ГБОУ СО "Санаторная 
школа-интернат г.Калининска"

ГБОУ СО "Санаторная
школа-интернат г.Калининска"

Образовательная программа школы

Образовательная программа школы на 2014-2019 гг.

Содержание 

РАЗДЕЛ 1. Информационно-аналитические данные об общеобразовательном учреждении.

Стр.3-9

РАЗДЕЛ 2. Характеристика социального заказа на образовательные услуги. Описание «модели» выпускника, вытекающей из социального заказа.

Стр.10-16

РАЗДЕЛ 3. Цели и задачи образовательного процесса.

Стр.17-18

РАЗДЕЛ 4. Образовательный план и его обоснование.

Стр.19

РАЗДЕЛ 5. Организация образовательного процесса.

Стр.19-21

РАЗДЕЛ 6. Программно-методическое обеспечение образовательной программы.

Стр.22

РАЗДЕЛ 7. Мониторинг полноты и качества реализации образовательной программы (критерии, показатели (измерители) реализации программы).

Стр.22-23

РАЗДЕЛ 8. Управление реализацией образовательной программы.

Стр.24-28

РАЗДЕЛ 1. Информационно-аналитические данные об общеобразовательном учреждении.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  Саратовской области  «Санаторная школа - интернат г.Калининска»  ориентировано на обучение, воспитание ,лечение учащихся, а также развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Это достигается путем создания адаптивной педагогической системы, благоприятных условий для общеобразовательного, умственного, нравственного и физического развития каждого учащегося.

Управление школой осуществляется на основе демократии, гласности, самоуправления. Стратегическое руководство образовательной политикой принадлежит выборному представительному органу. Непосредственное управление педагогическим процессом реализует директор школы и его заместители по учебной, воспитательной и административо-хозяйственной работе.

  • Общая характеристика общеобразовательного учреждения исходя из его статуса

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области  «Санаторная школа-интернат г.Калининска» является юридическим лицом (свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения от 11 сентября 1995 года серия 64 № 002650591, действует на основании Устава, утвержденного министерством образования Саратовской области .

Юридический адрес: 412483, Саратовская область, город Калининск, ул. Мира, д. 1.

Учредителем общеобразовательного учреждения является министерство образования Саратовской области. Взаимоотношения между учредителем и ГБОУ СО «Санаторная школа-интернат г.Калининска» регулируются договором от 14.09.2006г. № 10 .

Директором данного общеобразовательного учреждения является Мортова Людмила Юрьевна (приказ министерства образования Саратовской области от 09.06.2009 № 171-к), которая прошла соответствующую аттестацию на соответствие занимаемой должности (приказ).

ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска» имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности  и свидетельство о государственной аккредитации (серия АА  № 022265, регистрационный номер № 1259 от 11 июня 2002 года, приказ Министерства образования Саратовской области № 579 от 13.04.2007г. « Об аттестации и государственной аккредитации государственного оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении ).

Доступность качественных образовательных программ обеспечивается выполнением школой Закона РФ  «Об образовании», который гарантирует ребенку право на получение образования в любом общеобразовательном учреждении.

Нормативные условия общеобразовательного учреждения

Контингент обучающихся в ГБОУ СО «Санаторная школа-интернат г.Калининска» в 2013- 2014 учебном году составляет - 130 человек (плановая мощность здания – 210 человек): с 1 по 4 классы – 51 обучающийся; с 5 по 9 классы – 79 обучающихся; обучающихся 9 класса – 19 человек. Всего в общеобразовательном учреждении 9 классов-комплектов.

  • Организационные условия общеобразовательного учреждения

Общеобразовательное учреждение работает в режиме 6-дневной рабочей недели для 2-9 классов и 5-ти дневной недели для 1 класса.

 Продолжительность учебного года:

- в 1 классе – 33 учебные недели;

- во 2 – 8 – классах  34 учебные недели;

- в 9- классе– 34 учебные недели с учетом экзаменационного периода

Продолжительность урока (академический час) во всех классах 40 минут, за исключением 1-го класса.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе ;

- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый).

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 3 урока) – по 20 минут.

Продолжительность каникул в течение учебного года – не менее 30 календарных дней,  летом – не менее 8 недель. Для  учащихся  первого  класса  в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

 

 Первая ступень

Вторая ступень

Нормативные условия

1

Начало уроков

      09.30.                            08.40

2

Начало дополни-тельного образования

с 17.00 ч.

с 17.00ч.

                                    Организационные условия

1

 Формы организации учебного процесса

Классно – урочная система

Индивидуально-групповые занятия,

проектная деятельность, экскурсии

Индивидуально-групповые занятия, проектная деятельность, экскурсии

2

Особенности организации пространственно- предметной среды

Школа располагается в одном здании

Оснащенность учебных кабинетов и лабораторий оборудованием в соответствии с современными требованиями составляет  74%. Имеются в полном объеме оснащенные кабинеты химии, географии, информатики. Имеется футбольное поле, спортивная площадка, тренажерный зал.

3.

Организация  дополнительного образования

 

 

 

 

Направленность программ дополнительного образования

Культурологическое,

физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое

Культурологическое,

научно-техническое,

физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое

 

4.

Образовательное пространство

Организация сетевого взаимодействия с учреждениями профессионального, дополнительного образования, учреждениями культуры и спорта, учреждениями в рамках оказания социальной помощи, другими общеобразовательными учреждениями

6.

