
Уроки
Здесь вы найдете уроки, конспекты, презентации, планы и прочие полезные материалы для работы учителя и обучения школьника.
Урок русского языка в 5 классе «Повторение по теме «Морфемика», учитель Нефедова С.Г.

Цели: закрепить и обобщить знания, полученные по теме «Морфемика»; развивать навыки монологической речи, самостоятельной работы; формировать навыки самоконтроля, рефлексии.
Урок сопровождается презентацией (скачать)
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Вы, конечно же, заметили в нашем классе гостей, которые хотели бы посмотреть, как мы с вами умеем работать. Еще раз проверьте свою готовность, посмотрите на готовность товарищей.
2. Мотивация учебной деятельности.
- Какое время года сейчас? (ответы детей)
- Но скоро наступит весна, снег растает и появятся первые цветы … я вам предлагаю сегодня самим вырастить первый весенний цветок. Наш цветок будет состоять из нескольких элементов. Для того, чтобы эти детали превратились в цветочек, мы должны будем выполнять задания.
А вот на какую тему будут эти задание – ответите мне вы.
3. Самоопределение к деятельности. Формулирование учащимися темы и целей урока.
На доске слово, разобранное по составу. Сад-ов-ник нул оконч
- Что я сделала с этим словом? (Разбор по составу)
- Ребята, как называется раздел русского языка, позволяющий делить слово на части, и как называются эти части? (Морфемика; морфемы).
- Какие морфемы знаете?
- Кто догадался, как звучит тема сегодняшнего урока. (Повторение по теме «Морфемика».) СЛАЙД 1
- У каждого урока есть цель, сформулируйте цели нашего? СЛАЙД 2
- Сегодня на уроке мы повторим основные понятия и орфографические правила по разделу «Морфемика». Вот и посмотрим, как вы подготовились.
- У каждого из вас на парте есть рабочий лист . Обратите внимание, после каждого задания есть смайлик, который вы должны будете дорисовать. Если вы довольны своей работой, всё получилось, вы рисуете улыбочку; если вы старались, но не всё получилось, черточку, если вы недовольный своей работой – грустный смайлик. В конце вы посчитаете смайлики и оцените себя.
4. Работа по теме урока. Обобщение и систематизация знаний.
- Возьмите ручки и запишите дату .орфограмма в одиннадцатое
- Как вы думаете, с какой детали начнем выращивание нашего цветка?
Горшок с землей
-Как называются слова имеющие общий корень с одним лексическим значением?
- Первое задание «Найди пару» Слайд 3 Какие изменения в словах? Чередование.
- Молодцы! Справились с заданием! Горшочек с землей готов! Оцените себя смайликом!
1. - Что же нам понадобится теперь для выращивания цветка? (вода)
СЛАЙД 4 Задание.
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
1. Прочитайте текст. Какова тема этого четверостишия? (весна)
2. Расставьте запятые и выделите грамматические основы в предложении. (Ученик анализирует СП)
Проверим. СЛАЙД. 5
3. Выпишите слова, состав которых соответствует схемам: а) корень, окончание; б) корень, суффикс, окончание; в) приставка, корень, суффикс, окончание
Проверим. СЛАЙД 6
- Молодцы! Справились с заданием! Землю полили! Оцените свою работу смайликом!
2. «Правописание приставок на -З, -С».
- Что же нам нужно кроме воды, чтобы цветок вырос? (солнце)
Приступим к новому заданию.
- А какое же правило правописания приставок мы знаем? (ответы детей)
- Это правило нам поможет в игре с сигнальными карточками, которые лежат у вас на партах. Я буду диктовать вам слова с приставками, если в приставке пишется бука С, вы поднимаете Синюю карточку, если З – зеленую. (Сигнальные карточки: буква з – зеленая карточка, с – синяя).
Кто ошибся – объясняет правописание приставок.
безвкусный, бескрайний, вскрикнуть, взглянуть, сгибать, рассмешить, разбить, испортить, изменить.
