ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска"

ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска"

Уроки

 

Здесь вы найдете уроки, конспекты, презентации, планы  и прочие полезные материалы для работы учителя и обучения школьника.

Урок истории в 5 классе "Первые русские князья", учитель Бенда М.В.

Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о первых русских князьях и их значении в становлении и развитии Отечества.

 Предметные результаты: иметь представление о признаках государства; знать первых русских князей.

Этап

урока

Педагогические
задачи

Планируемые

 результаты

Содержание этапа урока

деятельность учителя

деятельность обучающихся

I. Актуализация знаний и постановка проблемы

Активизировать ранее полученные знания обучающихся; создать проблемную ситуацию

Уметь фиксировать затруднение; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах и связях; работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); использовать готовые модели – карту. (Познавательные УУД.)

Уметь принимать и сохранять учебную задачу. (Регулятивные УУД.)

Уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; сотрудничать в совместном решении проблемы. (Коммуникативные УУД.)

Организует самостоятельную работу
в парах.

– Заполните таблицу.

Даты

Событие

 

Возникновение княжеств

 

Возникновение государства

 

Расцвет государства

– Сверим результаты таблицы с таблицей,
составленной на прошлом уроке.

– Определим эти промежутки на «ленте вре-
мени».

В каком порядке на «ленте времени» располагаются события прошлого и настоящего?

VIII–IX               конец IX             X–XI 

Возникновение

княжеств

Возникновение

государства

Расцвет

государства

Складывается Древнерусское государство

Предлагает детям рассмотреть карты IX, IX–XI веков.

– Что заметили?

 

 

 

– Почему возникла необходимость создания государства?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Увеличилась территория. Появились границы. Столицей стал город Киев.

– Легче было жить, отражать набеги врагов

II. Формулирование темы урока, постановка
задач

Научить формулировать учебную проблему в виде темы урока

Уметь определять и формулировать тему и задачи урока; планировать свое действие в соответствии
с поставленной задачей.
(Регулятивные УУД.)

– Определите тему урока.

 

– На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

– Древнерусское государство. Русские князья.

– Действительно ли нужно было создавать государство?

– Кто правил Древнерусским государством?

III. Совместное открытие новых
знаний

Научить решать учебную задачу

Уметь извлекать информацию из текстов; ориентироваться в толковом словаре; находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: вычленять содержащиеся в тексте основные события; воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений; работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема). (Познавательные УУД.)

Уметь планировать свое действие в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее реализации. (Регулятивное УУД.)

Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать; задавать вопросы. (Коммуникативные УУД.)

– Как вы думаете, что такое государство?

Организует работу в парах по заполнению схемы «Признаки государства».

Признаки государства

организует нужные для всего населения
виды работ

 

 

 

 

 

 

 

Организует чтение отрывка из произведения
А. О. Ишимовой «История России в рассказах для детей». (Том 1.)

 

 

 

– Какой можно было сделать вывод?

 

 

– О том, кто был первым правителем на Руси, вы узнаете из статьи «Первые русские князья».

– Составьте и задайте друг другу вопросы
по статье учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Первый правитель – князь Рюрик (появляется табличка «Князь Рюрик»).

– Вторым правителем был Олег (появляется табличка «Князь Олег»).

В 882 г. князь Олег занял киевский престол. Именно он объединил Русь, сделав столицей государства Киев. При нем государство стало называться Киевской Русью.

Организует просмотр мультфильма «Песнь
о Вещем Олеге». Организует работу со словарем С. И. Ожегова.

 

– Что означает «вещий»?

 

 

 

– Третьим правителем был Игорь (появляется табличка «Князь Игорь») по прозвищу Жадный. Правление Игоря ознаменовалось несколькими крупными военными походами русских войск. Именно в его правление появилось официальное название Руси – Русская земля.

 

– Следующей правительницей стала жена Игоря – княгиня Ольга (появляется табличка «Княгиня Ольга»). Она отомстила древлянам за смерть Игоря. Прочитайте в статье учебника, как это произошло.