Сотрудничество с родительской общественностью

1. Предоставление родителям (законным представителям) возможность ознакомления  (Устав школы):

v     с ходом и содержанием образовательного процесса;

v     оценками успеваемости обучающихся;

v     режимом работы школы;

v     основными направлениями работы педагогического коллектива;

v     достижениями школы.

2. Привлечение родителей к сотрудничеству:

v     работа в выборном представительном органе

v     работа родительских комитетов класса

3. Организация родительского всеобуча по ступеням:

Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка в систему школьного образования.

 

Психологические особенности детей подросткового возраста.

4. Привлечение родителей к общешкольным и классным мероприятиям.

v     День знаний

v     Праздник последнего звонка

v     Спортивные праздники

v     Ярмарки

7.

Организация учебного процесса в целях охраны жизни и здоровья учащихся

Направления и формы занятий:

v     Физминутки

v     Динамические паузы

v     Подвижные игры

v     Смена видов деятельности

v     Уроки здоровья

 

8.

Характеристика местной социальной среды

По материальному положению семьи школьников в основном с низким уровнем доходов (уровень доходов в семье на человека ниже прожиточного минимума – 78 %). Большинство семей проживает в малогабаритных квартирах или частных домах.

На территории города  расположены:

v     Дом культуры

v     Детская спортивная школа

v     Кинотеатр « Победа»

v     Районная и городская библиотеки

 

С целью повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени, личностного развития ребенка педагогами школы используются современные образовательные технологии, своевременно и полноценно организуется диссеминация их опыта на различных уровнях. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Педагогические технологии в ГБОУ СО «Санаторная школа- интернат г.Калининска

№ п/п

Проблемные творческие группы

Ступень

образования

Сроки внедрения   

Результаты деятельности

Распространение опыта

1.

Технология развивающего обучения,

основанная на психологической теории усвоения

П.Я. Гальперина

 

 

Основная школа

 

 

 

 

 

с 1998г.

Обобщен опыт работы по применению технологии РО в школе и в муниципальном учебно-методическом центре

На методическом объединении учителей города и района (открытые уроки и сообщения), на открытом заседании МО математиков для руководителей МО.

2.

Проблемное обучение

Основная школа.

 

 

 

 

 

Начальная школа

 

 

с 1997г.

 

 

 

 

 

С 2004г.

Материал по изучению и внедрению систематизирован     в методическом кабинете школы

На  методическом объединении учителей города и района (открытые уроки и сообщения)

3.

Коллективная система обучения

Основная школа.

 

С 1998г.

Материал по изучению и внедрению систематизирован     в методическом кабинете школы

Педсоветы, методические дни.

4.

Использование игровых методов обучения

Начальная школа.

 

Основная школа.

С 1997г.

Материал по изучению и внедрению систематизирован      в методическом кабинете школы

Педсоветы, методические дни.

5.

Обучение в сотрудничестве

Начальная школа.

Основная школа.

Средняя школа.

С 2003г.

Материал по изучению и внедрению систематизирован      в методическом кабинете школы

Педсоветы, методические дни, психолого-педагогический семинар.

6.

Здоровье - сберегающие технологии

 

 

Начальная школа.

Основная школа.

 

С 2000г.

 

 

 

 

 

 

Материал по изучению и внедрению систематизирован     в методическом кабинете школы

Педсоветы, методические дни, психолого-педагогический семинар.

 

7.

Проектные методы обучения.

Начальная школа.

 

Основная школа.

 

 

С 2004г.

 

 

.

Материал обобщен в школе

 

 

Педсоветы, методические дни, психолого-педагогический семинар

8

Объяснительно-иллюстративные технологии обучения

Начальная школа.

Основная школа.

с 1996 года

Методический кабинет школы

На  школьных МО (открытые уроки, сообщения)

9

Реализация теории поэтапного формирования умственных действий

М.Б. Воловича

Основная школа.

С 2006 года

Методический кабинет школы

Уроки,                 мастер-классы

 

Занятия проводятся в 14 учебных кабинетах: начальных классов (4 кабинета), русского языка и литературы, математики, информатики и ИКТ, биологии, физики химии, географии, истории. Учителем химии заполняется журнал регистрации действий с прекурсорами. Школа оснащена учебной мебелью, все кабинеты - компьютерной техникой. Для проведения уроков физической культуры и занятий спортом в школе оборудован спортивный зал, на территории школы имеются баскетбольная, волейбольная площадки, футбольное поле. Уроки технологии проводятся в комбинированной  мастерской и кабинете обслуживающего труда.

Новые стандарты дают одинаковые стартовые возможности каждому ребенку, позволяют развивать творческие способности каждого обучающегося, то есть мотивируют ребенка к творческому труду, к работе на результат.

  • Внешние связи школы

В деятельности школы реализуется принцип сотрудничества науки и практики. Сотрудничество с кафедрами управления образованием и педагогики Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования позволяет нам провести научную разработку и практическое обоснование новых идей и технологий.

                  Регулярно педагогический коллектив обменивается опытом работы с другими общеобразовательными школами: проводятся районные методические семинары, учителя школы выступают на педагогических чтениях, конференциях города и района.

                  С целью более глубокого личностно - ориентированного подхода в воспитании творческой личности, а также системной работы в этом направлении, школа привлекает к сотрудничеству учреждения: ДДТ г.Калининска, ДЮСШ, районную и городскую библиотеки г.Калининска. Возможности этих учреждений используются в организации внеклассной и внешкольной работы.

