Уроки
Здесь вы найдете уроки, конспекты, презентации, планы и прочие полезные материалы для работы учителя и обучения школьника.
Урок географии в 7 классе «Географическое положение, рельеф Южной Америки», учитель О.В. Орлова
Цели:
1. Рассмотреть особенности географического положения и рельефа Южной Америки;
2. Совершенствовать практические умения и навыки определять географическое положение материка; выявлять закономерности распространения основных форм рельефа; сравнивать рельеф Южной Америки с рельефом Африки;
3. Воспитывать любознательность, самостоятельность, умения сотрудничать с другими, оценивать себя.
Урок сопровождается презентацией (скачать)
Оборудование: физическая карта мира, атласы, контурные карты, учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений (автор А.И. Алексеев, В.В. Николина, - 3-е изд. –М.: Просвещение, 2020г. – (Полярная звезда), листы с заданиями.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока.
I. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
II. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Учитель:
Из маленькой, засушливой Австралии и холодной и самой южной Антарктиды мы переносимся через океан в Южную Америку. Х. Колумб, которого считают первооткрывателем Нового Света, даже представить себе не мог, какого географического «рекордсмена» он подарил миру. Какие ассоциации связаны у ВАС с Южной Америкой?
А теперь давайте назовем и покажем «рекорды» Ю.А.
1. В Южной Америке, среди самых обширных в мире вечнозеленых экваториальных лесов, течет самая полноводная река мира – Амазонка.
2. Здесь протянулась самая длинная горная цепь Земли – Анды,
3. С самой высокой вершиной в западном полушарии – горой Аконкагуа,
4. и самым большим высокогорным озером мира – Титикака.
5. И здесь действительно есть «затерянные миры», например горный массив Ауян – Тепуи, где был открыт самый высокий в мире водопад Анхель.
Южная Америка – это материк древних индейских цивилизаций -всем известен высокогорный город-крепость инков – МАЧУ- ПИКЧУ, это родина танго и карнавала, это бесконечные пляжи и современные города, это смешение рас и народов.
Сегодня мне на электронную поту пришло письмо из РГО. В нем РГО просит оказать помощь в географических расчётах материка Ю.А., географическое положение и рельеф Ю.А.
III. Изучение нового материала.
1. Открываем атласы. Посмотрите на физическую карту мира. Скажите – какое место по площади занимает Ю.А.
Южная Америка – четвертый по площади материк на
Земле, после….. Площадь материка с островами – 18,2 млн. км². Определим особенности географического положения, используя физическую карту мира атласа. У вас на столах лежат опорные листки, в них вы найдете план характеристики ГП.
Задание 1. По физической карте мира определите и сделайте вывод:
1 ряд: положение Южной Америки относительно экватора (экватор пересекает материк в северной части, поэтому ЮА расположена частично в северном и большей частью в южном полушариях)
2 ряд: положение материка по отношению к нулевому меридиану (не пересекает материк, ЮА полностью расположена в западном полушарии)
3 ряд: положение Ю.А. относительно тропиков (южный тропик пересекает материк практически посередине)
Задание классу:
какие моря и океаны омывают берега материка. Показать на карте атласа.
На какой материк похожа ЮА? Чем? Что у них общего?
Южная Америка лежит в Западном полушарии по обе стороны от экватора, как и Африка сужается к югу. Омывается Атлантическим океанам
Задание 2. Найдите крайние точки Южной Америки, определите их географические координаты.
Крайние точки, их географические координаты:
Северная точка - мыс Гальинас 12°25' с.ш., 71°39' з.д.
Южная точка - мыс Фроуэрд 53°54' ю. ш. , 71°18' з. д.
Западная точка - мыс Париньяс 4°40' ю. ш. , 81°20' з. д.
Восточная точка -мыс Кабу-Бранку 7°10' ю. ш. , 34°47' з. д.
