ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска"

ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска"

Уроки

 

Здесь вы найдете уроки, конспекты, презентации, планы  и прочие полезные материалы для работы учителя и обучения школьника.

Урок обобщение по биологии в 7 классе по теме «Класс птицы», учитель Л.А. Самойлова

 

Цели:

  •  1. углубить  и обобщить знания учащихся по классу: «Птицы»;
  •   2. расширить представления о многообразии птиц.

Задачи:

Образовательная: обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся о птицах.

Развивающая: уметь оценивать свои знания, развивать познавательный интерес к природе, умение наблюдать и делать выводы.

Воспитывающая: воспитывать разумное, бережное и заботливое отношение к птицам, обосновать необходимость охраны пернатого мира.

Оборудование: ноутбук, рисунки и картинки с изображением птиц, выставка книг: «Птицы – наши друзья», листы с тестами, «Красная книга»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Ход урока

  1. Организационный момент 3 минуты

- Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок.

Эпиграфом нашего урока будут слова из песни «Как прекрасен этот мир, посмотри…»

- А о каком мире пойдет речь на сегодняшнем уроке вы узнаете, ответив на такой вопрос.

- Кто первым напоминает нам, что наступила весна? (ПТИЦЫ)

- Верно.

- Самые близкие друзья весны – это птицы. Мир пернатых является необычным миром природы. Он очень интересный и сложный, полный чудес и загадок..

2.     Объявление темы и цели урока

- Сегодня у нас заключительный урок по теме: «Класс птицы»

Мы обобщим знания о них, которые вы получили на предыдущих уроках. Наш урок будет состоять из различных заданий, с которыми вам предстоит справиться. Откройте тетради  и запишите число, классная работа и тему урока.

МИНИ – ВИКТОРИНА 2 минуты.

1.     – Как называется наука, изучающая птиц? (ОРНИТОЛОГИЯ)

2.      – Кто такие птицы? (ПТИЦЫ – это позвоночные животные, которые приспособились к полету и их тело покрыто перьями. Это единственные животные, которые передвигаются двумя способами: 1. В полете, 2. На земле и в воде)

3.      – Кто был родоначальником птиц?  (АРХЕОПТЕРИКС)

4.      – Какова температура тела птицы? (+40, 42)

5.      – Как называется искусственная наседка? (ИНКУБАТОР)

6.      – Самая крупная нелетающая птица? (СТРАУС)

7.     Куда помещает яйцо пингвин при насаживании? (на лапы)

ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» 3 минуты

На этом этапе мы проведем игру : « Третий лишний»

Задание: выявите лишнюю птицу и обоснуйте свой выбор. (подчеркните)

(можно работать в парах)-на карточках

 Карточка №1

Кукушка, горихвостка (перелетные), ворон (оседлая)

Карточка №2

Снегирь(кочующий), удод, соловей(перелетные)

Карточка №3

Воробей, галка(оседлые), грач (кочующий)

Карточка № 4

Сизый голубь (оседлая), клест, поползень(кочующие)

Карточка №5

Зяблик, иволга(перелетные), сорока (осёдлая)

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ПТИЦАХ 4 минуты           

Райские птицы – уникальные малоизученные пернатые отряда воробьинообразных. Они населяют густые леса Новой Гвинеи, Индонезии и восточной части Австралии. Разнообразие и красота оперения – главное достояние этих существ. Сочетание разных ярких красок придает птице необычный и эффектный вид. Когда райских птиц завезли в Европу в 16 веке, ходили слухи об их уникальных лечебных и сверхъестественных способностях. Считалось, что эти существа не могут передвигаться по земле из-за отсутствия ног, а одно лишь прикосновение к земной поверхности смертельно для них. ПО мифам, которые придумали европейцы, райские птицы высиживали птенцов прямо в воздухе. На самом деле эти пернатые гнездятся на ветках деревьев, а некоторые из них – в дуплах Европейцы верили, что райская роса – единственный источник пищи этих птиц. В реальности райские птицы питаются насекомыми, семенами и плодами растений, ягодами и цветочным нектаром. Чаще всего райские птицы живут поодиночке, лишь некоторые создают крепкие пары. Самая крупная представительница семейства – большая райская птица. Длина ее тела достигает полуметра. В дикой природе райские птицы живут около 20 лет. Райские птицы серьезно пострадала из-за их богатого оперения. Этих созданий убивали, делая из красивых перьев шляпки и другие украшения. Сейчас охота на райских птиц строго запрещена.

Филин – одна из известнейших лесных птиц, ближайший родственник совы. От сов он отличается только «ушками». Считается, что это уши, но на самом деле эти выросты – всего лишь оттопыренные перья. Однако именно они придают птице узнаваемый и солидный вид. Когти этой птицы напоминают нож с острым лезвием. Благодаря этой природной особенности, эта «мудрая» птичка моментально наносит добыче смертельные раны..Филин – хищник. Обычно он питается грызунами и ежами. Но иногда он может поймать молодого оленя или кабана

. Они образовывают только одну пару за всю жизнь.

·        Филины живут практически повсеместно. Их нельзя встретить только в Антарктике и Австралии.

·        Глаза филина устроены так, что не могут двигаться. Поэтому птица обзавелась особым устройством шеи, позволяющим повернуть голову на 200 градусов.

·        Филины – оседлые птицы. Они полностью покрыты перьями, только клюв и когти остаются голыми. Такая защита позволяет филинам жить даже в суровом климате Сибири и Скандинавии.

·        Размах крыльев филина составляет почти два метра. Когда рядом с его гнездом оказывается хищник, филин летает вокруг, расправив крылья во всю длину. Так он кажется больше и страшнее, и хищник отступает.

·        Возраст филина можно определить по глазам. С возрастом они меняют свой цвет со светло-жёлтого на тёмно-оранжевый.