 

  • Позитивные тенденции, проблемы и риски реализуемого образовательного процесса, пути выхода из сложившейся ситуации;

 

Анализ достижений школы, ее потенциала с точки зрения развития позволяет определить ее основные конкурентные преимущества, или «факторы роста». К их числу следует отнести:

-        квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию образовательного учреждения;

-        значительная доля педагогов, стремящихся к саморазвитию;

-        качественная начальная подготовка, позволяющая школьникам добиваться хороших учебных показателей на второй  ступени школы;

-        интеграция основного и дополнительного образования;

-        положительная динамика уровня удовлетворённости образовательными услугами у учащихся и родителей;

-        повышение уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива (изменение качественного состава коллектива);

-        высокий рейтинг учителей школы среди учащихся и общественности;

-        истоки, наследие, традиции школы в обучении и воспитании детей в течение четырёх десятилетий;

-        традиции школы по повышению мотивации труда у учителей (награждения, премии).

          В то же время «новые вызовы» времени, социально-экономические и политические изменения в стране и регионе в сфере образования ставят новые задачи перед коллективом школы. К числу таких «вызовов», на которые нужно искать ответ в условиях сельской школы относятся:

-       демографические изменения (снижение контингента учащихся), ухудшение социального качества учащихся по показателям здоровья, умственного развития, социальной адаптации первоклассников ;

-       продолжающаяся социальная и культурная деградация сельского социума (массовая безработица, обнищание, распространение асоциальных явлений);

-       изменения в сфере образовательной политики, требующие иного качества образования на основе реализации системно-деятельностного подхода, развития предшкольного образования, изменения содержания образования  и распространения современных технологий обучения;

Все эти «вызовы»  требуют адекватного «ответа» со стороны педагогического коллектива и  сообщества, развернутой комплексной программы действий по решению задач развития  школы как социокультурного образовательного учреждения, в котором создаётся воспитательно-образовательная среда, способствующая разностороннему развитию личности, учитывающей традиции  школы, воспитательной работы, опирающейся на опыт инновационной деятельности коллектива, а также достижения передовой педагогической науки и практики по обновлению содержания образования, введению современных образовательных технологий в образовательный процесс школы.  

ГБОУ СО  «Санаторная школа- интернат г.Калининска», исходя из гарантии прав граждан на получение основного  общего образования и в соответствии со ст. 32 Типового положения об общеобразовательном учреждении, осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двухступеней образования.

 Реализуемые общеобразовательные программы и нормативные сроки их освоения

№ п.п.

Образовательные программы, направления и специальности

Наименование

Уровень

Нормативный срок

освоения

1

2

3

4

1.

Начальное общее образование

общеобразовательная

4 года

2.

Основное общее образование

общеобразовательная

5 лет

Основным средством реализации своего предназначения является усвоение обучающимися обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, в то же время школа располагает дополнительными средствами реализации своего предназначения: раннее изучение предметов, комбинация учебной и внеучебной деятельности, дополнительные образовательные услуги.

  Стратегическим направлением развития начальной ступени образования  в школе является создание таких психолого-педагогических условий, при которых  у каждого ученика создается установка, выражаемая в словах: "Я люблю свою школу".  Основная задача начальной школы – создать условия, которые помогут начинающему свой образовательный путь ребенку поверить, что учеба в школе может и должна быть для него успешной, интересной и привлекательной.

         Стратегическим направлением развития второй ступени образования в школе является создание  таких психолого-педагогических условий, при которых у каждого ученика создается установка, выражаемая в словах: "Я умею и люблю учиться". Основная задача основной школы – создать такие условия, которые позволят, сохранив общую эмоционально положительную ориентацию на школу, помочь ученику освоить "технологии успеха и достижения".

 РАЗДЕЛ 2. Характеристика социального заказа на образовательные услуги. Описание «модели» выпускника, вытекающей из социального заказа.

·         Характеристика образовательной среды.

            Понятие образовательной среды – одно из ключевых для образования ребенка. В этом контексте особенно важны основные потребности и возможности развития, которые обеспечивает детям личностно-ориентированная образовательная среда школы. Это возможность удовлетворения (и развития): физиологических потребностей; потребности в безопасности; потребности в усвоении групповых норм и идеалов; потребностей в любви, уважении, признании, общественном одобрении; потребности в труде, значимой деятельности; потребности в сохранении и повышении самооценки: познавательной потребности в особой области интересов; потребности в преобразующей деятельности; потребности в эстетическом оформлении окружающей обстановки; потребности в самостоятельном упорядочении индивидуальной картины мира; потребности в овладении все более высоким уровнем мастерства; потребности в самоактуализации личности.

            Школа работает в одну смену, в режиме шестидневной учебной недели. Средняя наполняемость классов 14 человек

