Уроки
Здесь вы найдете уроки, конспекты, презентации, планы и прочие полезные материалы для работы учителя и обучения школьника.
Урок обществознания в 8 классе "Предпринимательская деятельность", учитель М.В. Бенда
Цели:
1. формирование понятия «предприниматель», «предпринимательство», раскрыть социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
2. формирование умения осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, совершенствовать умения рассматривать явления и процессы социальной действительности в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив, определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения;
3. воспитание инициативности;
4. коррекция мышления на основе упражнений в сравнении, анализе и синтезе.
Задачи:
· объяснить значение понятий: предпринимательство, фирма, товарищество, акционерное общество;
· выяснить причины, которые побуждают людей заниматься или не заниматься предпринимательством и бизнесом;
· обсудить проблемы, которые существуют в развитии предпринимательства и бизнеса в России;
· развить навыкы научного мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свою точку зрения;
· развить способности обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
· формировать исследовательские навыки;
· развитие навыков культуры общения, социального кругозора.
Ожидаемые учебные результаты:
знания
- Объяснять, кто такой предприниматель, что такое прибыль;
- Называть формы предпринимательства;
умения и навыки
- Разъяснять сущность предпринимательской деятельности;
- Моделировать поведение предпринимателя в данной экономической среде;
- Работать в группе, выступать публично;
Оборудование:
учебник, презентация, иллюстрации, раздатка
Основные понятия: предпринимательство,
предприниматель,
индивидуальная трудовая деятельность, фирма, малое предприятие, прибыль.
Ход урока
I. Организационный момент.
- На уроке слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно.
II. Актуализация знаний
Приём «Корзина знаний»
-В нашей корзине знаний много уже изученных терминов. Выберите любой и дайте ему определение.
Термины: производство,продукт, товар, услуга, меновая стоимость, потребительская стоимость, земля. Труд, капитал, предпринимательские способности, информация.
- Среди этих терминов есть один, который будет являться темой нашего сегодняшнего урока. Я предлагаю посмотреть небольшое видеофрагмент (просмотр видеофрагмента)
Слайд 1
II.Мотивация.
- Скажите, пожалуйста, чем, по вашему мнению, занимается человек из видео? Как вы это определили? По каким признакам?
Сформулируйтетему нашего урока.
Тема нашего урока – «Предпринимательская деятельность»
-Запишите число и данную тему в рабочуютетрадь
Слайд 2
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Давайте определим цель нашего урока? Что мы узнаем сегодня?
(узнаем о предпринимательстве, как заниматься своим делом)
План:
1. Роль предпринимательства в экономике.
2. Цели фирмы и её основные организационно-правовые формы.
3. Формы предпринимательской деятельности
4. Малое предпринимательство.
- Я хочу перед вами поставить проблемный вопрос, на который мы дадим ответ в конце урока
«ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО – ЭТО ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО»
IV. Усвоение новых знаний
- Что такое «предпринимательство»? Давайте дадим сначала своё определение данного нового термина? (приём «мозгового штурма»)
- А теперь посмотрим в учебный словарь на с.250, как даётся определение этого термина обществоведческая наука)
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО – это самостоятельная, инициативная деятельность людей, осуществляемая на свой риск, под свою ответственность и направленная на получение прибыли.
- Запишите этот термин в тетрадь и подчеркните карандашом ключевые слова.
- Исходя из определения «предпринимательство» дайте определение понятию «предприниматель».
( приём «мозгового штурма»)
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ – это человек, который занимается предпринимательской деятельностью.
-Как вы думаете, есть ли разница между словами предприниматель и бизнесмен?
(Бизнесмен – это английское слово. Это синонимы)
Обращение к Конституции (распечатки у детей)
- Ребята, какой закон в нашей стране считается основным ,главным? Как он называется? (Конституция)
- А закон запрещает или поощряет занятие предпринимательством?
- С какого возраста закон разрешает заниматься предпринимательской деятельностью?
Давайте обратимся к Конституции РФ, а именно к статье 34 часть1. Прочитайте, пожалуйста.
1. Роль предпринимательства в экономике.
- Английский экономист Адам Смит как-то сказал:
«Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выиграет всё общество».
- А зачем обществу предпринимательство? Какие значимые функции предпринимательство имеет для общества?
-Чтобы ответить на эти вопросы давайте обратимся к учебнику на с. 185
Каковы же функции предпринимательской деятельности?
- Составим схему-кластер (Работа в парах)
Привлечение создание поступление
крупных денежных средств рабочих мест в бюджет налогов
- Кто же способен стать предпринимателем?
-Предприниматель – это тип человека, у которого, подобно изобретателю или артисту, есть особые отличительные свойства и дарования.
- Какимиже личностными качествами должен обладать предприниматель? Давайте составим его личностный портрет.
-Вам предложены личностные качества помогающие предпринимателю добиваться успеха и мешающие ему. Разделите их в две группы положительных и отрицательных черт.
(Один человек у доски, остальные в тетради)
Личностные качества предпринимателя, помогающие успеху в бизнесе: (+)
Образованность
самостоятельность
настойчивость
трудолюбие
инициативность
гибкость
склонность к творчеству
смелость
уравновешенность
самостоятельность
обязательность
вера в успех
энергичность
надежность
Личностные качества предпринимателя, препятствующие успеху в бизнесе (-)
неуравновешенность
ленность
пассивность
внушаемость
безразличие
-Ребята, я предлагаю вам посмотреть видеоролик про молодого предпринимателя Сергазина Асхата создателя стартапа «Kompra». Стартап «Kompra»-это недавно созданная компания по проверке сервисов благонадёжности и контрагентов в республике Казахстан.