– Несмотря на жесткость такого поступка, летопись называет Ольгу «мудрейший из всех человек» и рассказывает о неустанных заботах княгини по «устроению земли». Действительно, во время поездок по Руси Ольга провела финансово-административную реформу, установила размеры дани, разделила земли на отдельные административные единицы – погосты, во главе которых поставила особых княжеских уполномоченных. В период ее правления Русь не воевала ни с одним из соседних государств. Примерно в 955 году Ольга одной из первых на Руси приняла христианство и в крещении получила имя Елена. Княгиню Ольгу называют духовной матерью русского народа, через нее утверждалось христианство на Руси. Ольга прожила очень долго и оставила о себе самую добрую память. Церковь признала ее Святой, а история – Мудрой.

– Следующим правил Святослав (появляется табличка «Князь Святослав»).

– Мрачный и свирепый, Святослав с малых лет отличался волей, благородством и мужеством. Он постоянно упражнялся в верховой езде, учился владеть копьем, стрелял из лука
и вырос могучим богатырем. Одевался Святослав не как князь, в дорогие одежды, а как простой воин. Святослав был живым воплощением могучей силы. Князь-воин прожил всего
27 лет, но успел совершить шесть победоносных походов и остался в памяти русичей молодым и отважным. Отправляясь в поход, посылал сначала гонцов сказать: «Иду на вы».

– Несмотря на излишнюю жестокость некоторых князей, все они были мужественными. Являлись хорошими воинами, желали процветания земле русской.

– Результатом нашей работы стало «Родословное древо первых русских князей» (см. РМ)

– Единая страна.

– Крупному государству легче обороняться от внешних врагов, войны между племенами прекратились, появилось больше возможностей для развития хозяйства
и улучшения жизни людей
(города, дороги между ними, торговля, крупные каменные постройки). Во главе государства стал единый правитель.

Читают отрывок из произведения  А. О. Ишимовой «История России в рассказах для детей. Том 1» (см. РМ).

– Возникла необходимость создания государства.

 

– Как звали первого русского князя? (Рюрик.)

– В каком городе он стал князем? (Новгород.)

– Как называли потомков Рюрика? (Рюриковичи.)

– Сколько лет правили Рюрики? (Более 700 лет.)

Читают отрывок из произведения  А. О. Ишимовой «История России в рассказах для детей. Том 1»(см. РМ).

 

Просмотр мультфильма «Песнь о вещем Олеге».

– «Вещий» означает «предвидящий будущее, пророческий».

Читают отрывок из произведения  А. О. Ишимовой «История России в рассказах для детей. Том 1» (см. РМ).

 

Читают статью учебника.

 

 

 

Внимательно читают.

 

 

IV. Само-стоятельная работа с проверкой по эталону

Выявить уровень усвоения материала

Уметь работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема). (Познавательные УУД.)

Уметь принимать и сохранять учебную задачу. (Регулятивные УУД.)

Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности. (Личностное УУД.)

Организует работу с кроссвордом (см. РМ)

Решают кроссворд

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Научить фиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности; создать условия для осуществления самооценки результатов деятельности своей и своего класса

Уметь оценивать правильность выполнения действия. (Регулятивное УУД.)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
(Коммуникативное УУД.)

Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностное УУД.)

– Какую же роль сыграли первые русские
князья в формировании древнерусского государства?

Домашнее задание:

– В ходе изучения истории нашего Отечества мы будем вести исторический справочник «Правители земли Русской».

– Работая в группах, вы должны составить исторический портрет князя:

1-я  группа – Рюрика; 2-я  группа – Олега;

3-я  группа – Игоря; 4-я  группа – Ольги;

5-я  группа – Святослава.

– Воспользовавшись энциклопедией и текстом учебника, вы должны заполнить историческую справку:

Имя князя

 

Время правления

 

Качества характера

 

Дела на благо страны

 

Рабочая тетрадь (с. 6)

– Расширяли и укрепляли границы, воевали с недругами, обкладывали данью соседние племена.

Называют основные позиции нового материала
и то, как они их усвоили
(что получилось, что не получилось и почему).

Делают анализ работы,
самооценку своей работы.

Отмечают свое эмоциональное состояние

 
Copyright © ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска", 2011-2021
Программа управления сайтами - CMS SiteEdit