Учебный план для обучающихся 5-9 классов ГБОУ СО  «Санаторная школа-интернат г.Калининска» составлен на основании регионального базисного учебного плана, утвержденного приказом министерства образования Саратовской области от 6 декабря 2004 года № 1089 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений, реализующих программу общего образования», с последующими изменениями и сохраняет в необходимом объеме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. Для обучающихся 1 - 4  классов учебный план составлен на основании примерной образовательной программы для реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Объем учебной нагрузки обучающихся не превышает норм, установленных Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10. В учебном плане в полном объеме реализуется региональный компонент, в рамках которого преподаются предметы: во 2 - 9 классах – ОЗОЖ; в 5-9 классах - экология; в 8, 9 классах – ОБЖ. Часы школьного компонента распределены следующим образом: риторика 2-9 классы, наглядная геометрия 2-6 классы, информатика в 7 классе, география в 6 классе, введение в обществознание в 5 классе, ранняя химия в 7 классе.  Ведется мониторинг состояния здоровья учащихся, внедряются здоровьесберегающие технологии, совместно с медицинским персоналом проводится профилактическая работа среди родителей и обучающихся. Создан единый информационный банк, содержащий показатели здоровья школьников. В школе реализуется комплекс оздоровительных мероприятий: в ходе уроков проводятся динамические паузы с целью профилактики утомляемости, нарушения осанки, зрения. Осуществляется гигиеническое воспитание учащихся, контролируется соблюдение санитарно-гигиенических норм. Наблюдается сокращение травматизма, снижение показателей заболеваемости учащихся. Важным направлением является работа по охране прав ребенка: учащимся оказывается необходимая материальная, правовая, консультативная социально-педагогическая и  психологическая помощь. Служба сопровождения работает в тесном контакте с инспекцией по делам несовершеннолетних. Результатом работы можно считать сокращение числа правонарушений среди учащихся школы. В школе функционирует читальный зал, библиотека,  содержащие комплект оргтехники и литературы, необходимой  для применения современных информационных и инновационных технологии в  учебном процессе. Имеются: медицинский кабинет, столовая, актовый и спортивный зал. Современное общество сегодня требует от школы воспитания и развития у молодежи качеств инициативного и самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения в различных сферах действительности. Социум, родители обучающихся рассматривают школу как «генетическую матрицу» общества, как субъект преобразования социума и порождения новых форм общественной жизни, где появляются новые ценности: саморазвитие, самообразование, самореализация.   В связи с этим проблема социализации школьников, их саморазвитие и самоопределение и самореализация является одним из главных направлений образовательной программы ГБОУ СО «Санаторная школа- интернат г.Калининска». Новые цели образования, связанные с процессом социализации, объективно выводят на первый план особый вид деятельности педагога и ученика – проектную деятельность. Средством социализации выступает учебно-воспитательный процесс, в рамках которого осуществляется продвижение школьника по всем этапам проектной деятельности со следующим результатом: приобретение учащимся жизненных умений, инициирующих личностный рост и индивидуальное развитие, межличностное развитие и взаимодействие, а также самоопределение участников. Именно таков запрос различных категорий потребителей качества предоставляемых образовательных услуг выпускникам  ГБОУ СО «Санаторная школа- интернат г.Калининска».

По материальному положению семьи школьников в основном с низким уровнем доходов.

Большинство семей проживает в малогабаритных квартирах или частных домах.

  • Характеристика педагогических кадров

1.      Кадровые ресурсы.

 Школа укомплектована кадрами полностью. В настоящее время в школе работают 35 педагогов.

Характеристика педагогического состава по стажу работы 

Всего педагогов

До 1 года

От 1 года до 3лет

От 3 до 10 лет

От 10 до 20 лет

Свыше 20 лет

32

0 (0%)

0 (0%)

7 (21,8%)

20 (62,5%)

5 (16,1%)

 

Характеристика  педагогического состава по квалификации

 Квалификационный сравнительный анализ педагогических кадров по образованию

Квалификационная категория, разряд

2011 - 2012

2012 - 2013

2013-2014

Высшее образование

13

13

12

Среднее специальное

 

1

2

  Сведения о награжденных педагогах. 

Нефедова С.Г, Колесникова Т.М. награждены Почетными грамотами министерства образования РФ, Васылык М.В, Просянкина Л.А, Мортова Л.Ю., Романов В.Д.- Почетными грамотами министерства образования Саратовской области, Орлова О.В., Шманова Г.Ю. имеет нагрудный знак - Почетный работник общего образования.

Квалификационный сравнительный анализ педагогических кадров по квалификационным категориям

В настоящее время в школе работает 14 учителей.

Квалификационная категория, разряд

2011 - 2012

2012 - 2013

2013-2014

Высшая категория

 

5(38,4%)

НефедоваС.Г

Орлова О.В Колесникова Т.М

Васылык М.В.

Бозрикова И.К.

4(28,5)

Нефедова С.Г.

Колесникова Т.М.

Васылык М.В

Орлова О.В.

    4(28,5%)

Нефедова С.Г.

Орлова О.В.

Колесникова Т.М.

Васылык М.В

Первая категория

 

4(30%)

Мортова Л.Ю.

Климова Н.А.

Земскова Н.В.

Просянкина Л.А.

7(50)

Мортова Л.Ю.

Климова Н.А.

Просянкина Л.А.

Бенда М.В

Павлова Ю.А.

Пантелеева Г.В.

Земскова Н.В.

7(50%)

Мортова Л.Ю.

Климова Н.А.

Просянкина Л.А.

Бенда М.В

Павлова Ю.А.

Пантелеева Г.В.

Земскова Н.В.

Вторая категория

 

1(7,6%)

Романов В.Д.

1(7,1)

Романов В.Д.

1(7,1)

Романов В.Д.

Не имеют квалификационной категории

3(23%)

Карпунин С.Ю.

Павлова Ю.А.

Бенда М.В.

2(14,2)

Карпунин С.Ю.

Иванова И.В.

2(14,2)

Бодрова О.Б.

Иванова И.В

Качественные характеристики образовательной деятельности школы, предполагаемый результат реализации образовательной программы (образовательных программ). «Модель» выпускника ГБОУ СО  «Санаторная школа- интернат г.Калининска»

Наша действительность требует от выпускника обладания высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности.

