
Уроки
Здесь вы найдете уроки, конспекты, презентации, планы и прочие полезные материалы для работы учителя и обучения школьника.
Урок истории в 5 классе "Первые русские князья", учитель Бенда М.В.
Цель деятельности учителя: способствовать
формированию представления о первых русских князьях и их значении в становлении и развитии Отечества.
Предметные результаты: иметь представление о признаках государства; знать первых русских князей.
Этап урока |
Педагогические |
Планируемые результаты |
Содержание этапа урока | ||||||||||||
деятельность учителя |
деятельность обучающихся | ||||||||||||||
I. Актуализация знаний и постановка проблемы |
Активизировать ранее полученные знания обучающихся; создать проблемную ситуацию |
Уметь фиксировать затруднение; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах и связях; работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); использовать готовые модели – карту. (Познавательные УУД.) Уметь принимать и сохранять учебную задачу. (Регулятивные УУД.) Уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; сотрудничать в совместном решении проблемы. (Коммуникативные УУД.) |
Организует самостоятельную работу – Заполните таблицу.
– Сверим результаты таблицы с таблицей, – Определим эти промежутки на «ленте вре- В каком порядке на «ленте времени» располагаются события прошлого и настоящего? VIII–IX конец IX X–XI
Складывается Древнерусское государство Предлагает детям рассмотреть карты IX, IX–XI веков. – Что заметили? – Почему возникла необходимость создания государства? |
– Увеличилась территория. Появились границы. Столицей стал город Киев. – Легче было жить, отражать набеги врагов | |||||||||||
II. Формулирование темы урока, постановка |
Научить формулировать учебную проблему в виде темы урока |
Уметь определять и формулировать тему и задачи урока; планировать свое действие в соответствии |
– Определите тему урока. – На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? |
– Древнерусское государство. Русские князья. – Действительно ли нужно было создавать государство? – Кто правил Древнерусским государством? | |||||||||||
III. Совместное открытие новых |
Научить решать учебную задачу |
Уметь извлекать информацию из текстов; ориентироваться в толковом словаре; находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: вычленять содержащиеся в тексте основные события; воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений; работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема). (Познавательные УУД.) Уметь планировать свое действие в соответствии Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать; задавать вопросы. (Коммуникативные УУД.) |
– Как вы думаете, что такое государство? Организует работу в парах по заполнению схемы «Признаки государства». Признаки государства организует нужные для всего населения Организует чтение отрывка из произведения – Какой можно было сделать вывод? – О том, кто был первым правителем на Руси, вы узнаете из статьи «Первые русские князья». – Составьте и задайте друг другу вопросы – Первый правитель – князь Рюрик (появляется табличка «Князь Рюрик»). – Вторым правителем был Олег (появляется табличка «Князь Олег»). – В 882 г. князь Олег занял киевский престол. Именно он объединил Русь, сделав столицей государства Киев. При нем государство стало называться Киевской Русью. Организует просмотр мультфильма «Песнь – Что означает «вещий»? – Третьим правителем был Игорь (появляется табличка «Князь Игорь») по прозвищу Жадный. Правление Игоря ознаменовалось несколькими крупными военными походами русских войск. Именно в его правление появилось официальное название Руси – Русская земля. – Следующей правительницей стала жена Игоря – княгиня Ольга (появляется табличка «Княгиня Ольга»). Она отомстила древлянам за смерть Игоря. Прочитайте в статье учебника, как это произошло. – Несмотря на жесткость такого поступка, летопись называет Ольгу «мудрейший из всех человек» и рассказывает о неустанных заботах княгини по «устроению земли». Действительно, во время поездок по Руси Ольга провела финансово-административную реформу, установила размеры дани, разделила земли на отдельные административные единицы – погосты, во главе которых поставила особых княжеских уполномоченных. В период ее правления Русь не воевала ни с одним из соседних государств. Примерно в 955 году Ольга одной из первых на Руси приняла христианство и в крещении получила имя Елена. Княгиню Ольгу называют духовной матерью русского народа, через нее утверждалось христианство на Руси. Ольга прожила очень долго и оставила о себе самую добрую память. Церковь признала ее Святой, а история – Мудрой. – Следующим правил Святослав (появляется табличка «Князь Святослав»). – Мрачный и свирепый, Святослав с малых лет отличался волей, благородством и мужеством. Он постоянно упражнялся в верховой езде, учился владеть копьем, стрелял из лука – Несмотря на излишнюю жестокость некоторых князей, все они были мужественными. Являлись хорошими воинами, желали процветания земле русской. – Результатом нашей работы стало «Родословное древо первых русских князей» (см. РМ) |
– Единая страна. – Крупному государству легче обороняться от внешних врагов, войны
между племенами прекратились, появилось больше возможностей для развития хозяйства Читают отрывок из произведения А. О. Ишимовой «История России в рассказах для детей. Том 1» (см. РМ). – Возникла необходимость создания государства. – Как звали первого русского князя? (Рюрик.) – В каком городе он стал князем? (Новгород.) – Как называли потомков Рюрика? (Рюриковичи.) – Сколько лет правили Рюрики? (Более 700 лет.) Читают отрывок из произведения А. О. Ишимовой «История России в рассказах для детей. Том 1»(см. РМ). Просмотр мультфильма «Песнь о вещем Олеге». – «Вещий» означает «предвидящий будущее, пророческий». Читают отрывок из произведения А. О. Ишимовой «История России в рассказах для детей. Том 1»
(см. РМ). Читают статью учебника. Внимательно читают. | |||||||||||
IV. Само-стоятельная работа с проверкой по эталону |
Выявить уровень усвоения материала |
Уметь работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема). (Познавательные УУД.) Уметь принимать и сохранять учебную задачу. (Регулятивные УУД.) Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной |
Организует работу с кроссвордом (см. РМ) |
Решают кроссворд | |||||||||||
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Научить фиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности; создать условия для осуществления самооценки результатов деятельности своей и своего класса |
Уметь оценивать правильность выполнения действия. (Регулятивное УУД.) Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностное УУД.) |
– Какую же роль сыграли первые русские Домашнее задание: – В ходе изучения истории нашего Отечества мы будем вести исторический справочник «Правители земли Русской». – Работая в группах, вы должны составить исторический портрет князя: 1-я группа – Рюрика; 2-я группа – Олега; 3-я группа – Игоря; 4-я группа – Ольги; 5-я группа – Святослава. – Воспользовавшись энциклопедией и текстом учебника, вы должны заполнить историческую справку:
Рабочая тетрадь (с. 6) |
– Расширяли и укрепляли границы, воевали с недругами, обкладывали данью соседние племена. Называют основные позиции нового материала Делают анализ работы, Отмечают свое эмоциональное состояние |