ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска"

ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска"

Внеурочная деятельность по предметам

На странице размещены сценарии внеурочных мероприятий по предметам.

Выступление на заседании ШМО

 Автор: Павлова Юлия Александровна, учитель русского языка  первой квалификационной категории.

 Доклад  "Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС".

 

 

 

Проблема слабой успеваемости детей и способы преодоления ее издавна волнуют педагогов. Каковы причины, порождающие неуспеваемость? У каждого ученика своя причина,  но в то же время есть и общее для определенного круга школьников.

На мой взгляд, слабоуспевающий - это тот, у которого отсутствуют познавательные интересы, желание учиться либо из-за дурного влияния улицы, либо семьи. Что касается нашего случая, то , наверное, сюда можно включить все причины сразу. Плюс ко всему в классе всего один ученик.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования предлагает: изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный); изменение оценки результатов обучения (оценки не только предметных ЗУН, но личностных и метапредметных результатов);изменение системы аттестации учителей(оценка качества управления учебной деятельностью учащихся);

Освоение основной образовательной программы происходит посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции-умения учиться. В результате изучения всех без исключения предметов формируются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия как основа умения учиться.

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Поэтому методика работы со слабоуспевающими детьми должна быть специальной, учитывать особенности развития этих детей. Причины неуспеваемости учащегося моего класса: особенности организма школьника, особенности личности школьника, особенности воспитания в семье. 

Отставание моего учащегося в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

1.      Недостаточный уровень умственного развития(не уделяется должного внимания и контроля при подготовке домашних заданий). 

2.      Несформированность учебных навыков. (Ребёнок не умеет учиться: работать с текстом, выделять главное, существенное, не может организовать своё время и распределить усилия).

3.      Дефицит внимания с гиперактивностью (отвлекаемость, подвижность. неусидчивость).

4.      Оотсутствие познавательного интереса (с ребёнком недостаточно занимались, не развивали его познавательные способности, ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение). 

5.      Несформированность произвольной сферы(ученик делает то, что ему нравиться и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач).

6.      Низкий уровень развития словесно-логического мышления (реализовывать принцип доступности учебного материала).

7.      Низкая работоспособность (правильны и разумные способы учебной работы – кроме списывания упражнения он практически ничего самостоятельно делать не может). Поэтому нужно так организовать учебный процесс, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к обучению. 

Поэтому я стараюсь помочь слабоуспевающему ученику: для закрепления я формулирую минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

Виды помощи неуспевающему ученику на уроке:

1.      В процессе контроля: создаю атмосферу доброжелательности при опросе; снижение темпа опроса, разрешении дольше готовиться для ответа; предложение учащимся примерного плана ответа; разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления; стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. 

2.      При изложении нового материала: обращаюсь с вопросами, выясняющими степень понимания им учебного материала; привлекаю к высказыванию предложений при проблемном обучении к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы; 

3.      В ходе самостоятельной работы на уроке разбиваю задания на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых; напоминаю прием и способа выполнения задания; ссылаюсь на правила, которые необходимы для упражнений; стимулирую самостоятельные действия.

Как повысить работоспособность: разнообразить виды деятельности, проветривать кабинет, проводить физминутки.

Для эффективной работы со слабоуспевающими учащимися учитель должен: Знать психическое развитие ребёнка: восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный), внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное), память (вербальная, невербальная).

По мнению психолога Н.И. Мурачковского можно выделить определенные типы слабоуспевающих учеников.

Первый: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учебе.

Второй: высокое качество мыслительной деятельности +отрицательное отношение к учебе.

Третий: низкое качество мыслительной деятельности + отрицательное положение к учебе.

Так типология имеет большое значение. Зная истинные причины слабой успеваемости, мы сможем оказать каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.

Существует ряд правил работы со слабыми учащимися, разработанные психологами:

1.      Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

2.      Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

3.      Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

4.      Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

5.      Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.

6.      Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

7.      Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

8.      Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.[4,109] 

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться? Это создание на уроке ситуации успеха. Это позволяет слабому – выполнить посильный объем работы.

Важна технология сотрудничества. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Это стимулирует желание учиться.

Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися. При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. 

Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках. А как помочь неуспевающему ребенку преодолеть неуверенность в себе?. Нужно стараться вычленять те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе.

При оценивании ученика я стараюсь использовать все эти компоненты, даже если ученик ответил не лучшим образом. Есть много способов оценить ученика так, чтобы он не воспринимал слова учителя как проявление отрицательного отношения к себе, ведь слова «Ты сделал это плохо» ученики расценит как «Ты плохой». Они нуждаются в помощи учителя и его положительной оценке. Поэтому исправлять ошибки нужно очень деликатно, не обидно для ребёнка, например вежливым переспросом, уточнением, подсказкой. 

