ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска"

ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска"

Уроки

 

Здесь вы найдете уроки, конспекты, презентации, планы  и прочие полезные материалы для работы учителя и обучения школьника.

Урок литературы " Чехов – человек красивой души.(Художественное мастерство Чехова- рассказчика)"

Цели урока:

Продолжить знакомство  учащихся с фактами биографии А.П.Чехова, творчеством писателя;

Путем исследовательских заданий и рассуждений решить проблемный вопрос урока;

Продолжить развивать навыки анализа художественного произведения Чехова;

Воспитание ценности человеческого счастья, бережного отношения к чувствам близких нам людей.

 

Методы проведения урока:

Слово учителя; проблемные вопросы; использование медиапроектора (слайды) гаджиты, групповая работа ; самостоятельная работа  по учебнику « Литература» 9 класс.

Наглядность:

1. Медиапроектор для показа слайдов ( № 1-16);

2. Оформление доски ( тема урока, портрет А.П.Чехова, эпиграф);

3. Выставка книг А.П.Чехова и о его судьбе..

Краткое описание: Содержание урока построено на одной «сквозной»  линии (понимание истинных жизненных ценностей через постижение жизни и творчества А.П.Чехова), которая объединяет все этапы урока.

 

 

Жизнь даётся человеку один раз.

   И надо прожить её бодро, осмысленно,  красиво.

                                                                                                                   А.П.Чехов.

Ход урока.

I.               Мобилизующее начало.

II.           Вступительное слово учителя.

              Чехов – писатель-классик, который более других соответствует современной динамичной эпохе. Изучение его творчества оказывает влияние на воспитание интеллигентного человека и читателя. Его произведения формируют читательскую культуру и эмоциональную отзывчивость. Это художник, который пробуждает активность читателя, требует работы мысли и души. ,
              III. Постановка проблемного вопроса.

            Как получилось, что на далекой окраине Российской империи появился талант такой силы, прославившийся не только в России, но и за ее пределами?

                  Ответ на этот вопрос кроется в самом характере произведений писателя, их проблематике, постановке и способах решения задач.
        Давайте вспомним, о ком пишет Чехов? А чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним его произведения.

 Учащиеся:   (Сообщения учащихся о прочитанных произведениях Чехова о человеке). (презентация)

             Учитель : О ЧЕЛОВЕКЕ. А человек – он везде человеком и остается: и в Таганроге, и в Москве, и в Париже… Практически любое событие чеховских рассказов могло произойти в любой точке земного шара. Каждый рассказ написан с особым старанием, охватив основные проблемы жизни человека.

             На сегодняшнем уроке мы постараемся пойти чуть дальше в своих исследованиях жизни и творчества писателя, а сделаем мы это через  интересные факты его жизни и его произведение, раскрывая художественное мастерство писателя.

             К концу урока мы должны ответить на проблемный вопрос : Как формируется внутренний мир писателя?

 I этап решения проблемы: опора на личностный опыт, актуализация имеющихся знаний и умений.

Учитель:  Дома вы работали над темой «Интересные факты из жизни Чехова»

-Выступления учащихся на основе исследовательской работы об интересных фактах биографии.

-Сделайте вывод, каким вы увидели Чехова?

Вывод: автор сам испытывал затруднения в жизни, мечтал о счастливом будущем и читателя убеждает в том, что жизнь дается человеку один раз. Все, что будет происходить с ним, будет зависеть только от него самого. Как ни трудно было ему в жизни, а он смог стать настоящим человеком, человеком красивой души, готовым направить читателя на правильный путь.

Физкультминутка.

             II этап решения проблемы : исследование причин выбора темы о внутреннем мире обыкновенного человека. 

Учитель. Первые 19 лет жизни Чехову дались нелегко.  На примере собственной семьи у него складывалось представление о человеке, как о главном действующем лице того или иного события. Именно человек в сознании Антона Чехова становился основой мироздания, объектом его пристального внимания и изучения.