Поскольку в качестве заинтересованных сторон выступают во-первых, непосредственные участники образовательного процесса – учащиеся и педагоги; во – вторых, родители представляющие интерес семьи; в-третьих образовательное учреждение начального среднего и среднего профессионального  образования; и в-четвертых государство представляющие интересы общества в целом, -то характеристика социального заказа по отношению к образовательному учреждению складывается из следующих основных компонентов. 

Результатом социологических исследований явилось формирование реального социально-образовательного заказа. Образование в школе должно быть:

  • личностно ориентированным, эковалеологически и психологически обеспеченным;
  • широким, универсальным, системным, комплексным, мировоззренческим;
  • обеспечивающим высокий уровень развития ребёнка;
  • имеющим гуманистический характер, должно способствовать воспитанию и формированию высоконравственной личности;
  • обучающиеся должны стремиться учиться, образование должно прививать технологию самостоятельного приобретения знаний, выводить обучающихся на творческий уровень обучения;
  • в школе следует культивировать традиции интеллигенции;
  • приобретённые знания должны стать активными, то есть применимыми в творческом профессионализме на пользу общества;
  • школьное образование должно содержать и определённое профильное образование, включающее в себя требования социального заказа;
  • школьное образование должно обеспечить международный уровень современного образования, включающий в себя развитие творческого потенциала личности.

Ступень обучения

Основная задача

Точки особого внимания

Итог

Начальная школа

Оптимизация образовательного процесса, направленная на повышение качества учебно-воспитательного процесса

à        центральное внимание уделяется общему развитию, сохранению и укреплению здоровья детей;

à        тесная связь учителя с семьей;

à        ведение индивидуальных карт учащихся психологом школы;

à        начало формирования портфолио достижений.

à        активизация познавательной деятельности с целью формирования уровней мотивации;

à        внедрение личностно-ориентированного обучения;

К моменту окончания начальной школы обязательными являются выполнение государственных стандартов образования, а также сформированность положительного отношения к учебе (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень произвольного поведения, что означает умение включаться в задание, выполнять задачу, планировать свои действия, выполнять их по правилу и контролировать развитие способности к адаптации в новых условиях, овладение учениками доступными им способами и навыками освоения  учебной программы.

Основная  школа

à        сохранение и укрепление здоровья детей (закладывание основ здорового образа жизни);

à        формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук;

à        повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и индивидуальных способностей;

à        формирование коммуникативных и начало вырабатывания рефлексивных навыков;

à        внедрение интегрированных курсов (навыки жизни, ОБЖ и культура здоровья);

à        выявление способностей и наклонностей воспитанников, с целью выбора дальнейшего профиля обучения;

à        дифференцированная работа с родительской общественностью;

à        работа классного руководителя с индивидуальной картой развития учащегося совместно с учителями – предметниками, психологами, родителями;

à        вовлечение учащихся в кружки и секции по интересам на базе школы и учреждений дополнительного образования;

à        продолжение работы по формированию портфолио.

 

В основной школе сохраняется и продолжается индивидуальная карта развития учащегося, проводятся скрининги физического развития, осуществляется индивидуальная и дифференцированная помощь детям. Дети активно включаются в органы школьного самоуправления: участвуют в выборах и работе органов власти и управления школьной организации

 

Модель выпускника 9 класса, как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на второй  ступени

Нравственный потенциал

Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы.

Осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного «я», овладение приемами и методами самообразования и самовоспитания, ориентация на социально ценные формы и способы самореализации и самоутверждения. Готовность бороться за свою честь и честь коллектива, отвечать за свои поступки и действия.

Активность и способность проявлять сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы, умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело, беседу, игру и т.п.

Познавательный потенциал

Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей, умение развивать и управлять познавательными процессами личности, способности адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.

            Коммуникативный потенциал

            Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, овладение навыками неконфликтного общения, способность строить и вести в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.

Эстетический потенциал

Способность видеть и понимать гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства, апробация своих возможностей в музыке, литературе, сценическом и изобразительном искусстве.

Физический потенциал

Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости; овладение простейшими туристическими умениями и навыками, знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями; способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования.

Модель выпускника начальной школы, как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на первой  ступени

Нравственный (ценностный)потенциал

Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим».

Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать плохие и хорошие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах.

Наличие опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществление индивидуального и коллективного выбора, поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе.

Познавательный потенциал

Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе.

Коммуникативный потенциал

Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированность первичных навыков саморегуляции.

Эстетический потенциал

Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусств.

Физический потенциал

Соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

РАЗДЕЛ 3. Цели и задачи образовательного процесса.

Основная миссия школьного образования – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей поликультурной личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору  в условиях  изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового  к его продолжению в течение всей жизни.

Цель школьного образования: развитие личности обучающихся через создание воспитательно-образовательной среды, способствующей подготовке обучающихся к осмысленному восприятию окружающего мира, формированию Человека Нового Поколения

Основные задачи:

  • обеспечить адаптацию школы к изменениям, инициированным процессом модернизации образования;
  • определить оптимальное содержание образования обучающихся с учётом требований современного общества к выпускнику школы;
  • укрепить ресурсную базу школы с целью обеспечения её эффективного развития;
  • добиться единства обучения и воспитания, сотрудничества школы, семьи и общественности в области педагогики, единства образовательного пространства;
  • обеспечить оптимальный уровень квалификации педагогических кадров, необходимый для успешного развития школы;
  • создать необходимые условия для формирования у учащихся здорового образа жизни, усилить внима­ние на социальную защиту;
  • совершенствовать управление инновационным процессом с целью дальнейшего развития модели образовательного учреждения «Школа социального оптимизма».