--Выполнили задание, молодцы! Вот и солнышко пригрело нашу землю! Оцените свою работу смайликом! Оценим работу смайликом
3. Все условия для цветочка выполнили , выполним еще одно задание, чтобы наш цветок пророс
Игра «Змейка». Правописание гласных А, О в корнях –лаг-, -лож-, -раст-, -ращ-, -рос-; Ё,О в корне после шипящих.
- На доске 3 столбика. (1 – лаг, лож; 2 – раст, ращ, рос; 3 – о, ё после шипящих). Как вы думаете, какие правила нужно вспомнить перед игрой? (Ученики объясняют правила)
Работа в группах.
- Правила игры: делимся на 3 команды, пишут по слову на правило и читают
- - Молодцы¸ ребята! А вот и росточек появился! Кстати, как напишем это слово? (объясняют).
Физкультминутка (проводит дежурный ученик). Слайд 8
В корне ЛАГ – пишем А ( поднимаем руки вверх шалашиком)
Получается АГА
Перед Ж пишем О – ( чертим руками круг)
Это знаем мы давно
О напишем в корне РОС:
Вырос, перерос, подрос ( встаем на цыпочки, поднимаем руки вверх)
Перед СТ и Щ всегда.
Напишем только букву А ( поднимаем руки вверх шалашиком)
- Молодцы, ребята! Работаем дальше!
4. «Буквы О, Ё после шипящих в корнях» слайд 9
- И вот осталась последняя деталь, и наш цветок будет готов. Какую орфограмму мы еще не повторили?
работа у доски.
Задание. Распределите слова по корзинкам, вставив нужную букву. Шелк решетка щелка шепот челка (Ё)
Крыжовник шорох шов шорты капюшон (О)
- Молодцы! Вот и это задание выполнено! Посмотрим на наш цветок! Мы с вами хорошие садоводы, посмотрите, какой замечательный САМИ вырастили. Оцените и эту работу смайликом!
5. Обобщающее задание.
Лексико-орфографическая работа. С 10 слайда
Работа со слайдами и на доске.
По лексическому значению слова и рисунку – подсказке угадайте слово, запишите его, обозначьте все орфограммы.
1. Бесчувственный человек, не испытывающий жалости. (Безжалостный).
2. Порядок уроков в школе (расписание) словарное слово
2. Собрание каких – либо однородных предметов, расположенных в определённой системе. (Коллекция).
3. Молодой стебель растения, показавшийся из – под земли. (Росток).
4. Число, которое складывается с другим с помощью сложения. (Слагаемое).
5. Разместиться в определённом месте. (Расположиться).
6. Тихая речь, при которой звуки произносятся без участия
голосовых связок. (Шёпот).
5. Подведение итогов. Рефлексия. Оценивание.
– Задания все выполнены! цветет и пахнет! А правила, которые мы сегодня повторили, будут ждать нас и на следующих уроках русского языка.
- Зачем был нужен данный урок?
- Продолжите предложение: «Сегодня на уроке мне было легко…» «Сегодня на уроке было трудным…»
- Достигли ли мы в общем цели урока?
В заключение, разгадайте шараду. СЛАЙД 17-18
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же я – в дневнике или в журнале.
Получилось слово ОЦЕНКА.
- Ребята, вы хорошо поработали, а теперь самое время оценить вашу работу. Для начала посчитайте свои смайлы. Если у вас больше улыбающихся смайлов, значит вы хорошо поработали на уроке, у вас многое получилось. Вы можете гордиться собой. Если больше грустных или нейтральных смайлов – значит у вас что-то не получалось, есть сложности по этой теме, нужно еще поучить.
- Кто гордиться своей работой?
- Кто собою недоволен?
Выставление оценок учителем.
6. Домашнее задание.
Выписать из текста «Дети подземелья» В.Г. Короленко по 5 слов, состоящих из следующих морфем:
3) приставка + корень + суффикс + окончание