ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска"

ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска"

Уроки

 

Здесь вы найдете уроки, конспекты, презентации, планы  и прочие полезные материалы для работы учителя и обучения школьника.

Интергированный урок русского языка и литературы в 6 классе « Имя прилагательное в гостях у Ф.И.Тютчева»

Цель: изучение выразительных возможностей имени прилагательного в русском языке и литературе.

Задачи:

Предметная: познакомить учащихся с выразительными возможностями имени прилагательного, повторить и закрепить знания учащихся о прилагательном; совершенствовать умение использовать имя  прилагательное.

Личностная: способствовать интеллектуальному и творческому развитию личности, формировать коммуникативные способности учащихся, помочь учащимся проникнуть в художественный  мир  поэта, пробудить интерес к личности и творчеству Тютчева.

Метапредметная: формировать эстетический вкус; воспитывать любовь к природе, Родине как основные нравственные качества личности, прививать любовь к  поэзии.

Ход урока. Создание эмоционального настроя.

Вы прочитали много книг о настоящей дружбе и сами испытали радость от общения с друзьями. Надеюсь, что дружбу вы цените высоко.

Вот как писал о дружбе учитель А.С.Пушкина поэт В.А.Жуковский:

«Скатившись с горной высоты,

Лежал на прахе дуб, перунами разбитый,

А с ним и гибкий плющ, кругом его обвитый,

О дружба! Это ты! 

- Какую картину вы себе представили?

- О какой дружбе будем сегодня говорить  мы? ( о дружбе существительного и прилагательного)

«Имя прилагательное – тот «гибкий плющ», который обвивает «могучий дуб» - имя существительное. Их дружбе способствует близость грамматических значений.

-Что обозначает имя существительное?

-Что обозначает имя прилагательное?

Именно прилагательные придают языку многоцветность, выразительность.

Постановка задач урока.

Сегодняшний урок позволит нам повторить и углубить знания об этой удивительной части речи.

Для этого мы совершим путешествие во времени и пространстве. Кто же будет героем нашего путешествия? Постарайтесь через несколько минут назвать его имя.

22 августа 1857 года…. Лето уходило…Коляска мягко, неспешно катилась уж третий день. Лето. Дышится легко.  Милый, родной, скромный Овстуг, с его четырьмя липами и жиденькой рощицей, остался позади. Скоро и Москва.  Поэт, откинувшись на кожаную подушку, держал в руках маленькую записную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница – дочь Мария – чуть улыбается, она ни о чем не спрашивает: она догадывается, что отец сочиняет стихи.

- Да получилось, - наконец, довольный, сказал отец. – Хочешь послушать?

Он, по обыкновению закрыв глаза и сдерживая волнение, тихо прочитал:

«Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Отец передал Марии листок бумажки и сказал:

- Вот еще запиши, сейчас пришло в голову:

«Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле….

Было удивительно: казалось, стихи сотканы из этого легкого, пропитанного неярким солнцем  воздуха!

- О каком поэте идет речь?

Итак, сегодня мы в гостях у Ф.И.Тютчева, блестящего русского поэта.  Его стихотворения помогут вам повторить некоторые факты из жизни имён прилагательных: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль, орфограммы, связанные с именами прилагательными. Постараемся выяснить: какова роль прилагательных в речи. И еще мы должны ответить на вопрос: «Какие слова определяют сущность личности Ф.И.Тютчева»?

Запишите число и тему урока:

«Повторяем имя прилагательное в гостях у Тютчева.

Выпишите из стихотворения прилагательные с существительными, определите род, число, падеж.

Физминутка.

Знакомство со страницами биографии.

 Многое испытав в жизни, поэт всегда ощущал связь с малой родиной и на закате дней каждый год покидал суетный Петербург. Тютчев поклонялся миру природы, которая была для него живым существом. Давайте обратимся к стихотворению «Листья»

Работа над стихотворением Ф.И.Тютчева «Листья». (Слайд 4)

Чтение стихотворения учащимися. (учебник стр.205 )

Почему стихотворение так называется?