На первой ступени обучения педагогический коллектив начальной школы призван решать следующие цели:

·         сформировать у детей желание и умение учиться;

·         создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, для обеспечения их эмоционального благополучия;

·         способствовать развитию ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой  через: побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества; поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе; расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания и умения учиться, т.е. постоянное расширение границы своих возможностей; для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка.

·         сформировать первые навыки творчества на основе:

            -    положительной мотивации на учение;

-          прочной базовой общеобразовательной подготовки школьников на основе гуманитаризации образования.  

-          дополнительного художественно-эстетического образования с введением  ритмики, хорового пения;

-          введения в школьный компонент информатики и других факультативных курсов.

На второй ступени обучения, представляющей собой создание условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной  индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации  образования обучающихся, организацию образовательной среды как многополюсной и определение динамики смены форм образовательного процесса на протяжении обучения подростка в основной школе,  педагогический коллектив основной школы стремится претворить в жизнь следующие цели:

·         заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для продолжения образования на третьей ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;

·         создать условия для самовыражения учащихся на учебных и внеучебных занятиях в школе. 

Прогнозируемый результат

Формирование творческой личности способной реализовывать свой потенциал в динамичных социально-экономических условиях в интересах как собственных жизненных устремлений, так и прогресса общества, расширенные возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

РАЗДЕЛ 4. Учебный план и его обоснование (Приложение №1) 

РАЗДЕЛ 5. Организация образовательного процесса.

 Структура образовательного учреждения требует конкретного организационного обеспечения. Обязательными следует считать следующие моменты:

  • единый учебный план;
  • общая методическая тема;
  • единая форма (структура) внутришкольного контроля;
  • кадровое обеспечение ;
  • обязанность учебно-методических и научно-методических целей и задач;
  • соблюдение принципов преемственности и единства при выборе учебно-образовательных программ;
  • единая концепция развития.

Оптимальный уровень подготовки учащихся обеспечивается постоянной работой педагогического коллектива по обновлению содержания образования и поиском новых форм организации образовательного процесса.

Общий уровень уклада в учебно-воспитательном процессе созда­ется богатством и разнообразием применяемых методов и техно­логий.

Планирование применения предметных технологий исходит из того, что каждый школьник на протяжении периода обучения должен порабо­тать во всех важнейших типах педагогических технологий и предметных методик.

Различные технологии и методики предоставляют личности варианты деятельности, в которых формируются многообраз­ные умения и навыки самосовершенствования.

Большое внимание в школе уделяется здоровьесберегающим технологиям, цель которых  воспитание у детей сознательной потребности в здоровье,  формирование научного понимания сущности здорового образа жизни. 

  • Организация учебного процесса в начальной школе, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы

Организация учебного процесса в начальных классах является фундаментом образовательной системы школы. Успешность реализации инновационного замысла во многом зависит от того, насколько учителя начальных классов смогут оказать профессионально компетентную помощь младшим школьникам в:

формировании у них основных компонентов учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учеников;

овладении элементарными умениями и навыками неконфликтного, диалогового стиля общения и отношений, освоении азбуки рефлексии и творчества;

развитии способности совершать осознанный нравственный выбор в учебных и других жизненных ситуациях. 

Для организации личностно ориентированного учебного взаимодействия педагоги первой ступени применяют следующие приемы и методы:

приемы актуализации субъектного опыта учащихся;

методы диалога;

приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;

игровые методы;

рефлексивные приемы и методы;

методы диагностики и самодиагностики.

При осуществлении процесса обучения младших школьников  используются такие педагогические технологии и методики, как:

  • природосообразные технологии (А.М. Кушнир);
  • методики  развивающего  обучения  ;
  • обучение в сотрудничестве, методики самооценки   (Ш.А. Амонашвили);
  • игровые технологии;
  • методики развития творческих способностей (И.П. Волков).                     

С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личностей младших школьников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей используются разнообразные формы проведения учебных занятий:

урок-экскурсия;

урок-путешествие;

урок-зачет;

урок-соревнование;

урок взаимообучения;

интегрированный урок;

урок-аукцион;

урок-игра.

Содержание и организация внеучебной деятельности младших школьников

Содержание внеучебной деятельности учащихся 1-4-х классов обусловлено целевым ориентиром - образом выпускника начальной школы. Оно направлено на формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов учеников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей.

Организационно-деятельностный компонент воспитательного процесса включает и такие элементы, как-то:

технологии (методики) воспитания: приемы и методы моделирования воспитательной системы класса, методы коллективной творческой деятельности, творческая мастерская, игровые и др.;

формы организации воспитательного процесса: праздник, коллективное творческое дело, викторина, конкурс, выставка, экскурсия, устный журнал, беседа и др.;

ученическое самоуправление, осуществляемое в рамках классного коллектива (система индивидуальных и групповых поручений, организация работы советов дела).

В качестве системообразующего фактора построения процесса воспитания младших школьников выступает познавательная деятельность в рамках проектной деятельности.

  • Организация учебного процесса второй ступени обучения, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы.