.В многочисленных рассказах этого времени Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей. Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, а внутренний конфликт его духовного мира.

III этап решения проблемы урока. Обращение к рассказу А.П.Чехова «Тоска»

Вы уже дома прочитали рассказ, но просто прочитать недостаточно. Чтобы понять истинный смысл его произведений, надо обращать внимание на каждую деталь. Итак, рассказ называется «Тоска»

-Каково лексическое значение слова? Что такое, по- вашему, тоска? (определение из словаря)

(Тоска-стеснение духа, томление души, мучительная грусть, душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль- В.Даль «Толковый словарь..»

Тоска- 1. Душевная тревога в соединении с грустью, унынием.

            2.Скука, уныние, вызываемые однообразием обстановки, отсутствием интересов…)- Новый словарь русского языка Т.В.Ефремова.

1. Погружение в текст произведения

            1. Учитель.  

-  В рассказе автор поднимает одну из важных  тем. Какую? (тема одиночества человека, разобщенности человеческого мира.)

-Что значит быть одиноким?

-Может ли человек быть одиноким среди людей?

-Ощущаешь ли ты себя одиноким?

- Присутствует ли в рассказе черта, характерная для большинства чеховских произведений, такая как, соединение смешного и грустного?

              (Рассказ построен на взаимоисключающих началах: комизм внешнего положения и трагизм внутреннего состояния героя.)

             - Назовите художественную особенность рассказа.

 (Художественной особенностью рассказа «Тоска» является концентрирование внимания на одном главном герое (через описание внешнего событийного ряда передаётся внутренне состояние, которое отражено в названии рассказа).

-Каков сюжет рассказа?

2.Блиц- опрос на знание деталей.

1 В какое время суток происходит действие? (вечер)

2 Имя и фамилия извозчика.(Иона Потапов)

3 Кто выслушал Иону? (никто)

4 Кто жена Ионы? (сырая земля)

5 Какой знак препинания стоит в конце рассказа? (многоточие)

3.Анализ рассказа.

- Для чего даётся автором городской пейзаж? Прочитайте. (на его фоне раскрываются душевные переживания героя)

-Видим ли мы в рассказе портрет Ионы? (Нет, Чехову важно описать внутреннее состояние героя)

-Что подчёркивает внутреннее состояние героя? (речь, поведение). Учащиеся приводят цитаты, раскрывающие внутреннее состояние Ионы.

 - Учащимся предлагается проанализировать отношение внешнего мира к беде главного героя (военный, трое гуляк-весельчаков, дворник, молодой извозчик).

-Сколько раз пытается Иона рассказать о смерти сына? (3)

-Как называется это выразительное средство?

-Найдите и прочитайте реакцию собеседников.

Военный « Несколько раз оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать».

Трое гуляк-весельчаков: «Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю!.. Ты слышишь, Змей Горыныч?».

Дворник: « Чего же стал здесь? Проезжай!».

Извозчик « Молодой укрылся с головой и уже спит».

Вывод: окружающий Иону мир остаётся к нему равнодушен: людям нет дела до горя «маленького» человека.

-Как рисует автор тоску? Для чего? (учащиеся приводят примеры из текста, рисующие внутреннее переживание героя, его тоску)

Равнодушие- это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей- надо чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись. Но и этой малости не то чтобы жалко- просто лень сочувствовать, понимать…

Вывод: автор использует преувеличение, чтобы показать масштаб, глубину, искренность чувств). Если мир отталкивает от себя Иону, то извозчик, напротив, хочет приобщиться к нему, стать его неотъемлемой частью. Ему, как и всем нам, так необходимо людское сочувствие и сострадание. Только оно облегчит и уврачует душу человека.