Особое внимание следует уделить тому, чтобы не дать закрепиться новым неудачам. Для этого, тренируя волю ребенка, нужно заставлять его доводить начатое дело до конца, не откладывая его на «потом» при первых же ошибках. [5,224] Особое внимание стоит обратить на характер и форму порицания и поощрения отстающего ученика. Порицание ни в коем случае не должно касаться способностей ученика. Оно должно быть предельно конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков (например, нарушений дисциплины, небрежности в работе и т.д.).Психологи рекомендую порицание в форме простого удивления учителя по поводу наступившего ухудшения в работе или поведении ученика («Я не ожидал», «Меня очень удивило…» и т.д.).Немаловажно, каков тон речи учителя в момент порицания. Раздражение, злость в голосе вызывают только негативную реакцию ученика. Нужно стараться говорить с ним спокойно доброжелательно и заинтересованно. Следует обращать внимание и на такие моменты, связанные с получаемой неуспевающим оценкой как ее подробное обоснование, а также выделение тех критериев, по которым идет оценивание, с тем, чтобы они были понятны самим учащимся.Достаточно эффективным может быть прием, который использовался известным педагогов Ш.А. Амонашвили, - превращение отстающего ученика в «учителя», наставника, помогающего слабому ученику из младшего класса. 

Итак, подводя итог всему вышесказанному, хочу провести параллели между внедрением ФГОС и работой со слабоуспевающими учащимися:
ФГОС УМК Перспектива - Работа со слабоуспевающими учащимися – это
цикличность изложения учебного материала, осуществление практической деятельности через деятельностный метод, затем теория. Дети не удерживают в памяти формулировок правил и определений,т.к. не понимают их, понятия.

Деятельностный метод - Учёт индивидуальных особенностей развития.

Вся эта работа должна идти рядом с главным трудом – учением.

Если у ребёнка техника чтения на очень низком уровне, то это приводит к отставанию по всем предметам, тормозит развитие восприятия, понимания, воссоздания и воспроизведения читаемого текста. Ребёнку трудно ориентироваться в тексте, выделять главное, а если текст объёмный, то ребёнку трудно определить сюжетную линию. Поэтому я использую следующий приём – необходимо научить выделять главное, а потом второстепенное: о чём, о ком говорится? Что об этом говорится дальше?
Тексты с заданиями, логическая обработка текстов. Формирование навыка чтения. Определение целей работы на уроке.
Родительская ответственность.
Внеурочная занятость. Обязанности родителей.
Лишить ребёнка пустого времяпрепровождения
Мотивация. Постоянное вовлечение и привлечение в различные виды деятельности на уроке, ребенок должен быть занят.
Групповая работа.
Стимулирование самостоятельной деятельности, вовлечение в те сферы, где ученик может проявить себя; вовлечение в деятельность, в процессе которой имеют место быть объяснения одноклассников.
Постановка проблемы. Открытие новых знаний. Озадачивание, возможность выдвинуть свою гипотезу.
Подача материала «по спирали». Опережающее обучение.
Рефлексия. Самоконтроль, самооценка.
Гуманистическая парадигма образования. Психологический микроклимат, каждому «есть место в классе».
Фиксирование и выявление места затруднения. Алгоритм: сравни, найди, повтори(подготовительно – опережающее обучение).
Составление программы действий. Вместе с классом.
Самостоятельная работа. С эталоном.

Таким образом, осуществляя работу по развитию и обучению слабоуспевающих учащихся, необходимо опираться на знания психологии, возрастной физиологии, особенностей развития школьников. Современные УМК, разработанные в соответствии с новыми образовательными стандартами, позволяют учителю правильно организовать работу со слабоуспевающими учащимися и имеют для этого соответствующие инструменты, позволяют формировать весь комплекс заданных ФГОС личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий и умения учиться в целом.

Использованная литература:

1.Избранные педагогические труды. Обучение и развитие. Л.В.Занков. М. 1984.

2. Концепция учебно – методического комплекса «Перспектива». Л.Г.Петерсон, О.А.Железникова. М., Просвещение, 2011.

3. Рабочая книга школьного психолога. И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова. М.1991.

4.Требования к современному уроку. Методическое пособие. М.М.Поташкин. Москва. Центр педагогического образования. 2008.

 

(скачать)

 

 

Copyright © ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Калининска", 2011-2021
Программа управления сайтами - CMS SiteEdit