулярны полу                                        (без сбавки)

6.Удержание ноги (правой, левой) в сторону (2 сек.).

ü      Тело прямо, руки в стороны, нога ниже прямого угла                                                  1 балл

ü      То же, но нога параллельно полу                                                                                     0,5

ü      То же, нога на уровне груди                                                                                            0,3

ü      То же, нога на уровне плеча                                                                                             0,1

ü      То же, нога на уровне уха                                                                                     без сбавок

 

Сумма сбавок во всех упражнениях определяет оценку (по таблице) за гибкость.

Контрольные упражнения и нормативы для оценки общей и специальной подготовленности по спортивной гимнастике

 

 

Уровень развития

 

Баллы

 

Прыжки в длину

(см)

Гибкость (сбавки за ошибки)

Баллы (см)

 

Бег 30 м

(сек.)

 

 

 

 

Сформирован

 

 

 

 

 


10

160

16

5,8

9,9

155

-

5,9

9,8

151

15

6,0

9,7

148

-

6,1

9,5

145

14

6,2

9,6

142

-

6,3

9,7

139

13

6,4

9,6

136

-

6,5

9,5

132

12

6,6

9,4

128

11

6,7

9,3

124

10

6,8

На стадии формирования

8,0

120

9

6,0

7,8

116

8

7,0

7,5

112

7

7,1

6,0

108

6

7,2

5,5

104

5

7,3

 

 

Не сформирован

4,0

100

4

7,4

3,5

96

3

7,5

3,0

92

-

7,6

2,5

88

2

7,7

2,0

84

-

7,8

1,0

81

1

7,9

 V. Список литературы

1. Cписок литературы, использованной при написании программы

  1. Александрова Н.Г. Ритмическое воспитание. – М., 1924.
  2. Бенджамин Лоу. Красота Спорта. /пер. с анг. И.Л. Моничева – М.: Радуга, 1984.
  3. В.В.Козлов «Физическое воспитание детей «Акробатика»», изд.М. ВЛАДОС, 2003 г.
  4. В.П.Коркин «Акробатика», изд М. «Физкультура и  спорт», 1990 г.
  5. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
  6. Лисицская Т.С. Хореография в гимнастике. – М: Физкультура и спорт, 1984.
  7. Мартовский А.Н. Гимнастика в школе. – М.: Физкультура и спорт, 1976.-108с.
  8. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика. Теория и методика. – Ростов н/Д: Феникс,2002.
  9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработчики Минобрнауки России, ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования, АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование»
  10. Муравьев В.А., Назарова Н.Н. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста: Методическое пособие. – М.: Айиспресс, 2004.-112с. – (Методика)
  11. Никитушкина Н.Н. Управление методической деятельностью спортивной школы: наун.-метод. пособие/Н.Н. Никитушкина, И.А. Водянникова. – М.: Советский спорт, 2012. –200 с.
  12. Основы управления подготовкой юных спортсменов/ Под общ. ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982.
  13. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика. Учебное пособие для студ. высш. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000.
  14. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  15. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию  и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
  16. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  17. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. – М., 1972.
  18. Смолевский В.М., Гавердовский Ю.К. Спортивная гимнастика, - Киев, «Олимпийская литература», 1999.Составитель В.М. Гимнастика. – М: Физкультура и спорт, выпуск 1, 2,1986.
  19. Федеральный  Закон  «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 14.12.2007 № 329-ФЗ
  20. Федеральный Закон  «Об образовании в РФ», № 273-ФЗ от 29.12.2012
  21. Филин ВН., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1980.
  22. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 232с.
  23. Шлемин А.М. Юный гимнаст. И., «Физкультура и спорт», 1973.

 2. Список рекомендуемой литературы для педагога

  1. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М.: Физкультура и спорт, 2000.
  2. Кубеев А.В., Манжосов В.Н., Баталов А.Г. Исследование информативности показателей при оценке и нормировании интенсивности тренировочных нагрузок (Методическая разработка для студентов ГЦОЛИФК). – М., 2000.
  3. В.В.Козлов «Физическое воспитание детей «Акробатика»», изд.М. ВЛАДОС, 2003 г.
  4. В.П.Коркин «Акробатика», изд М. «Физкультура и  спорт», 1990 г.
  5. Мартынов В.С. Комплексный контроль в циклических видах спорта: Дисс.  докт. пед. наук. – СПб., 2002
  6. Матвеев Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки // Теория и практика физической культуры, №2, №3, 2000.

 3. Список рекомендуемой литературы для детей и родителей

 

  1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М., 1988.
  2. Лях В.И. Мой друг – физкультура. 1-4класс. М.: Просвещение, 2011г.
  3. Мищенко В.С. Функциональные возможности спортсменов. – Киев: Здоровье, 2006.

 VI. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы «Секция гимнастики»

 

Начало учебного года – первый рабочий день сентября.

Окончание учебного года – 31 мая.

Продолжительность учебного года – 36 недель.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 3 часа.

Контроль уровня   общей   физической и специальной физической   подготовки   осуществляется   при   сдаче   контрольных  нормативов по ОФП и СФП, проводимых в сентябре, мае учебного года (по ОФП),  январе, марте учебного года  (по СФП). Итоговая аттестация проходит  в мае по окончании полного курса обучения по образовательной программе.