Беседа по вопросам:

- В каком жанре написано стихотворение? (пейзажная лирика)

- Сколько строф в стихотворении? (4)

- Каков его центральный образ? (дерево)

- На каком художественном приеме построено стихотворение? (противопоставление)

- Что чему противопоставляется? (вечное однообразие жизни сосен и елей недолговечная, но яркая жизнь листьев)

- Какие выразительно – изобразительные средства использует поэт?

- Как выражается авторское отношение?

Запишите в тетрадь первую строфу, дайте характеристику предложения по наличию основ.

Работа с именами прилагательными.

-Назовите имена прилагательные, встретившиеся в 1 строфе.

-Какова их синтаксическая роль?

-Сделайте вывод, какими членами предложения могут быть имена прилагательные?

-Для чего использовал автор краткое прилагательное? (Краткие прилагательные звучат более резко, отрывисто, что помогает показать внутреннее состояние героя)

-Объясните написание кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящий.

Выпишите из упр.324 стр7 краткие прилагательные с основой на шипящий.

Интересные факты из жизни  Ф.И.Тютчева.

О его предках известно с незапамятных времен. По отцу его предком был Захарий Тютыпов, сподвижник Дмитрия Донского. По материнской линии среди его предков – граф Петр Алексеевич Толстой – сподвижник Петра Великого.

 

ПОРТРЕТ ТЮТЧЕВА ( Выступления учащихся.

Семья Тютчевых подолгу жила в Москве. Тютчеву учение давалось легко, как бы даже помимо его воли. Жизнелюбие, жажда новых впечатлений в будущем поэте поражали окружающих.

В 1822 году по выходе из Московского университета, поступив в Коллегию иностранных дел, Тютчев окунулся в мир новых знакомств, впечатлений, мыслей. Он обладал талантом дипломата и должен был сделать блестящую карьеру. Но всё сложилось иначе. В 1844 году поэта отправляют в отставку. Почему? Он требовал свободы слова. Считал, что власть должна служить России. Людям. Поэт признался: «Более всего я люблю Россию и поэзию»

13 июня 1873 года, за месяц до смерти, еле придя в себя после второго удара, Тютчев чуть слышно прошептал: «Какие последние политические новости»? Ранним утром 15 июля Фёдор Иванович скончался в Царском Селе. Он умер, чтобы воскреснуть в своём творчестве.

Работа с высказыванием Фета о Ф.Тютчеве.

Выразительное чтение.

Два года тому назад, в тих.. осенн.. ночь, стоял в темн.. переходе Колизея и смотрел на звездн.. небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по мере того, как я всматривался в тонкую синеву, другие звёзды выступали передо мною и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали тончайшие блестки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные темными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте. С подобными же ощущениями раскрываю сборник стихотворений Тютчева. Можно ли в такие тесные рамки (я говорю о небольшом объёме книги) вместить столько красоты, глубины, силы, одним словом, поэзии! ( Слайд 7)

Беседа по вопросам:

- С чем сравнивает поэзию Тютчева Афанасий Фет?

-Что общего, на ваш взгляд, между звездой и стихотворением?

Лингвистический эксперимент.

Прочитайте текст, исключив прилагательные.

Сделайте вывод о роли прилагательных в речи.  (С прилагательными описание становится более ярким, интересным, выразительным)

Орфографическая работа.

- Какие морфологические признаки имеет прилагательное «звездное»?

Запишите в тетрадь первое предложение. Вставьте пропущенные буквы в окончания прилагательных. Обозначьте орфограмму «Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. 

-Дайте полное определение имени прилагательного.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Итак, мы повторили изученное об имени прилагательном. Осталось сделать вывод: какие  слова определяют сущность Тютчева?

Запишите: «Больше всего я люблю Россию и поэзию».

С каким настроением работали? Подумайте и назовите одно прилагательное, которое, на ваш взгляд, опишет наш урок

 

Домашнее задание.

  Стр.23 упр.352 списать, подчеркнуть прилагательные, написать разряд.

 

Copyright © ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска", 2011-2021
Программа управления сайтами - CMS SiteEdit