Просмотр видеоролика
- Наблюдаем мы все положительные черты у этого молодого предпринимателя?
2. Цели фирмы и её основные организационно-правовые формы.
- Ребята, продолжая разговор о предпринимательстве, предлагаю вам посмотреть на эти два изображения и сказать:
-Что тут изображено? Чем они отличаются?
- Деятельность предпринимателей осуществляется в двух организационных формах. Как вы мне сказали 1) Бизнес в одиночку – это индивидуальная трудовая деятельность и 2) Бизнес в составе множества человек – это фирма.
- Чтобы дать определение фирмы и индивидуальной трудовой деятельности, давайте разберём ситуации на с. 187 учебника
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это предпринимательство, которое не использует наёмный труд.
ФИРМА (предприятие) – это предпринимательство, которое использует наёмный труд.
ФИРМА (предприятие) – это организация, которая приобретает факторы производства с целью создания и продажи благ и получения прибыли.
- Исходя из определения, укажите цели фирмы.
Цели фирмы
- получение и увеличение прибыли через удовлетворение потребностей общества в необходимых товарах и услугах.
- Успешно решить двойную задачу — заработать прибыль владельцу и создать нужные обществу блага — удаётся далеко не каждой фирме. Фирма процветает, если её продукция (или услуги) пользуется спросом и приносит собственнику доход. Однако случается так, что фирмы разоряются, производство останавливается. По статистике каждые пять лет исчезают две компании из пяти.
- Рыночное предпринимательство характеризуется различными формами деятельности: ИП, товарищество и АО
- Предлагаю вам работу в группах.
Задание. Прочитайте информацию в розданных вам рабочих листах и заполните Таблицу «Формы предпринимательской деятельности». Каждая группа работает только с 1 формой . Группа №1 с ИП, группа №2 с Товариществом, группа №3 с АО. Вам надо определить количество человек для этой деятельности и охарактеризовать её. Результат записать и представить.
3. Малое предпринимательство.
-Хочу привести Вам китайскую поговорку и известное высказывание «Человек, который смог сдвинуть гору, начинал с того, что перетаскивал с места на место мелкие камушки», «Всё великое начинается с малого»
-Что объединяет эти высказывания? (всё начинается с мелкого, маленького)
_ Вот и мы переходим к малому предпринимательству.
-Прочитайте определение на с.190
Малое предприятие
– это малое предприятие, где ограничено число работников и объём выпускаемой продукции незначительный.
-Давайте выделим основные черты малых предприятий на основе текста на той же странице.
(Работа в парах) Восстановление деформированного текста. Ключевые слова пропущены восстановите их. Найдите и впишите их на месте пропусков.
Основные черты малых предприятий:
1. Количество работников от 30 до 100 человек.
2. Доля участия государства и других организаций в уставном капитале не превышает 25%
3. Создаются в любой отрасли хозяйства и занимаются всеми видами хозяйственной деятельности.
4. Относятся и индивидуальные предприниматели.
5. Не требует больших вложений, быстро реагирует на изменение рыночного спроса.
6. Количество работников от ____________ до _____________ человек
7. Доля участия государства и других организаций в уставном капитале не превышает ________%
8. По российскому законодательству создаются во всех _____________________________________ и занимаются всеми ______________________________________________________________
9. К субьектам малого бизнеса относятся и ________________________________________________.
10.
Эта форма организации не требует ____________________________________________, быстро реагирует на изменение ________________________________________________________.
- Вы выполняли опережающее задание и представили малые формы предпринимательства, которые вы бы хотели открыть у нас в городе, которых у нас нет. Наташа Котова открыла бы Батутный центр, Вика Киктенко открыла бы фирму «Муж на час»……
V. Первичное закрепление новых знаний.
- Для закрепления новых знаний давайте обратимся к заданиям ОГЭ
Задание 8 № 1
Самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность граждан, направленная на получение прибыли, — это
1) конкуренция
2) предпринимательство
3) посредничество
4) производство
Задание 8 № 2
Что из перечисленного относится к факторам (источникам) производства?
1) предложение
2) предпринимательство
3) спрос
4) конкуренция
Задание 8 №3
Что отличает предпринимательскую деятельность?
1) регулирование законодательством
2) обязательное использование труда наёмных работников
3) требование профессиональной подготовки участников
4) направленность на получение прибыли
-Девочки нашего класса провели социологический опрос учащихся нашей школы и работников. Им был задан один вопрос: «Хотели бы вы быть предпринимателем? Если да, то чем бы занимались? Результаты опроса мы представили в виде диаграммы.
-В нашем городе тоже много предпринимателей, Вы выполняли задание и выясняли в каких сферах трудятся наши предприниматели? Расскажите мне о них?
- Я хочу вернуться к нашему вопросу в начале урока. Как он звучал? Какой ответ вы мне дадите?
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО – ЭТО ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?
VI. РЕФЛЕКСИЯ
-Что на сегодняшнем уроке вы узнали нового?
-Что понравилось больше всего?
-Что возьмёте для себя лично?
-Что вам может пригодиться в жизни?
VII. Итог урока. Обобщение.
1.Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
2. Домашнее задание. П.22, вопросы устно, выучить записи в тетради, приготовить сообщение по теме: «Предприниматели нашено города» (по желанию)
СКАЧАТЬ