ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска"

ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска"

Уроки

 

Здесь вы найдете уроки, конспекты, презентации, планы  и прочие полезные материалы для работы учителя и обучения школьника.

Урок русского языка в 5 классе «Повторение по теме «Морфемика», учитель Нефедова С.Г.

Цели: закрепить и обобщить знания, полученные по теме «Морфемика»; развивать навыки монологической речи, самостоятельной работы; формировать навыки самоконтроля, рефлексии.

Урок сопровождается презентацией (скачать)

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Вы, конечно же, заметили в нашем классе гостей, которые хотели бы посмотреть, как мы с вами умеем работать. Еще раз проверьте свою готовность, посмотрите на готовность товарищей.

2. Мотивация учебной деятельности.

- Какое время года сейчас? (ответы детей)

- Но скоро наступит весна,  снег растает и  появятся  первые цветы … я вам предлагаю сегодня самим вырастить первый весенний цветок. Наш цветок будет состоять из нескольких элементов. Для того, чтобы эти детали превратились в цветочек, мы должны будем выполнять задания.

А вот на какую тему будут эти задание – ответите мне вы.

3. Самоопределение к деятельности. Формулирование учащимися темы и целей урока. На доске слово, разобранное по составу. Сад-ов-ник нул оконч

- Что я сделала с этим словом? (Разбор по составу)

- Ребята, как называется раздел русского языка, позволяющий делить слово на части, и как называются эти части? (Морфемика; морфемы).

- Какие морфемы знаете?

- Кто догадался, как звучит тема сегодняшнего урока. (Повторение по теме «Морфемика».) СЛАЙД 1

- У каждого урока есть цель, сформулируйте цели нашего? СЛАЙД 2

Сегодня на уроке мы повторим основные понятия и орфографические правила по разделу «Морфемика». Вот и посмотрим, как вы подготовились.

- У каждого из вас на парте есть рабочий лист . Обратите внимание, после каждого задания есть смайлик, который вы должны будете дорисовать. Если вы довольны своей работой, всё получилось, вы рисуете улыбочку; если вы старались, но не всё получилось, черточку, если вы недовольный своей работой – грустный смайлик. В конце вы посчитаете смайлики и оцените себя.

4. Работа по теме урока. Обобщение и систематизация знаний.

- Возьмите ручки и запишите дату .орфограмма в одиннадцатое

- Как вы думаете, с какой детали начнем выращивание нашего цветка?

Горшок с землей

-Как называются слова имеющие общий корень с одним лексическим значением?

- Первое задание «Найди пару» Слайд 3 Какие изменения в словах? Чередование.

- Молодцы! Справились с заданием! Горшочек с землей готов! Оцените себя смайликом!

1. - Что же нам понадобится теперь для выращивания цветка? (вода) 

 СЛАЙД 4  Задание.

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.

1. Прочитайте текст. Какова тема этого четверостишия? (весна) 

 2. Расставьте запятые и выделите грамматические основы в предложении. (Ученик анализирует СП)

Проверим. СЛАЙД. 5

3Выпишите слова, состав которых соответствует схемам: а) корень, окончание; б) корень, суффикс, окончание; в) приставка, корень, суффикс, окончание

Проверим. СЛАЙД 6

- Молодцы! Справились с заданием! Землю полили! Оцените свою работу смайликом!

2. «Правописание приставок на -З, -С».

- Что же нам нужно кроме воды, чтобы цветок вырос? (солнце)

Приступим к новому заданию.

- А какое же правило правописания приставок мы знаем? (ответы детей)

- Это правило нам поможет в игре с сигнальными карточками, которые лежат у вас на партах. Я буду диктовать вам слова с приставками, если в приставке пишется бука С, вы поднимаете Синюю карточку, если З – зеленую. (Сигнальные карточки: буква з – зеленая карточка, с – синяя).

Кто ошибся – объясняет правописание приставок.

безвкусный, бескрайний, вскрикнуть, взглянуть, сгибать, рассмешить, разбить, испортить, изменить.