·        В природе филины живут около 20 лет. Зато в неволе встречаются долгожители, которые умирают в возрасте 60 – 65 лет.

·        Природных врагов филин почти не имеет. Он может погибнуть только от старости или в схватке с другой хищной птицей.

·        Иное дело – отношения филина с человеком. Их стреляют на материал для чучел, используют как приманку для соболей на охоте. Вырубка лесов лишает филина привычных мест обитания. Они занесены в Красную книгу отдельных регионов

 

ФИЗМИНУТКА 2 минуты

- А теперь давайте отдохнем:

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся покажем

Крылья сложим назад.

 

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК 4 минуты

 В этом ящике находятся карточки с основными понятиями и терминами по теме «Птицы». Сейчас каждый из вас выберет одну карточку и находит ответ в учебнике зачитывает. В задании есть подсказка. Кто готов поднятая рука

·        Рулевые перья стр.134 учебника  (Перья, расположенные на хвосте птицы, обеспечивающие маневренность при полете)

·        Роговая мозоль стр.140 (вырост на груди страуса, который предохраняет от повреждений и ожогов от раскаленного грунта во время отдыха)

·        Роговые пластинки стр.142  (Выросты на клюве Устройство клюва гусееобразных, которое позволяет процеживать ил, раздавливать раковых малюссков, удерживать во рту пойманных червей)

·        Киль стр.134 учебника (Вырос на груди у летающих птиц, где крепятся грудные мышцы)

·        Миграция  Мигра́ция птиц, или перелёт птиц — перемещение или переселение птиц, связанное с изменением экологических или кормовых условий, либо особенностями размножения.

·        Маховые перья стр.134 (крупные контурные перья на крыльях)

 

ЭкОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА И ОТРЯД 3 минуты

Ребята а сейчас посмотрите на доску Вам надо соединить название птицы с отрядом и видом питания. Работа у доски

1.     Глухарь – растительноядные, куриные

2.     Дятел – насекомоядные, воробьинообразные

3.     Фазан – хищник ночной, совы

4.     Тетерев – растительноядные, куриные

5.     Сорока – всеядная, воробьинообразные

6.     Клест – растительноядные, воробьинообразные

7.     Ласточка – насекомоядные, воробьинообразные

8.     Курица – всеядная, куриные

9.     Утка – водоплавающие, гусеобразные

10.  Стриж – насекомоядные, воробьинообразные

11.  Скворец – насекомоядные, воробьинообразные

 

УЗНАЙТЕ ПТИЦ ПО ИХ ГОЛОСАМ 5 минут

«ЖИВЫЕ СИНОНИМЫ». 2 минуты

Учитель: Необходимо подобрать названия птиц, чтобы получились выражения, употребляемые в сравнении с людьми. Например, «мокрый» (беспомощный), как курица (мокрая курица).

Мудрый, как … (ворон)

Задиристый, как … (петух)

Вороватый, как … (сорока)

Важный, надутый, как … (индюк)

Длинноногий, как … (цапля)

Глазастый, как … (филин)

Взгляд хищный, как у … (ястреба)

Взгляд зоркий, как у … (сокола)

Нос с горбинкой, как у … (орла)

Нос приплюснутый, как у … (утки)

Шея нежная, длинная, как у … (лебедя)

Величавая походка, как у … (павлина) (выступает будто пава

ИТОГ  5 минут

Давайте постараемся ответить на такой вопрос:

 - Почему птиц мы считаем своими друзьями? (Они приносят большую пользу природе и человеку)

- Каково же значение птиц в природе?

1. опыляют растения

2. распространяют семена

3. являются санитарами леса

4. служат кормом для других животных

5. Ограничивают рост растений.

- А теперь докажите примерами какова роль птиц в жизни человека?

1. Промысловые и домашние птицы – дают – мясо, жир, яйца.

2. Пух – (морская птица гага. (имеет самый теплый мех)

3. Птичий помет – ценное органическое удобрение.

4. Уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства (насекомоядные и хищники)

5. Эстетическое и научное значение

 - К сожалению, как вы уже знаете, что птицам грозит беда.

В настоящее время каждый второй вид находится под угрозой исчезновения.

- Каковы же причины:

1. вырубка леса

2. распашка степей

3. Осушение болот

4. Уничтожение другими животными.

27 видов занесены в Красную книгу России и взяты под охрану.

Какие же вы должны соблюдать меры по охране птиц?

Предложите свои:

  • Не разорять гнезд
  • Не кричать в лесу
  • Не брать яйца птенцов из гнезда
  • Устраивать кормушки, скворечники, дуплянки.

3.     Подведение итогов.

Мы с вами закончили раздел класс «Птиц»

Давайте подведем итоги. Оценки.

4.      Рефлексия.

Молодцы! Мне было приятно с вами работать. Не забывайте, что мы тоже часть природы и наш долг сохранить ее многообразие и красоту для будущих потомков.

 

Покормите, люди, птиц:
Свиристелей и синиц,
Воробьев и снегирей.
Покормите их скорей!

Были чтоб у птиц всегда
Зерна, семечки, вода,
Знали, что их любят, ждут,
И всегда приют найдут.

Воробьишка прилетал,
Снег немножко притоптал.
Перья распушил слегка,
Знать, искал он червяка.

Но под снегом гололед,
Корма здесь он не найдет.
На деревьях не красно,
Ветви голые давно.

И в лесу кормушек нет,
Где найти ему обед?
Вот летят гурьбою птицы
В город наш, чтоб прокормиться.

Покормите поскорей
Наших маленьких друзей!
Все пернатые важны,
Помогать мы им должны

 

СКАЧАТЬ.

Copyright © ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска", 2011-2021
Программа управления сайтами - CMS SiteEdit