Задание 3. Как Вы думаете, можно ли определить протяженность материка, зная крайние точки?
Задание Классу: Определите, на сколько километров протянулась ЮА с севера на юг?
1. 12°с.ш.+ 54°юш =66° - 68( с арх. Огненная Земля)
2. 66
Вывод: Т.О. ЮА протянулась в севера на юг на 7326 км.
Задание 4. Вычислить протяженность ЮА с запада на восток.
1 ряд: по 0 меридиану 30° *111,3=3339 км
2 ряд: по 10° юш 43°*109,6= 4712,8 км (4822,4км-44°)
3 ряд: по 30° юш 22°*96,5= 2123 км
С запада на восток протяженность на 4800 км. В каком направлении протяженность материка больше? Протяженность ЮА с севера на юг больше, чем с запада на восток. Значит, природные условия в большей степени будут меняться с севра на юг.
Задание 4. Определить, как расположен материк относительно других материков и крупных островов. Найдите на карте крупные острова, архипелаги, проливы, заливы близ Южной Америки.
Выводы:
- Южную Америку с Северной Америкой связывает Панамский перешеек;
- между Южной Америкой и Антарктидой (точнее между Огненной Землей и Южными Шетландскими островами) – находится самый широкий пролив Дрейка.
- Архипелаг: Огненная Земля;
- Острова: Фолклендские, Малые Антильские;
-залив:Ла–Плата.
ПАУЗА
Объяснение нового материала
Изучая материк, вместе с географического положения нас просили описать рельеф и подтверждаем его связь со строением земной коры. Изучая этот вопрос, используем географическую карту на стр.4-5. Как называется эта карта, и физической картой ЮА на стр
Задание 1.
1. По картам атласа определите, какие основные формы рельефа представлены на материке? (ГОРЫ, Равнины,)
2. Как размещены эти формы рельефа?
3. Горный запад. В основе лежит пояс альпийской складчатости.
4. Параграф 34 – 35-новый текст называется «Читаем карту» - про горы Анды.
Анды
–складчатые горы, относящиеся к Тихоокеанскому огненному кольцу. Протяженность горной системы на суше более 9000 км. Самая высокая точка Южной Америки Аконкагуа (6960м). Анды – это область землетрясений и вулканизма. Самый известный из вулканов – Котопахи. Результат процессов новой (кайнозойской) складчатости – соединение двух американских материков.
Равнинный восток. В основе лежит древняя Южноамериканская платформа.
Низменные территории – Амазонская, Оринокская, Ла – Платская, находятся на плитах, где кристаллический фундамент платформы перекрыт мощным осадочным чехлом.
Плоскогорья
– Гвианское и Бразильское, находятся на поднятых участках платформы – щитах, весьма богатые рудными ископаемыми
IV. Закрепление изученного материала
Работа индивидуальная
1. Выполнить задание №2 из ВПР – профиль. Ваша задача – по представленному профилю определить географическую широту.
2. Назовите формы рельефа под буквами А,В – 2.2
3. Определите наибольшую абсолютную высоту территории, через которую проходит профиль на этом участке. 2.2
4. Какие полезные ископаемые имеются в ЮА? – 2.3
Работа с картами атласа – нахождение географических объектов
1. Панамский канал
2. Карибское море
3. Малые Антильские острова
4. Залив Ла - Плата
5. Фолклендские острова
6. О-в Огненная Земля
7. Пролив Дрейка
8. Магелланов пролив
V. Итог урока.
Рефлексия.
Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать_________
Лучше всего у меня получилось_________________
За что я могу себя похвалить_________________________
Для меня было открытием то, что___________________
Мне показалось сложным_________________________
Мне показалось простым____________________________
Над чем еще нужно поработать____________________
Какие задания мне понравились больше всего________
Своей работой на уроке я доволен/недоволен.__________
Выставление оценок за урок.
VI. Домашнее задание
Читать§34..(35-новый), задания 4,5,7-п