Учебный процесс на второй ступени обучения строится на основе принципов личностно ориентированного подхода. Главным предметом учебно-воспитательной деятельности педагогов выступает процесс формирования индивидуальности ребенка. Усилия педагогического коллектива направляются на реализацию индивидуальных образовательных потребностей учащихся и их права выбора уровня освоения образовательной программы, темпа учебной деятельности, выполняемых заданий на уроке и дома. Учителями используются следующие приемы и методы построения личностно ориентированного педагогического взаимодействия:

приемы актуализации субъектного опыта учащихся (опора на житейский опыт ребенка или на ранее приобретенные им знания в учебном процессе, «вызов» у учащихся ассоциаций по отношению к новому понятию, формирование отчетливого осознания границы между известным и неизвестным и др.);

методы диалога и полилога;

приемы создания ситуаций коллективного и индивидуального выбора, свободного или ограниченного учителем;

игровые методы;

рефлексивные приемы и методы;

методы диагностики и самодиагностики.

Технологический компонент учебных занятий в 5-9-х классах создается с помощью различных педагогических, инновационных технологий:

  • проблемное обучение (от Д. Дьюи до М.И. Махмутова);                             
  • поисковые, исследовательские, творческие методы (А.В. Хуторской);
  • групповые способы обучения (И.Б. Первин);                                                
  • коллективный способ обучения (А.Г. Ривин - В.К. Дьяченко);                   
  • обучение с помощью опорных конспектов (В.Ф. Шаталов);                       
  • методы самостоятельной работы (П.И. Пидкасистый);                                
  • дифференцированное обучение (Н.П. Гузик, В.В. Фирсов);
  • индивидуализированное обучение (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков);
  • программированное обучение (безмашинное и компьютерное);
  • коммуникативные, интерактивные методы обучения (Е.И. Пассов);
  • дидактические игры.

Основными формами организации уроков являются практикум, зачет, лекция (8-9-е классы), семинар, лабораторная работа, дидактическая игра. При проектировании и построении педагогического взаимодействия на уроке учитель опирается на положения личностно-ориентированной технологии. Соблюдение этих положений позволяет обеспечить личностно ориентированную направленность учебных занятий.

На второй ступени обучения функционирует система коррекционной поддержки личности школьников, состоящая из следующих компонентов:

внутриклассная дифференциация и индивидуализация обучения на уроке;

коррекционная деятельность на факультативных, групповых и индивидуальных занятиях;

деятельность психологической службы по коррекции ситуации развития личности школьника;

диагностическое изучение процесса интеллектуального, нравственного и физического развития учащихся;

создание оптимальных условий для самореализации учащихся и педагогов.

Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся основной школы.

Главным целевым ориентиром при определении содержания и способов организации внеучебной деятельности учащихся 5-9-х классов является образ выпускника основной школы.

Роль системообразующего фактора на второй ступени обучения выполняет коллективная творческая деятельность обучающихся в рамках проектной деятельности. За многие годы в школе накопились разнообразные формы и способы ее организации, в основе которой лежит интеграция учебной и внеклассной работы. Однако раньше акцент при подготовке и проведении воспитательных мероприятий делался на сплочении школьного и классных коллективов, а в настоящее время ставится задача использовать возможности проектной деятельности для проявления и развития индивидуальности ребенка.

Основными формами организации воспитательного процесса являются проекты, коллективные творческие дела, интеллектуальные игры, конкурсы, выставки, праздники, вечера, соревнования. При их подготовке и проведении используются приемы и методы актуализации субъектного опыта учащихся, создания ситуаций выбора и успеха, индивидуальной и коллективной рефлексии процесса и результатов деятельности.

Обеспечивается развитие самоуправленческих начал. Учащиеся 5-9-х классов не только являются субъектами управления жизнедеятельностью в классах коллектива, но и участвуют в работе Ученического совета школы.

РАЗДЕЛ 6. Программно-методическое обеспечение образовательной программы (Приложение  №2). 

РАЗДЕЛ 7. Мониторинг полноты и качества реализации образовательной программы (критерии, показатели измерители реализации программы) 

№п/п

Содержание мониторинга

Объекты

мониторинга

Сроки

Ответственные

1

- степень адаптации обучающихся 1,5 классов;

- уровень успеваемости обучающихся;

- уровень качества знаний;

- уровень сформированности универсальных учебных действий;

- уровень сформированности ключевых компетенций;

- уровень работы с одаренными детьми;

 - анализ стартового, промежуточного и итогового контроля за уровнем учебных достижений обучающихся;

- степень удовлетворенности обучающихся образовательным процессом в школе;

Образовательная процесс

2014-2015

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Администрация

2.

- контингент обучающихся в школе;

- кадровое (педагогическое ) обеспечение образовательного процесса;

- учебно-методическое обеспечение учебного процесса;

- материально-техническое обеспечение

Образовательная среда

2014-2015

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Администрация

3

- уровень воспитанности обучающихся;

- уровень личностного развития обучающихся;

- состояние здоровья школьников;

- посещение обучающимися занятий

Обучающиеся

2014-2015

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Педагог-психолог

4

- уровень профессиональной  компетентности;

- уровень профессиональной активности;

- самообразовательная деятельность;

-мониторинг достижений школьных методических объединений

Педагогические работники

2014-2015

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Руководители ШМО

5

- социальный паспорт;

- психологическая диагностика

Социально- психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса

2014-2015

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Социальный педагог, педагог-психолог

РАЗДЕЛ 8. Управление реализацией образовательной программы.