 

Календарь занятий

I полугодие

II полугодие

Всего недель/ часов

Летние каникулы

Количество  недель

Кол-во часов

Формы аттестации

Кол-во  недель

Кол-во часов

Формы аттестации

16

48

Тестовые задания, соревнования

20

60

Тестовые задания, соревнования

36/108

01.06.-

31.08

13 недель

Итого по программе: 108 часов

 VII. Условия реализации программы 

1. Материально-техническое обеспечение:

Для успешной реализации данной программы необходимо иметь:

- спортивный и тренажёрный  залы для тренировок, светлые  и хорошо проветриваемые;

- площадка для проведения занятий;

- раздевалка;

- эспандер резиновый;

- маты;

- батуты;

- гимнастические ленты;

- мячи (разного диаметра);

- флажки;

- гимнастические палки;

 - степ – скамейки;

-  скакалки;

- секундомер;

- рулетка;

- аптечка;

2. Кадровое обеспечение:

            С группой обучающихся работает 1 (один) педагог дополнительного образования.

            Образование: окончил Таразский государственный педагогический институт по специальности: физическое воспитание.   Курсы повышения квалификации прошёл  с 01.07.2015 г. по 31.07.2015 г. в ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по Р.П. «Дополнительное образование на современном этапе», 112 ч.

            Медицинский контроль осуществляют  1 врач-фтизиатр и  4 медицинских сестры (по графику).

3.  Информационное обеспечение:

-  Сайт Министерства спорта Российской Федерации: www.minsport.gov.ru;

-  Журнал «Советский спорт»:  www.sovsportizdat.ru;

-  Журнал теория и практика физической культуры:   htt://lib.spotedu. ru/ press /tpfk;

- Спортивная электронная библиотека:  htt://libsport. ru;

- Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту:

    htt://libspotedu. ru.

   VIII. Календарно-тематический план

№ пп

Наименование разделов и тем

Количество часов

Планируемая дата проведения занятия

Фактическая дата проведения занятия

1.

2.

3.

4.

5.

I.       Общие сведения о гимнастике (3 часа)

1

Краткий обзор развития гимнастики в России

1

 

 

2

Гимнастическая терминология

1

 

 

3

Меры предупреждения травм на занятии по гимнастике

1

 

 

II.Упражнения на развитие гибкости (21 час)

4

Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности в суставах. ТБ

1

 

 

5

Наклоны туловища. 

1

 

 

6

Выпады в стороны и вперёд

1

 

 

7-9

Полушпагат.

3

 

 

10-12

Шпагат

3

 

 

13-15

Развитие подвижности  в плечевых  суставах

3

 

 

16-18

Развитие гибкости позвоночника

3

 

 

19-21

Развитие подвижности  в тазобедренных суставах

3

 

 

22-23

Обучение  комплексу ОРУ на развитие гибкости

2

 

 

24

Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности

1

 

 

III.Упражнения на развитие ловкости и координации (18 часов)

25

Преодоление простых препятствий

1

 

 

26-27

Передвижения по гимнастической скамейке

2

 

 

28-30

Преодоление полосы препятствий

3

 

 

31

Упражнения на переключение внимания

1

 

 

32

Упражнения на равновесие

1

 

 

33

Упражнения на координацию движения

1

 

 

34 - 36

Передвижения на носках, с поворотами и подскоками

3

 

 

37- 39

Передвижения по намеченным ориентирам

3

 

 

40-41

Жонглирование малыми предметами

2

 

 

42

Тест «Прыжок в длину с места»

1

 

 

IV.Упражнения на формирование осанки (21 час)

43

Упражнения на проверку осанки

1

 

 

44

Ходьба на носках

1

 

 

45

Ходьба с заданной осанкой

1

 

 

46-48

Комплексы упражнений на контроль осанки в движении

3

 

 

49-51

Упражнения для укрепления  и коррекции мышечного корсета

3

 

 

52-54

Жонглирование на ограниченной опоре

3

 

 

55-57

Комплексы упражнений на чередование напряжения и расслабления мышц отдельных участков тела

3

 

 

58-60

Упражнения с удержанием предмета на голове

3

 

 

61-63

Тест. Упражнения на проверку осанки

3

 

 

V.Акробатические упражнения (45 часа)

64

Упор, присев

1

 

 

65

Упор, лёжа

1

 

 

66

Упор, согнувшись

1

 

 

67

Сед на пятках

1

 

 

68

Сед углом

1

 

 

69

Группировка

1

 

 

70

Перекаты

1

 

 

71

Стойка на лопатках, согнув ноги

1

 

 

72

Стойка на лопатках, выпрямив ноги

1

 

 

73

Кувырок вперёд

1

 

 

74

Кувырок назад

1

 

 

75

Мост из положения лёжа на спине

1

 

 

76-78

Шпагаты: левый, правый

3

 

 

79-81

Шпагат прямой

3

 

 

82-84

Элементы танцевальной и хореографической подготовки

3

 

 

85

Парная акробатика: хваты

1

 

 

86-87

Парная акробатика: основы балансирования

2

 

 

88-90

Парная акробатика: силовые упражнения

3

 

 

91-93

Поддержки

3

 

 

94

Упоры в парах

1

 

 

95-96

Стойки в парах

2

 

 

97-99

Равновесие в парах

3

 

 

100

Пирамидковые упражнения

1

 

 

101-102

Построение пирамиды

2

 

 

103-104

Акробатические прыжки

2

 

 

105

Показательные выступления

1

 

 

106-107

Тест «Подтягивание в висе на высокой перекладине (М0, на низкой перекладине (Д)»

2

 

 

108

Тест «Угол в упоре»

1

 

 

 

 

Copyright © ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска", 2011-2012
Программа управления сайтами - CMS SiteEdit