  --Выполнили задание, молодцы! Вот и солнышко пригрело нашу землю! Оцените свою работу смайликом!  Оценим работу смайликом

3. Все условия для цветочка выполнили , выполним еще одно задание, чтобы наш цветок пророс

 Игра «Змейка». Правописание гласных А, О в корнях –лаг-, -лож-, -раст-, -ращ-, -рос-; Ё,О в корне после шипящих.

- На доске 3 столбика. (1 – лаг, лож; 2 – раст, ращ, рос; 3 – о, ё после шипящих). Как вы думаете, какие правила нужно вспомнить перед игрой? (Ученики объясняют правила)

Работа в группах.

- Правила игры: делимся на 3 команды, пишут по слову на правило и читают

- Молодцы¸ ребята! А вот и росточек появился! Кстати, как напишем это слово? (объясняют).

Физкультминутка (проводит дежурный ученик). Слайд  8

В корне ЛАГ – пишем А ( поднимаем руки вверх шалашиком)

Получается АГА

Перед Ж пишем О – ( чертим руками круг)

Это знаем мы давно

О напишем в корне РОС:

Вырос, перерос, подрос ( встаем на цыпочки, поднимаем руки вверх)

Перед СТ и Щ всегда.

Напишем только букву А ( поднимаем руки вверх шалашиком)

- Молодцы, ребята! Работаем дальше!

4. «Буквы О, Ё после шипящих в корнях» слайд 9

- И вот осталась последняя деталь, и наш цветок  будет готов. Какую орфограмму мы еще не повторили?

работа у доски.

Задание. Распределите слова по корзинкам, вставив нужную букву. Шелк решетка щелка шепот челка (Ё)

Крыжовник шорох шов шорты капюшон (О)

- Молодцы! Вот и это задание выполнено! Посмотрим на наш цветок! Мы с вами хорошие садоводы, посмотрите, какой замечательный САМИ вырастили. Оцените и эту работу смайликом!

5.  Обобщающее задание.

Лексико-орфографическая работа. С 10 слайда

Работа со слайдами и на доске.

По лексическому значению слова и рисунку – подсказке угадайте слово, запишите его, обозначьте все орфограммы.

1.     Бесчувственный человек, не испытывающий жалости. (Безжалостный). 

2.     Порядок уроков в школе (расписание) словарное слово

2. Собрание каких – либо однородных предметов, расположенных в определённой системе. (Коллекция).

3. Молодой стебель растения, показавшийся из – под земли. (Росток). 

4. Число, которое складывается с другим с помощью сложения. (Слагаемое). 

5. Разместиться в определённом месте. (Расположиться).

6. Тихая речь, при которой звуки произносятся без участия

голосовых связок. (Шёпот). 

5. Подведение итогов. Рефлексия. Оценивание.

– Задания все выполнены! цветет и пахнет! А правила, которые мы сегодня повторили, будут ждать нас и на следующих уроках русского языка.

- Зачем был нужен данный урок?

- Продолжите предложение: «Сегодня на уроке мне было легко…» «Сегодня на уроке было трудным…»

- Достигли ли мы в общем цели урока?

В заключение, разгадайте шараду. СЛАЙД 17-18

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же я – в дневнике или в журнале.

Получилось слово ОЦЕНКА.

- Ребята, вы хорошо поработали, а теперь самое время оценить вашу работу. Для начала посчитайте свои смайлы. Если у вас больше улыбающихся смайлов, значит вы хорошо поработали на уроке, у вас многое получилось. Вы можете гордиться собой. Если больше грустных или нейтральных смайлов – значит у вас что-то не получалось, есть сложности по этой теме, нужно еще поучить.

- Кто гордиться своей работой?

- Кто собою недоволен?

Выставление оценок учителем.

6. Домашнее задание.

Выписать из текста «Дети подземелья» В.Г. Короленко по 5 слов, состоящих из следующих морфем:
3) приставка +  корень + суффикс + окончание  



Copyright © ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска", 2011-2021
Программа управления сайтами - CMS SiteEdit