Уроки
Здесь вы найдете уроки, конспекты, презентации, планы и прочие полезные материалы для работы учителя и обучения школьника.
Урок литературы в 6 классе по произведению А.П.Платонова «Неизвестный цветок», учитель Н.А. Ермишина
Цели:
1.Создать условия для понимания учащимися способов выражения авторского отношения к персонажу произведения.
2. Воспитывать нравственные качества и подвести детей к осознанию того, как:
- важно быть внимательным к окружающему миру;
- необходимы каждому человеку понимание и сердечная доброта
-преодолевая трудности, человек становится выносливее, терпеливее.
3. Совершенствовать навыки чтения и умения работать с текстом художественного произведения.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.
Ход урока
1. Организационный момент
Сегодня у нас необычный урок, я хочу предложить вам поговорить по душам.
Что значит “разговор по душам”?
2. Проблемный вопрос к уроку.
Вдохновило меня на этот разговор произведение одного известного русского писателя 20 века, посмотрите на слайд и вспомните название произведения и автора. Слайд 1
Андрея Платоновича Платонова. Слайд 2
Что особенного заметили в имени?
Что такое псевдоним? Слайд 3
Платонов – псевдоним, настоящая фамилия КлимЕнтов. Псевдонимом стало имя отца – Платон. Видимо, отец много значил в его жизни.
Итак, тема нашего урока доброты ЧТОБЫ ЖИТЬ И СВЕТИТЬСЯ, НАДО МНОГО ТРУДИТЬСЯ… Слайд 4
Какие поставим перед собой задачи? Слайд 5
Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, многое видел, пережил. Лицо мужественное. Это Андрей Платонович Платонов. Прекрасный русский писатель.
О его судьбе нам расскажет Сухов Саша Слайд 6
Сейчас обратимся к произведению «Неизвестный цветок», которое писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Спустя многие годы, это маленькое произведение было высоко оценено. Слайд 7
- Какие ассоциации у вас возникают со словом “цветы”?
- Цветы – это чудесное творение природы. Они у нас ассоциируются с чем-то добрым, светлым, радостным.
Давайте посмотрим каким вы представляете неизвестный цветок. Посмотрите рисунки к этому произведению, которые вы заранее нарисовали.
К рисункам учитель добавляет иллюстрацию по произведению А. Платонова “Неизвестный цветок”. Слайд 8 А теперь посмотрите на этот цветок.
- Этот цветок не похож на ваши. Он не такой яркий, не такой красивый. Тоненький, слабенький, одинокий, растёт среди камешков. Он из сказки А.Платонова. О неизвестном цветке, который не похож на другие, мы с вами сегодня и будем размышлять.
Откройте стр.32
Прочитайте жанр произведения.
- Что такое сказка?
Что такое быль? Совместимы ли эти жанры?
Почему автор объединил несовместимые жанры?
Давайте проанализируем это произведение и ответим на этот вопрос.
4. Работа над текстом.
Познакомит нас с главным героем
На глухом пустыре, где даже «трава не росла, а лежали одни старые серые камни», рос небольшой цветок. В этом забытом месте единственным гостем был только ветер, который разносил по свету семена: в плодородной почве они быстро приживались и давали всходы, а «в камне и глине семена умирали».
На стр. 91 после слов…И вот шла однажды девочка Даша мимо того пустыря…-
Беседа:
- Каким мы видим Цветок вначале?
- Была ли у Цветка самая главная цель в жизни?
- Что помогало ему выжить?
- Когда и чему радовался Цветок?
Физкультурная минутка.
- О продолжение истории цветка мы узнаем дочитав сказку вместе
5. Первичное восприятие
Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном.
Представьте, что это вы увидели вдруг неизвестный цветок. Какие бы чувства испытали?
7. Осмысление и анализ прочитанного содержания (выборочное чтение)
1) «Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком?»
( -Даше было очень грустно, потому, что она была далеко от мамы. Чтобы отвлечься от грустных мыслей, она решила заглянуть на пустырь.
Даша была любознательной, ей хотелось понять, кто издает такой необычный аромат.)
2) Как вы думаете, что Даша хотела выразить цветку своим поцелуем? Восхищение его стойкостью
3)Что же сделала Даша? Как можно охарактеризовать ее поступок? Слайд 9
4).Почему дети захотели сделать землю на пустыре плодородной? Ребята хотели быть справедливыми, они надеялись, что маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнёт, а из семян вырастут «самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде».)
5) Как бы вы поступили, узнав о трудной жизни цветка?
6) Как изменилась жизнь на пустыре через год?
7).А что же стало с неизвестным цветком? (Он умер, но повторился в своём сыне, который был ещё лучше)
8).Чем сын был не похож на отца? Найдите в текте.
- Как вы считаете, что этим хотел сказать писатель? (Писатель хотел показать, что справедливость восторжествовала )…».
Так в чем же мудрость сказки? Слайд 10
-Что же сказочного в этом произведении? А что быль? Для чего автор ввел сказочный элемент.
- Почему у этого произведения жанр «сказка-быль»? (Повествование о Даше и детях – быль; история о том, как рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, чувствовать, испытывать боль и радость.)
8. Подведение итогов
Подводя итог нашему разговору по душам, скажите, как откликнулась ваша душа на это произведение.
Ну вот подошел к концу наш урок.
В окружающей нас жизни не все так спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось.
Если всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко.
Если прислушаться, можно услышать "безмолвный голос" существа, ждущего помощи.
Я уверена: каждый из вас сегодня обязательно задумается, что может сделать, чтобы вокруг стало меньше "неоткрытых" зовущих голосов.
Я желаю всем, чтобы наши сердца были всегда открыты для прекрасного, для людей, чтобы каждый из нас в этой жизни подарил другим радость, счастье, новую жизнь, как тот неизвестный цветок, придуманный А.П. Платоновым.
9. Выставление оценок
10. Домашнее задание:
1. Перечитать сказку-быль.
2.Письменно ответить на вопрос: «Что может сделать каждый из нас, чтобы вокруг стало меньше голосов, просящих о помощи?