·        анализ результатов реализации Программы и корректировка задач и основных направлений программы через текущее и ежегодное планирование; 

·        корректировка программных мероприятий;

·        ежегодное подведение итогов реализации  Программы.


№ п/п

Мероприятия

Результаты освоения образовательной программы

2015

2016

2017

2018

2019

1.      Образовательный процесс

1.1

Объективная и независимая проверка качества знаний обучающихся в начале учебного года по наиболее важным учебным предметам.

5%

7%

9%

11%

13%

1.2

Расширение методов и инструментов измерения качества результатов учения и преподавания;

3%

5%

8%

10%

12%

1.3

Диагностирование дефектов обучения и своевременное корректирование знаний и умений обучающихся.        

7%

9%

11%

12%

14%

1.4

Адаптация процесса и программы преподавания учебных предметов для своевременного улучшения качества обучения с учетом реального качества «вводимых данных».

2%

4%

6%

7%

8%

1.5

Создание прогностических моделей дальнейшего совершенствования процесса обучения, направленных на повышение качества знаний обучающихся.

2%

4%

6%

7%

8%

1.6

Формирование и совершенствование навыков учебного труда у обучающихся 1,5х классов в период адаптации к учебной деятельности в новых условиях.

10%

15%

25%

30%

35%

1.7

Психологическое тестирование, выявление уровня развития познавательной, мотивационной сфер обучающихся. Степени одаренности учащихся

10%

15%

25%

30%

35%

1.8

Формирование групп учащихся для дополнительных занятий. Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных обучающихся.        

15%

20%

25%

30%

35%

1.9

Создание условий, обеспечивающих тесную взаимосвязь учебного процесса с системой дополнительного образования через кружки, секции.

40%

50%

60%

70%

80%

1.10

Организация и проведение внеклассных мероприятий направленных на развитие творческих способностей обучающихся.

40%

50%

60%

70%

80%

1.11

Организация и взаимодействие с общественными организациями и объединениями по вопросам работы с одаренными детьми.

40%

50%

60%

70%

80%

2.      Образовательная среда

2.1

Повышение профессионализма педагогических работников через проведение совместных семинаров на базе Ресурсного центра, участие в творческих конкурсах и т.п.

10%

38%

40%

46%

48%

2.2

Развитие сетевого взаимодействия между школами.

30%

40%

50%

 

 

2.3

Работа с родительской общественностью, организация совместных занятий дополнительного образования в школе для обучающихся и их родителей (законных представителей).

10%

15%

20%

25%

30%

2.4

Использование ресурсов социальных партнеров для организации образовательного процесса.

10%

15%

20%

25%

30%

2.5

Широкое использование возможностей рекламы, Интернета для обеспечения открытости школы   в городе, в районе.

15%

20%

25%

30%

35%

2.6

Изучение системы работы учителей с целью обобщения и распространения их передового опыта

5%

6%

7%

8%

10%

3. Обучающиеся

3.1

Разработка концепции воспитательной системы личностно-ориентированного воспитания и образования, моделирование воспитательной системы и внедрение ее в воспитательно-образовательный процесс школы.

15%

20%

25%

30%

35%

3.2

Совершенствование деятельности органов ученического самоуправления.

5%

7%

9%

11%

13%

3.3

Совершенствование форм и методов воспитательной работы.  Изучение и внедрение новых воспитательных технологий.

7%

14%

28%

35%

40%

3.4

Комплексные и индивидуальные психологические диагностики, позволяющие накопить данные для принятия решений по организации учебно-воспитательной деятельности на перспективный период, сформировать психолого-педагогический банк данных, эффективно взаимодействовать в системе отношений: классный руководитель – ученик – родитель.

5%

7%

9%

11%

13%

3.5

Повышение уровня эффективности воспитательной работы через систему контроля.

5%

10%

20%

25%

30%

3.6

Совершенствование форм и методов воспитания через повышение мастерства классных руководителей.

5%

10%

20%

25%

30%

3.7

Повышение роли школьных традиций  (тожественно - праздничные традиции и будничные, побуждающие обучающихся к трудовой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения) в организации и воспитании коллектива.

10%

20%

30%

40%

40%

4. Педагогические работники

4.1

Разработка и реализация программы комплексной диагностики и самодиагностики квалифицированных и личностных качеств учителя как специалиста.

3%

5%

7%

9%

11%

4.2

Создание условий для проявления творческой активности учителя, обучение приёмам научно-исследовательской работы через практические занятия, взаимопосещение уроков, деловые игры, методические практикумы

15%

20%

25%

30%

35%

4.3

Отслеживание эффективности организации учебной деятельности обучающихся через диагностику уровня сформированности учебной деятельности обучающихся (в динамике).

15%

20%

25%

30%

35%

4.6

Подбор аналитического материала при аттестации учителей.

15%

20%

25%

30%

35%

5. Социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса

5.1

Выявление уровня актуального психологического развития обучающихся на различных этапах обучения и воспитания.

3%

5%

7%

9%

11%

5.2

Создание условий для психологического развития и повышения психологической компетентности обучающихся.

3%

5%

7%

9%

11%

5.3

Создание условий для комплексного решения медико - психолого-педагогических проблем развития обучающихся.

2%

4%

6%

8%

10%

5.4

Организация и повышение эффективности деятельности:

  • психолого-педагогическая диагностика;
  • коррекционно-развивающая и консультативная работа;

5%

9%

11%

13%

15%

 

 

Copyright © ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска", 2011-2012
Cоздание и управление сайтом - CMS SiteEdit