4.Выразительное чтение, анализ последней сцены. Как описывает её автор? Как вы объясните многоточие? (С трогательной теплотой, состраданием)

Вывод: отчаявшийся избавиться от тоски, Иона идёт в конюшню к лошади. Именно она и стала той «собеседницей», которая отнеслась к горю Ионы неравнодушно, не перебивала, слушала и дышала «на руки своего хозяина… Такой пронзительный финал рассказа об одиночестве не только драматичен, в нем заключена и горькая ирония, и незаметное обращение Чехова к читателям. Внимание читателей сосредоточено вовсе не на нелепом поведении Ионы, раскрывающем свою душу лошади, а на глубокой трагедии одинокого страдающего человека, до которого нет дела сытым и равнодушным. Поэтому читать эту сцену без слёз невозможно. Старший брат Чехова, Александр Павлович, через несколько лет у постели своего умирающего сына вспомнил об этом рассказе

и написал Чехову : «…В этом месте твоего рассказа ты-бессмертен».

- Какие чувства вызвал у вас рассказ? Почему данная тема является актуальной и в наше время? ( В суете жизни мы не находим времени для того, чтобы послушать, помочь, посочувствовать тем, кому это так важно и необходимо)

Вернемся  к проблеме нашего урока. Как, по- вашему, формируется внутренний мир писателя?  Антон Павлович Чехов – необычный писатель, очень откровенный, прямой. Он и человек необыкновенный. Главными чертами его являются интеллигентность, деликатность, умение сильно чувствовать и любить.

Ключом к пониманию творчества Чехова могут стать и слова М.Горького: «Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:

  — Скверно вы живете, господа!» (дискуссия, учащиеся высказывают своё мнение)

 

II. Слово учителя. Рассказ заставляет задуматься всех нас. Трудно ответить на вопрос, как бы каждый из нас поступил в данной ситуации, но ясно одно: всем нам нужно быть хоть чуточку внимательнее друг к другу, не стесняться в добрых словах, сочувствии и добром отношении к тем, кто рядом с нами. В жизни часто можно встретить такое безысходное страдание. Чувство сострадания, сопричастности помогает пережить такие тяжёлые моменты в жизни. Именно об этом же самом писал в XX веке поэт Э.Асадов (чтение стихотворения Э Асадова «Падает снег»)

 

Падает снег, падает снег -

Тысячи белых ежат...

А по дороге идет человек,

И губы его дрожат.

 

Мороз под шагами хрустит, как соль,

Лицо человека - обида и боль,

В зрачках два черных тревожных флажка

Выбросила тоска.

 

Измена? Мечты ли разбитой звон?

Друг ли с подлой душой?

Знает об этом только он

Да кто-то еще другой.

 

Случись катастрофа, пожар, беда -

Звонки тишину встревожат.

У нас милиция есть всегда

И "Скорая помощь" тоже.

 

А если просто: падает снег

И тормоза не визжат,

А если просто идет человек

И губы его дрожат?

 

А если в глазах у него тоска -

Два горьких черных флажка?

Какие звонки и сигналы есть,

Чтоб подали людям весть?!

 

И разве тут может в расчет идти

Какой-то там этикет,

Удобно иль нет к нему подойти,

Знаком ты с ним или нет?

 

Падает снег, падает снег,

По стеклам шуршит узорным.

А сквозь метель идет человек,

И снег ему кажется черным...

 

И если встретишь его в пути,

Пусть вздрогнет в душе звонок,

Рванись к нему сквозь людской поток.

Останови! Подойди!

 

VIII. Подведение итогов. Ваши ответы сегодня были разные, но все их объединяет одно: необходимо помнить о нравственных качествах, быть сострадательными, уважать ближних. И в этом одна из тайн чеховского творчества, которого вы будете открывать еще больше и больше, а открывая, учиться правильно жить. Обидно, если бы этот «… большой, умный, ко всему внимательный человек», сегодня произнес:

  — Скверно вы живете, господа!»

Домашнее задание: письменная творческая работа призыв-обращение к современникам «Прохожий, остановись

 

Copyright © ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска", 2011-2021
Программа управления сайтами - CMS SiteEdit